Англо-саксонская правовая семья или система «общего права». 16 страница

Следовательно, правопорядок включает в себя не толь­ко отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на нормах права организацию самой полити­ческой власти, т.е. государство. На эту сторону правопоряд­ка обращал внимание еще Цицерон, вопрошая: «Да и что такое государство, как не общий правопорядок?» Близок к нему и Кант, рассматривавший государство как «объедине­ние множества людей, подчиненных правовым законам».

Иначе говоря, государство есть и важнейший элемент, и необходимое условие правопорядка.

С одной стороны, кон­ституированное правом и функционирующее в строго уста­новленных рамках государство составляет важнейшее зве­но правопорядка.

С другой – оно властный субъект, обеспечивающий и охраняющий правопорядок. Не случайно пра­вовое регулирование деятельности государственных орга­нов и должностных лиц осуществляется по принципу «Доз­волено только то, что прямо разрешено».

Правопорядок, таким образом, можно рассматривать как единство права и власти. Это порядок, при котором право­вое положение и взаимоотношения всех субъектов обще­ственной, политической и государственной жизни четко оп­ределены законами и защищены государственной властью. Наиболее адекватной формой реальности подобного право­порядка выступает правовое государство.

Правопорядок не самоцель, а социально и исторически обусловленные всеобщее средство и форма выражения, учреждения и организации свободы и справедливости в об­щественных отношениях.

Правопорядок следует отличать от близкого, но не иден­тичного ему явления — общественного порядка, который, как и правопорядок, характеризуется организованностью, упорядоченностью общественных отношений. Однако в от­личие от правопорядка общественный порядок образуется под воздействием не только правовых, но и иных социальных норм: норм морали, обычаев, корпоративных норм и т.д.

Общественный порядок – это состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

Общественный порядок обеспечивается преимуществен­но силой общественного воздействия. Но это не означает, что его состояние безразлично для государства.

С одной стороны, важнейшей частью общественного порядка явля­ется правопорядок.

С другой – состояние общественного порядка обусловливает во многом состояние правопорядка. Невозможно регламентировать правопорядок, не оказывая влияния на общественный порядок, который поэтому нередко поддерживается принудительной силой государства. Так, ст. 213 УК предусматривает ответственность за хулиганство, т.е. грубое нарушение общественного порядка.

Таким образом, правопорядок и законность – цель и результат правового регулирования, важнейшие юридичес­кие и политические явления, состояние которых оказывает непосредственное влияние на общественную жизнь. Поэто­му не случайно основным направлением деятельности про­фессионалов-юристов выступает работа по их обеспечению (укреплению).

Вопросы для самоконтроля:

Что такое законность?

Каковы требования законности?

Назовите принципы законности?

Каково соотношение законности и законодательства?

Какие существуют гарантии законности?

Дайте определение понятию «правопорядок».

Каково соотношение правопорядка и общественного порядка?

Дополнительная литература

Артемов В.M. Правопорядок в современном российском обществе: Концептуальные обоснования и инновации. – M., 1998.

Борисов В.В. О гарантиях законности // Вопросы теории госу­дарства и права. – Саратов, 2000. – Вып. 2. – С. 36-41.

Ведяхин В.М.. Ефремов А.Ф. Политические гарантии законно­сти // Правоведение. – 2000. – № 2. – С. 59-72.

Духно Н.А. Теоретические основы правового порядка // Акту­альные проблемы правопорядка. – M., 2000. – Вып. 2. – С. 3-9.

Евдокимова Е.Г., Ромашов Р.А. Правовой режим законности: теория и история // Правоведение. – 2001. – № 5. – С. 261-271.

Законность в Российской Федерации. – М.: Изд-во Спарк, 1998.

Казаков В.H. О некоторых чертах современного международно­го правопорядка // Государство и право. – 2003. – № 4. – С. 88-92.

Кашенов В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации // Государство и право. – 1998. – № 2.

Мехович А.М., Мордовец А.С., Силантьева А.В. Законность и уважение прав человека в деятельности ОВД // Правоведение. – 1999. – № 3. – С. 154-162.

Минниахметов P.Г. Право и законность – исторически нераз­рывные понятия // Труды МГЮА: Сборник статей. – 2003. – №. 10. – С. 111-114.

Муксинов Н.Ш., Сафонов В.Е., Хабибулин А.Г. Проблема укрепления законности в республиках Российской Федерации // Государство и право. – 1998. – № 12. – С. 95-97.

Пахоменко Т. Избирательное законодательство и соблюдение законности // Законность. – 2000. – № 8. – С. 17-20.

Правовой режим законности: Вопросы теории и истории: Материалы межвузовской научно-теоретической конференции. – СПб., 2001.

Правопорядок и борьба с преступностью // Актуальные пробле­мы правоведения. – Самара, 2001. – № 1. – С. 112-129.

Сахиев Р.А., Фатхуллин Н.С. Законность и правопорядок: к новой парадигме // СОЦИС. – 1998. – № 11.

Суляк О.П. Проблемы обеспечения законности в сфере приме­нения права. – M., 2002.

Тагиев А.С. Некоторые актуальные проблемы законности и пра­вопорядка в современной правовой науке // Право и политика. – 2001. – № 8. – С. 8-15.

Талянин В.В. Режим правозаконности (теоретико-правовой ас­пект): Дисс. … канд. юрид. наук. – СПб., 1999.

Терминологический словарь

Законность – 1) комплексное политико-правовое явление, отражаю­щее правовой характер организации общественно-полити­ческой жизни, органическую связь права и власти, права и государства; 2) общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

Принципы законности – это основные идеи, начала, выражающие содержа­ние законности.

Субъекты требований законности, ее адресаты – все граждане, их орга­низации, должностные лица, государственные органы.

Гарантии законности – это определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

Гарантии законности - это объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства, обеспечивающие режим законности.

Специальные средства законности – это юридические и организационные средства, предназначенные исключитель­но для обеспечения законности.

Правопорядок – 1) основанная на праве и законности организация обще­ственной жизни, отражающая качественное состояние об­щественных отношений на определенном этапе развития общества; 2) состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и реализации данных норм.

Общественный порядок – это качество (свойство) системы общественных отношений, состоящее в такой упорядоченности социальных связей, которая ведет к согласованности и ритмичности общественной жизни, беспрепятственному осуществлению участниками общественных отношений своих прав и обязанностей и защищенности их обоснованных интересов, обще­ственному и личному спокойствию.

Общественный порядок – состояние урегулированности общественных отношений, основанное на реализации всех социальных норм и принципов.

1. Какое понятие определяют так: «Принцип поведения всех участников правоотношений, означающий требование соблюде­ния и исполнения законов и иных нормативных правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, об­щественными организациями и гражданами»?

1. Политико-правовой режим.

2. Законность.

3. Правопорядок.

2. Законность – это

1. Общественно-политический режим, состоящий в господстве права и закона в общественной жизни, неукоснительном осуществлении предписаний правовых норм всеми участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произво­лом в деятельности должностных лиц, в обеспечении порядка и организованности в обществе.

2. Определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства.

3. Состояние организованности, упорядоченности общественных отношений, которое возникает в результате их регламентации правовыми нормами и неукоснительной реализации данных норм всеми субъектами права.

3. Как соотносятся законность и государственная дисциплина?

1. Государственная дисциплина является составной частью за­конности.

2. Законность является составной частью государственной дисциплины.

3. Законность выступает содержанием государственной дис­циплины, а государственная дисциплина – форма реализации за­конности.

4. Определенный комплекс организационных, экономических, политических, идеологических факторов и юридических мер, обеспечивающих соблюдение норм права, защиту прав граждан и интересов общества и государства – это

1. Принципы законности.

2. Гарантии законности.

3. Требования законности.

5. Что определяется как «состояние общественных отношений, являющихся результатом фактического осуществления законо­дательства в условиях режима законности, который обеспечи­вает беспрепятственное пользование юридическими правами и выполнение юридических обязанностей всеми субъектами обще­ственных отношений»?

1. Система правоотношений.

2. Общественный порядок.

3. Правопорядок.

6. В чем состоит различие понятий «правопорядок» и «общест­венный порядок»?

1. Общественный порядок является составной частью правово­го порядка.

2. Правопорядок и общественный порядок – тождественные понятия.

3. Правопорядок является составной частью общественного по­рядка.

7. Как соотносятся законность и правопорядок?

1. Правопорядок лежит в основе законности.

2. Правопорядок есть результат реализации требований закон­ности в повседневном поведении участников правоотношений.

3. Законность – составная часть правопорядка.

8. Какому понятию соответствует следующее определение: «Объективные и субъективные условия, а также специальные юридические средства и способы, посредством которых обеспечи­вается законность»?

1. Юридическая ответственность.

2. Меры защиты.

3. Гарантии законности.

9. Какие из перечисленных гарантий не относятся к юридическим гарантиям законности?

1. Процессуальные гарантии.

2. Устойчивая денежная система.

3. Гарантии правосудия.

10. Какие из перечисленных принципов не относятся к принципам законности?

1. Единство законности.

2. Наличие самоуправления.

3. Равенство всех граждан перед законом и судом.


Тема 22. Механизм правового регулирования

Учебные вопросы:

1. Правовое регулирование и его предмет.

2. Способы, типы и методы правового регулирования.

3. Нормативное и индивидуальное правовое регулирование. Саморегулирование.

4. Стадии и механизм правового регулирования.

Правовое регулирование и его предмет

Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения.

Правовое регулирование – это процесс, предполагающий непосредственное правовое воздействие на юридически значимые общественные отношения.

Предметом правового регулирования являются обществен­ные отношения.

Они проявляются в поведении, действиях, деятельности людей и ни в чем другом проявляться не могут.

Право, регулируя поведение людей, тем самым регулирует и отношения между ними – экономические, политические, брачно-семейные, трудовые и т. д.

Однако правовому регули­рованию подвергаются далеко не все общественные отноше­ния, не всякое поведение человека.

Во-первых, предметом правового регулирования являют­ся лишь волевые отношения, находящиеся под контролем со­знания и воли субъектов.

Это естественно, ибо право регули­рует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, за­ставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его пове­дение не будет предметом правового регулирования.

Во-вторых, правовому регулированию подвержены лишь те отношения, которые поддаются внешнему контролю.

В-третьих, правовое регулирование возможно лишь в тех случаях, когда у субъектов есть возможность выбора одного из многих (хотя бы из двух) вариантов поведения.

Если такого выбора нет, то требование нормы права бесполезно. Нельзя, например, с помощью норм права запретить человеку отправ­ление естественных потребностей: дышать, пить, есть, спать и т. д., обязать его любить или ненавидеть что-либо или ко­го-либо.

В-четвертых, право регулирует лишь то поведение, кото­рое социально значимо, оказывает влияние на интересы дру­гих людей, т.е. та сфера общественных отношений, которая подвергается юридическому воздействию.

В-пятых, правовому регулированию подвержены устойчивые, повторяющиеся отношения.

Следовательно, предмет правового регулирования - это фактические отношения лю­дей, связанные с реализацией правил возможного и должного поведе­ния, которые объективно нуждаются в правовом обеспечении.

Если правовое регулирование обычно определяют как осуществляемое всей системой юридических средств воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения,

то правовое воздействие – как взятый в единстве и многообразии весь процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

Правовое воздействие - это более широкое понятие.

Оно включает в себя регулирование поведения и воздействие на сознание человека, на его социальные установки.

Тот или иной субъект может никогда не быть участником каких-либо отношений, не совершать каких-либо действий, предусмот­ренных нормами права.

Однако его ознакомление с содержа­нием определенного закона оказывает влияние на его созна­ние, мировоззрение.

В этом плане можно отметить, что право не только регулирует поведение людей, но и способст­вует формированию политического, правового и нравствен­ного сознания членов общества, его поведенческих установок.

Различия между правовым регулированием и правовым воздействием состоят в следующем.

1. Предмет правового регулирования несколько уже предмета правового воздействия (в последний входят и такие экономические, политические, социальные отношения, которые правом не регулируются, но на которые оно, так или иначе, распространяет свое влияние).

2. Если правовое регулирование как специально-юридическое воздействие в любом случае связано с установлением конкретных прав и обязанностей субъектов, с прямыми предписаниями о должном и возможном, то правовое воздействие – не всегда.

3. Если первое означает осуществление правовых норм через правоотношения, то второе – не обязательно.

Отсюда правовое регулирование всегда означает также и правовое воздействие, но правовое воздействие – не всегда означает сознательное нормирование общественных отношений.

В этом смысле регулирование – лишь одна из форм воздействия права на социальные связи, охватывающая далеко не все иные его формы.

К иным формам относят следующие:

1) информационно-психологическую,

2) воспитательную,

3) социальную.

Информационно-психологический (мотивированный) аспект характеризуется воздействием нормативной правовой информации на мотивы субъектов.

Воспитательный (педагогический, ценностно-ориентационный, общеидеологический) аспект необходимо отличать от информационно-психологического (мотивационного). Здесь акцент делается на общеидеологическое влияние всей правовой действительности на внутренний мир субъекта, на формирование в сознании людей ценностных представлений, на правовое воспитание личности.

Социальный аспект характеризуется взаимосвязью правовых и других социальных (экономических, политических, нравственных) факторов, принимающих участие в жизни права на всех этапах его функционирования. Эти факторы в своей совокупности образуют то, что называют социальной средой действия права.

К ним относят: доведение правовых норм и предписаний до всеобщего сведения; направление поведения субъектов путем постановки в правовых актах социально полезной цели; формирование правом социально полезных образцов поведения; социально-правовой контроль.

Все вышеназванные формы (информационно-психологическая, воспитательная, социальная) воздействия права на общественные отношения взаимосвязаны.

Такое же положение в совокупном правовом воздействии занимает и правовое регулирование (как лишь одна из форм воздействия – специально-юридическая).

Отсюда вытекает, что, с одной стороны, нельзя совершенно отождествлять понятия «правовое регулирование» и «правовое воздействие» (у них не совпадает объем), а с другой – нельзя их полностью различать (в самом общем виде их можно использовать как синонимы, ибо подобное разделение условно, связано с выделением различных граней общего действия права).

Правовые средства: понятие и виды.

Право – многогранное явление, которое можно рассматривать с разных сторон.

Оно выступает, прежде всего, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, меры свободы и справедливости.

Наряду с этим право можно оценивать и как средство (инструмент) для разрешения практически значимых задач общества, для удовлетворения интересов людей.

В рамках этого подхода и исследуются правовые средства.

Что же понимают под ними?

В самом общем виде правовые средства – это все те юридические инструменты, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права, обеспечивается достижение поставленных правовых целей.

В качестве правовых средств выступают:

нормы права,

правоприменительные акты,

договоры,

юридические факты,

субъективные права и юридические обязанности,

запреты,

льготы,

меры поощрения,

меры наказания и т. п.

Признаки правовых средств:

1) выражают собой юридические способы обеспечения интересов субъектов права;

2) сочетаясь определенным образом, они выступают основными «работающими частями» действия права, правового регулирования, правовых режимов;

3) имеют юридическую силу и поддерживаются государством.

Правовые средства своим действием показывают возможности права, его потенциал в урегулировании общественных отношений, в удовлетворении различного рода правомерных интересов индивидуальных и коллективных субъектов.

Собственно правовые средства и придают социальную ценность праву.

Виды правовых средств.

В зависимости от отраслевой принадлежности правовые средства могут быть конституционными, гражданскими, административными, уголовными и т. п.;

в зависимости от характера – материальными и процессуальными;

в зависимости от того, в каком правовом акте они содержатся – нормативными и правоприменительными;

в зависимости от функциональной роли – регулятивными и охранительными;

в зависимости от информационно-психологической направленности – тимулирующие (поощрения, льготы, субъективные права и т.д.) и ограничивающие (наказания, запреты, обязанности и т.д.).

Способы, типы и методы правового регулирования

В правовом регулировании используются три способа ре­гулирования: дозволение, обязывание, запрет.

Дозволение – это предоставленная субъектам возможность совершать самим определенные активные действия в своих собственных интересах.

Позитивное обязывание – возложение на лиц обязанности совершать активные, позитивные действия.

Запрет – обязанность не совершать какие-то действия. Итак, запрет есть разновидность обязанности. Это обязан­ность воздерживаться от совершения действий, запрещенных правом.

Отметим, что если закон возлагает на кого-либо обязанность совершения каких-либо действий, то тем самым и дозволяет совершение этих действий. Однако если закон что-либо дозволяет, то это совсем не означает, что субъект обязан совершить такие действия.

Управомоченный по свое­му усмотрению использует дозволение. Он может им восполь­зоваться, а может и не воспользоваться. У него существует свобода выбора.

Но она отсутствует с точки зрения нормы права у обязанного субъекта. Он должен совершить соответ­ствующие действия.

В качестве дополнительных способов правового регулирования можно назвать – поощрение и рекомендации.

Типы правового регулирования – это определенное соче­тание способов регулирования: дозволения, обязывания и за­прета.

Общедозволительный тип правового регулирования основывается на общем дозволении, из которого путем запрета делается иск­лючение.

Он обычно формулируется так: «дозволено все, кро­ме того, что прямо запрещено» или «разрешено все, что прямо не запрещено законом».

Например, субъектам дозво­лено совершать различные виды сделок, однако совершение некоторых сделок любому субъекту запрещено (купля-прода­жа оружия, наркотиков).

Разрешено заниматься различными видами промыслов, исключая некоторые запрещенные (изго­товление наркотиков, оружия и т. д.).

При этом субъекты в своем поведении руководствуются диспозитивным методом, предполагающим добровольность выбора варианта позитивного поведения и реальную возможность своими непосредственными деяниями (действиями или бездействиями) реализовать предписания правовых норм.

Общедозволительный тип правового регулирования не предполагает специального разрешения со стороны государства на совершение субъектом тех или иных деяний.

Основным условием признания этих деяний правомерными является отсутствие в законодательстве запрета на их совершение.

Общедозволительный тип регулирования неприменим к деятельности государствен­ных органов.

Разрешительный тип правового регулирования обычно формулируется так: «разрешено лишь то, что предписано законом».

При этом субъекты в своем поведении должны руководствоваться императивным методом, предполагающим принудительное побуждение к тем или иным деяниям либо напротив запрет их совершения под угрозой наказания.

Метод правового регулирования – со­вокупность взаимосвязанных средств, приемов, способов юридического воздействия на поведение людей, при помощи которых обеспечивается установленный в обществе правопорядок.

Метод правового регулирования представляет собой сово­купность приемов, способов воздействия права на определен­ную область общественных отношений.

Метод той или иной отрасли права проявляется в характере право­вого положения субъектов (например, субъекты гражданского права равноправны, административного – находятся в отно­шениях властеподчинения и т.п.), в характере оснований возникновения правоотношений (в гражданском праве – сделки, в уголов­ном – преступления, в административном – акты соответст­вующих органов и административные проступки и т.д.), в ха­рактере санкций (наказания – в уголовном, административ­ные взыскания – в административном праве, возмещение имущественного ущерба и убытков и т.д. – в гражданском праве).

Методы правового регулирования – это определенные правовые «технологии», определяющие порядок применения правых средств в процессе правового регулирования.

Основными методами правового регулирования являются:

- императивный метод – предполагает регулирование отношений «власти-подчинения».

В основу этих отношений положены принципы иерархии и субординации.

Суть императивного метода правового регулирования заключается в издании властных предписаний обязательного характера, не допускающих свободы выбора варианта поведения со стороны субъекта, которому это предписание адресовано.

Императивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях публичного права (например, в конституционном, административном, уголовном праве).

Императивный метод правового регулирования предполагает властное предписание абсолютно оп­ределенного характера, исходящее от компетентного государственного органа или должностного лица, обеспечиваемое мерами принудительного характера.

- диспозитивный метод – предполагает равенство участников правоотношения, отсутствие между ними отношений власти и подчинения, регулирование отношений договорного (консенсуального) характера.

В основу этих отношений положены принципы координации.

Суть диспозитивного метода правового регулирования заключается в определении и закреплении при помощи правовых норм границ допустимого поведения субъектов права. При этом в рамках установленных границ субъекты могут самостоятельно выбрать вариант поведения. Диспозитивный метод правового регулирования чаще всего применяется в отраслях частного права (например, в гражданском, трудовом, семейном праве).

Диспозитивный метод правового регулирования основывается на предоставлении субъектам правоотношений свободы выбора варианта поведения, в пределах уста­новленных действующим законодательством.

Нормативное и индивидуальное правовое регулирование.
Саморегулирование

Нормативное правовое регулирование относится к перво­начальному этапу регулирования.

Оно имеет общий характер, распространяется на все конкретные отношения определен­ного рода или вида.

Например, нормы о купле-продаже регу­лируют все конкретные отношения этого вида, где бы и когда бы они ни возникали.

Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные от­ношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей. Однако оно имеет свои недостатки, так как не в состоянии учесть все разнообразие особенностей конкретных отношений, следова­тельно, нуждается в дополнении его индивидуальным регули­рованием.

Индивидуальное правовое регулирование осуществляется третьими субъектами, не являющимися участниками регули­руемых отношений, или самими субъектами-участниками отношений (саморегулирование).

В первом случае субъектом индивидуального регулирова­ния выступают государственные органы – суды, органы ад­министрации, внутренних дел и т. д. Они осуществляют раз­решение имущественного спора (суд), разрешение ношения и хранения огнестрельного оружия, вынесение постановле­ния о наложении административного взыскания за наруше­ние правил дорожного движения (органы внутренних дел) и т. д.

Или же стороны заключают соглашения о третейском су­де, которому и поручают разрешение спора, обязуясь подчи­ниться его решению. Это имеет место чаще всего между предпринимательскими, коммерческими структурами (про­мышленными, торговыми, транспортными и др.), однако со­гласно закону это может быть и между гражданами и органи­зациями.

Вторым видом индивидуального регулирования являются договоры (соглашения, контракты). Это наиболее распрост­раненная форма саморегулирования, позволяющая учесть особенности конкретных отношений, интересы участников отношений на основе их свободного волеизъявления, взаим­ного согласия. В сфере права это самые разнообразные дого­воры (аренды, купли-продажи, найма, перевозки, оказания услуг, трудовые, кредитные договоры и т.д.). Среди договоров необходимо выделить нормативные договоры и соглашения: коллективные договоры, заключаемые между работодателем в лице администрации предприятия, учреждения и профсою­зами или иными представителями трудящихся; отраслевые та­рифные соглашения между работниками соответствующей отрасли и работодателями; генеральные соглашения между Правительством РФ, объединениями профсоюзов и объеди­нениями работодателей и др.

Правовые договоры в своей основе имеют нормы права, должны учитывать их требования.

Формой саморегулирования являются не только договоры, но и другие акты. Среди них можно назвать различного рода уставы, принимаемые общественными объединениями, профсоюзами, кооперативами, акционерными обществами и т.д. Уставы общественных объединений (кроме профсою­зов), кооперативов, акционерных обществ и многих других организаций подлежат обязательной государственной регист­рации. Фактом регистрации государство подтверждает право­вой статус соответствующей организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: