Границы и возможности познания правовой реальности

Вопрос о возможности познания правового бытия всегда стоял в центре внимания философско-правовой мысли прошлого и настоящего. Разработка методологических оснований познания права приобретает особенно большое значение сегодня. Динамизм и сложность современного мира, переплетение, взаимозависимость и взаимодействие экономических, политических, правовых и других социокультурных сфер общественной жизнедеятельности требуют строго научного к ним подхода, четкого определения логики познавательного процесса, рациональной организации исследовательской деятельности. Не только знание, но и путь к нему должны быть истинными, научно обоснованными и оптимальными.

В греческом языке путь достижения истины, цели называется методом . Развитие и дифференциация метода в ходе развития познания привели к учению о методе — методологии .

Методология права (основу которой составляет философия права) разрабатывает логику, диалектику и теорию познания правового бытия и его практического преобразования .

В процессе познания возникает множество вопросов. Что может познать человек? Что дано ему познать? Как происходит познание?

В истории развития общества на эти вопросы отвечали по-разному. Демокрит под знанием понимал совокупность «истекающих» от предметов эйдосов, вызывающих ощущения, благодаря которым и происходит познание. Платон утверждал, что познание — это припоминание душой того, что она видела в мире идей, Ф. Бэкон считал самым достоверным источником познания опыт, а Дж. Локк — ощущения. Д. Юм подвергал сомнению саму возможность познания, И. Кант допускал возможность познания на уровне явления, но сущность полагал непознаваемой. Ф. Энгельс рассматривал познание как диалектический процесс отражения человеком объективного мира в форме идеальных образов, В.И. Ленин — как последовательный переход «от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике» . Постструктуалисты разделяют познание на научное, ненаучное и вненаучное, а постпозитивисты — на обыденно-практическое и научное. Таким образом, мы видим, что сложились два основных подхода в процессе познания правовой реальности:

1) когнитивизм (признание познаваемости мира);

2) агностицизм (отрицание или ограничение познаваемости мира).

Познание правовой реальности происходит на двух уровнях.

Первый уровень — обыденно-практическое познание, т.е. познание повседневной реальности. Здесь человек получает элементарные сведения об окружающем мире, о дозволенном и недозволенном, табу, запретах и т.п. Такое познание правовой реальности предстает как здравый смысл, первичное, преимущественно эмоциональное обобщение чувственного опыта.

Второй уровень познания — теоретический уровень, который связан с системным миром человека.

Теоретическое познание в современной философии чаще называют эпистемологией — учением о научном познании, что позволяет говорить и о философско-правовой эпистемологии, предметом которой является процесс научного познания правовой реальности. В основе научного познания любой реальности лежит определенная методология, т.е. определенные методы, при помощи которых можно познать правовое бытие.

Центральное место в правовой эпистемологии занимает учение об истине . Его значимость вытекает не только из познавательного интереса, который, скажем, проявляет следователь, допрашивая подозреваемого, но, прежде всего, из практических потребностей установления истины для совершения правосудия.

Для познания правовой реальности в целом и для правотворчества в особенности основополагающее значение имеют:

  • принципы объективности и конкретности истины;
  • взаимосвязь абсолютной и относительной истин;
  • соответствие содержания понятий, суждений и умозаключений содержанию самой правовой реальности.

Важную роль в познании правовой реальности играют диалектическая и формальная логики.

Формальная логика исследует постоянные, устойчивые связи и явления, выраженные в понятиях, суждениях и умозаключениях. Основные принципы формальной логики требуют, чтобы рассуждения о предмете были определенными, последовательными, непротиворечивыми и обоснованными.

Диалектическая логика исследует особые формы и закономерности развития знаний с позиций конкретности, объективности, причинности, всесторонности, историзма, разделения единого на противоположности.

В области философии права диалектическая логика позволяет познавать сущность и противоречивость, общее и единичное, необходимое и случайное, причины и следствия, многообразие связей в правовой реальности и в жизненном мире.

Надоело писать лекции под диктовку? Получи диплом в Московском Университете им. С.Ю. Витте дистанционно

7.2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: