Продолжительность - 2 часа

Целью работы является изучение общей компоновки судового дизеля, состава и взаимного расположения основных неподвиж­ных деталей и навешенных агрегатов двигателя.

Современный судовой дизель – сложный комбинированный двигатель, состоящий из:

· остова (фундаментной рамы, коренных подшипников, картера, блока, втулок и крышек цилиндров);

· деталей движения (коленчатого вала, демпфера крутильных колебаний, маховика, шатунов, мотылевых подшипников, поршней с поршневыми пальцами и кольцами);

· коробки приводов (шестерен и валов, обеспечивающих передачу крутящего момента от коленчатого вала к навешанным механизмам);

· механизма газораспределения (кулачкового вала, подшипников, толкателей, клапанов и др.);

· системы воздухо- и газообмена (воздушного фильтра, глушителя шума, турбокомпрессора агрегата наддува, охладителя наддувочного воздуха, воздушного коллектора и коллектора отработавших газов);

· системы топливоподачи (топливных фильтров, трубопроводов, насосов и их приводов, форсунок и др.);

· системы смазки (масляных фильтров, трубопроводов, насосов и их приводов, термостата и др.);

· системы охлаждения (трубопроводов, расширительной цистерны, насосов и их приводов, термостата и др.);

· системы регулирования (регуляторы, их приводы);

· системы пуска, реверса и управления;

· системы контроля параметров, защиты, сигнализации и диагностирования.

Из всего многообразия возможных компоновочных (архитектурных) схем ДВС на судах внутреннего и смешенного плавания нашли применение только вертикальные рядные и V-образные судовые дизели.

Рядные судовые дизели с числом цилиндров от 1 до 8 используются в качестве аварийных и вспомогательных (привод электрогенераторов).

В качестве главных двигателей используются 6-8 цилиндровые рядные и 8-12 цилиндровые V-образные судовые дизели.

Многие как отечественные, так и зарубежные дизелестроительные заводы выпускают мощностные ряды двигателей одной размерности, как в рядном, так и в V-образном исполнении, например, 6ЧН15/18 и 12ЧН15/18 (ОАО «Барнаултрансмаш»), 6ЧН18/20 и 12ЧН18/20 (ОАО «Звезда»), 4,6ЧН26/26 и 8,12,16,20ЧН26/26 («ОАО «Коломенский машиностроительный завод»), 4,5,6,8ЧН20/28 и 12,16ЧН20/28 (Вяртсиля, Финляндия).

Компоновочная схема судовых дизелей определяется составом и взаимным расположением, прежде всего, деталей остова, а также коробки приводов, распределительного вала и ТНВД, агрегата наддува, охладителя наддувочного воздуха, воздушного коллектора и коллектора отработавших газов.

Компоновочная схема рядных судовых дизелей, как правило, достаточно проста и содержит:

· фундаментную раму или масляный поддон (при использовании подвесных коленчатых валов);

· картер;

· блок цилиндров или блок-картер (в случае их выполнения в виде единой отливки);

· крышки цилиндров;

· воздушный коллектор (трубопровод, расположенный вдоль блока цилиндров или отлитого за одно целое с ним);

· агрегат наддува и ОНВ (расположенные на переднем, реже на заднем торце двигателя - над маховиком).

На этой же стороны двигателя, где находится воздушный коллектор, в средней части блока расположены ТНВД и распределительный вал.

Теплоизолированный или охлаждаемый коллектор отработавших газов установлен также вдоль блока с противоположной стороны от воздушного коллектора.

Фундаментные рамы служат для установки на них картера или блок-картера, укладки в коренные подшипники коленчатого вала.

Картер связывает фундаментную раму с блоком цилиндров и образует внутренний объем, в котором вращаются кривошипы (мотыли) и противовесы коленчатого вала. В картере имеются лючки для технического обслуживания подшипников коленчатого вала, монтажа и демонтажа шатунов и поршней. На наружной поверхности картера может быть размещена масляная центрифуга.

Блок предназначен для размещения втулок цилиндров и организации их жидкостного охлаждения. Он является самой массивной деталью двигателя.

На блоке, как правило, размещены топливные и масляные фильтры, топливные, масляные и водяные трубопроводы, устройства для контроля и управления двигателем и многое другое.

Завершают остов крышки цилиндров, которые могут быть индивидуальными (на 1 цилиндр) или блочными (на 2 цилиндр или более цилиндров).

Основным отличием V-образных судовых дизелей от рядных является наличие в их компоновочной схеме двух блоков цилиндров, расположенных вдоль одного коленчатого вала и образующих между собой угол, лежащий в диапазоне от 400 до 900 (угол развала блоков).

Между блоками с помощью дополнительных конструктивных элементов может быть создан воздушный ресивер, сообщающийся через крышки с внутренним пространством втулок цилиндров, или установлен ТНВД и его привод.

У современных V-образных судовых дизелей, чаще всего, отсутствует фундаментная рама. Картер и блок цилиндров могут быть выполнены как в виде отдельных отливок, так и за одно целое.

У двигателей 12ЧН18/20 (ОАО «Звезда») блоки и крышки цилиндров объединены и образуют так называемый моноблок.

Многие судовые дизели как рядные, так и V-образные, имеют верхнее расположение распределительного вала (над крышками цилиндров).

В мощных как рядных, так V-образных судовых дизелях фундаментная рама, картер, блок цилиндров, а иногда и крышки цилиндров, стянуты между собой анкерными связями.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: