Характеристика делового мусульманина

Предпринимательские качества, которыми должен обладать бизнесмен-мусульманин для достижения успеха в бизнесе, мало отличаются от интеллектуальных и психологических свойств представителя других культур. Это в первую очередь инициатива, предприимчи- вость, быстрота, рационализм в оценке обстановки, основательность в предварительном продумывании планов, способность к прогнозированию ситуации, гибкость и маневренность в реализации своих намерений.

В западном идеале предпринимателя доминируют, как правило, нацеленность на персональный успех и готовность к риску. В мусульманском — приоритет отдается кооперированию усилий во имя блага деловых партнеров. Что же касается риска, то исламская мораль осуждает те сделки, в основе которых — игра на изначальной неопределенности конечных результатов для обеих или одной из сторон (гарар). Среди моральных качеств, которыми должен руководствоваться бизнесмен, наибольшее значение имеют такие как честность (включает правдивость рекламы, верность принятым обязатель- ствам), бережливость (экономное и целесообразное использование средств, противопоставляется неоправданной роскоши, бесхозяйственности), доверие и т.д.

Один из выдающихся российских исламоведов конца XIX века Н.Н. Торнау так писал о воздействии исламской этики на формирование личных качеств мусульманина: «Мусульманин, не исполняющий в полной точности хотя бы внешних обрядов религии, считается неблагочестивым, неблагонадежным лицом; он через это лишается в среде своих соверовате- лей доверия, не допускается, например, к свидетельствованию, к опекунству и т.д.

Главным образом, по строгому учению ислама, не считаются «адиль», то есть «достойным доверия» лица, занимающиеся не только запрещенными, такими как пьянство, разврат, ростовщики, клеветники и т.д., но даже не одобряемыми шариатом действиями. Более чем странным должно казаться мусульманам, когда лица, лишенные доверия в их обществе, лишенные как бы некоторых гражданских прав, признаются в христианских обществах лицами, заслуживающими полного доверия и уважения». Репутация делового партнера, подобно собственной, главным образом определяется степенью следования канонам веры, удаления от всего запретного и недозволенного исламом не только в быту, но также в общественной жизни и в бизнесе. Если человек стремится сделать свою жизнь достойной, он должен достигать материального благосостояния и духовного равновесия честными путями, упорным трудом и высокой нравственностью.

Правдивость, уважение к правам других людей, честность в делах, трудолюбие, милосердие, умеренность в личных потребностях высоко ценятся в исламе. «Все будет в порядке с людьми до тех пор, пока они не станут завидовать друг другу», — этот хадис Пророка выражает установку мусульманской этики: нельзя завидовать ближнему, если он в чем-то преуспел. Зависть делает человека жалким, она подтачивает его душу, умаляет веру в высшую справедливость Аллаха. Несмотря на сферу деятельности, в которую вовлечен человек, он должен руководство- ваться нравственными принципами и этикой поведения. Верующий человек в этом смысле соизмеряет свою внутреннюю мораль и внешнее поведение с божественными законами и предписаниями, осознавая меру ответственности за каждый поступок. Хотя разрешенный шариатом бизнес рассматривается как составная часть служения Богу, религиозные обязан- ности ставятся превыше всего и требуют обязательного выполнения. Поэтому во время наступления часа молитвы верующий оставляет все свои дела и проблемы и полностью отдается общению с Богом. Это время отстранения человека от преходящего сиюминутного ми- ра и осознания своей полной зависимости от Творца. После молитвы каждый вновь приступает к своим обязанностям, и в то же время, стремясь обрести милость Аллаха, он ищет наилучшие пути реализации своих способностей: «О те, кто веруют! Когда возглашена молитва в день собрания, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставляйте все торговые дела. Это лучше для вас, если вы знаете! А когда закончена будет молитва, то расходитесь по земле, и ищите милости Аллаха, и поминайте Аллаха часто, — может быть, вы будете счастливы!» (Коран 62:9—10).

Интересен в этой связи вопрос, заданный журналистом «Российской газеты» бизнесмену- мусульманину, депутату Государственной думы Баширу Кадзоеву: «Реально ли для мусульманина, соблюдающего все строгие предписания и многочисленные обряды, деятельное участие в бизнесе, политике, общественной жизни?» — «Да, я пять раз в день совершаю на- маз, в частной жизни соблюдаю исламские предписания. Но все это для меня — не ограничения. Напротив, жизнь в соответствии с нормами ислама дает мне внутреннюю силу и огромные возможности: верно оценивать перспективу многих процессов, правильно ориентироваться в постановке личных и общественных задач. Трудовая этика, энергия созидания, опора на собственные силы — все то, чему учит ислам, — помогли мне преуспеть в жизни. Помогут они и каждому россиянину, какой бы веры он ни придерживался».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: