Принципы построения этичного бизнеса

Принципы ведения этичного бизнеса в модели исламского экономического поведения построены на положении о недопустимости «харам» — запретных действий и достижения этичного поведения посредством совершения разрешенных и желательных действий — «халяль».

В своей оценке дозволенности и негреховности разных видов бизнеса современное мусульманское правоведение руководствуется двумя критериями. Первый связан с личностью самого предпринимателя, с тем, насколько он сам руководствуется в жизни предписаниями Корана и сунны. Второй — с тем, насколько хозяйственная жизнь первых мусульман и самого Пророка Мухаммеда служит образцом и подражанием в хозяйственной деятельности бизнесмена26. Регулирование человеческих взаимоотношений на основе божественных указаний происходит на основе следующего правила: все формы взаимоотношений дозволены и разрешены, за исключением лишь тех, на которых существует специальный запрет. Другими словами, любая деятельность будет законной, если она не противоречит Корану и сунне. Противоречить она может в том случае, если несет в себе вред одной из участвующих во взаимоотношениях сторон. Это происходит в таких случаях, как ростовщичество, мошенничество, игра на неопределенности, обман, спекуляция. В Коране многократно подчеркивается важность вовлечения каждого трудоспособного человека в производственную деятельность, направленную на благо всего общества и от- дельно каждого ее члена. Однако в Коране не только оговаривается обязательность трудовой деятельности, но и подчеркиваются фундаментальные принципы правильного и этичного поведения в бизнесе.

Базовые принципы построения этичного бизнеса сводятся к следующим:

• свобода предпринимательской деятельности и заключения договора;

• справедливость;

• законность;

• этичное поведение управляющих и управляемых.

• благотворительность и милосердие.

Свобода предпринимательской деятельности Решающим условием экономического прогресса признается свобода предпринимательской деятельности. Догмат о равенстве людей перед Аллахом в сфере экономических отношений истолковывается как равенство экономических возможностей, как освещение свободы конкуренции. Предприниматель, владеющий капиталом, и наемный рабочий выступают как равноправные участники рыночных отношений. Человек имеет полную свободу вести бизнес и выбирать любую деятельность в рамках, ограниченных шариатом. Согласно требованиям ислама, все участники рыночных отношений должны руководствоваться принципом справедливого обмена. Он предполагает свободное заключение деловых соглашений, обязательность в выполнении договоров, готовность договаривающихся сторон к сотрудничеству, свободный доступ к рынку продавцов и покупателей, честность в торговле, наличие полной и достоверной информации о качестве, количестве и цене товаров. Та- кой подход означает запрет на спекуляцию, демпинг, монополию и, естественно, на все виды экономических преступлений, которые равно трактуются в законодательствах разных стран, независимо от вероисповедания граждан. Соблюдение этих норм становится возможным лишь при участии на рынке свободных, равноправных, информированных и ответственных лиц. Вмешательство государства в экономику и регулирование им общественной и индивидуальной жизни имеет свой предел, и оно не может посягать на абсолютное право человека иметь свободу выбора. Коран запрещает любое незаконное вмешательство в права владения чужой собственностью. Мусульманину не позволено использовать какую-либо вещь, принадлежащую другому, если на то не дано разрешения ее владельца. Пророк в своей последней проповеди еще раз провозгласил неприкосновенность имущества, возведя его на один уровень с неприкосновенностью жизни и чести: «В этот день, в этот месяц, на этом месте. Всевышний сделал священной и неприкосновенной жизнь, имущество и честь мусульманина до тех пор, пока вы не встретите своего Господа». Признание частной собственности дает право свободно распоряжаться ею по усмотрению ее владельца. Особое место уделяется в Коране торговле: «...а Аллах разрешил торговлю и запретил рост» (Коран, 2:275). Подробное рассмотрение правил ведения торговли говорит не только о разрешенности, но также и об одобрении честных и взаимовыгодных торговых отношений, как внутренних, так и внешних. Все виды товаров международной торговли являются раз- решенными, за исключением торговли опасными для здоровья населения продуктами и сырьем.

Открытая и равноправная конкуренция должна быть основана на естественном установлении равновесия спроса и предложения. Правило свободной конкуренции, однако, не от- меняет предписанных норм достойного поведения в бизнесе. Человек должен строго следовать этическому руководству независимо от сферы бизнеса и поведения своих партнеров или конкурентов. Запрещается наносить ущерб конкурентам приемами, выходящими за рамки конкурентной борьбы. Этика выступает за получение благ максимальным числом участников рынка и равные возможности доступа к ним. Ислам призывает предпринимателя инвестировать свой капитал в бизнес, который будет приносить законный доход и способствовать росту благосостояния общества. Механизмы инвестирования и финансовые инструменты также четко определены исламом и широко используются в исламском банковском деле. Во всех сделках должна присутствовать взаимная договоренность и согласие обеих сторон. Полное согласие на сделку является условием признания ее действительности: «...если это только не торговля по взаимному согласию между вами...» (Коран, 4:29). Причем взаимное согласие не должно ущемлять права одной из сторон, например, извлечение выгоды од- ной стороной не должно быть за счет убытков и потерь другой. Ростовщичество, азартные игры, лотереи запрещены, так как здесь налицо обогащение узкой группы лиц без приложения усилий и труда. Сделки не будут считаться действительными, если при заключении соглашения имело место давление, мошенничество, умышленный обман одной из сторон. Сделка должна носить честный и открытый характер. Другими словами, законными могут быть признаны только сделки, лишенные двусмысленности и несправедливости, которые могут стать при- чиной использования доверия в своих интересах. Это подтверждается следующими положениями Корана: «Горе обманщикам! Которые, когда берут меру /причитающейся им/ от людей, то берут ее полностью, а когда измеряют или взвешивают им /людям/, то уменьшают!» (Коран, 83:1—З).

Для того чтобы пресечь все возможные пути обмана и возникновения споров, Коран оговаривает условия заключения контрактов, которые должны быть письменно зафиксированы, и по возможности при наличии свидетелей. Такая предосторожность оправдана и становится особенно необходимой в настоящее время, когда экономические преступления и агрессивное нечестное поведение деловых людей стали частым явлением в бизнесе. В случае заключения трудового договора характер, период работы, уровень оклада должны быть чет- ко оговорены без каких-либо угроз и ультиматума со стороны работодателя либо наемного работника30. Коран предостерегает от ложных обвинений, фальсификации и подделки документов. Правдивость и праведность, которыми отличались все пророки, признаются важной добродетелью не только в деловой активности, но и во всех остальных областях деятельности человека.

Другим проявлением принципа экономической свободы является установление уровня заработной платы на основе личных качеств, профессионализма и взаимного согласия между работодателем и работником. Подводя итог, необходимо отметить, что свобода в бизнесе воплощается в праве на частную собственность, равноправных отношениях участников рынка, взаимной договоренности. Взаимная договоренность выражается изъявлением обоюдного желания, честностью и правильностью оформления двусторонних отношений.

Этичное поведение управляющих и управляемых. Мягкость и тактичность является основой хороших и прочных взаимоотношений и служит созданию здоровой рабочей атмосферы. Большое значение хорошим манерам придавал сам Пророк, в одном из изречений он сказал: «Пусть Всевышний ниспошлет благословение человеку, который отличается добрым нравом, когда он покупает, когда продает и когда выполняет свои обязанности». Коран предписывает быть внимательным и любезным при об- ращении к другим, оставаться вежливым даже в споре. Руководителю не позволяется необоснованно удлинять рабочий день, возлагать дополни- тельные обязанности на подчиненных, не оговоренные изначально. Он, наоборот, должен стремиться помочь в каком-либо затруднении и сложном вопросе, создать команду в решении проблемы. Важно, чтобы руководитель умел урегулировать конфликты и споры, возникающие в коллективе. Пророк говорил: «Мусульмане имеют право урегулировать конфликт при обоюдном согласии сторон, если при этом они не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено. Мусульмане должны выполнять условия соглашений, если только эти условия не запрещают то, что дозволено, и не разрешают то, что запрещено». Прощение обид и понимание чужих ошибок считается лучшим, чем хорошее деяние, после которого последует сожаление и обида: «Речь добрая и прощение — лучше, чем милостыня, за которой следует обида...» (Коран, 2:263). Если человек не поддается соблазну и не опускается до грубости и оскорбления другого в ситуации делового конфликта, а, наоборот, всеми путями старается избежать его и разрешить наилучшим образом, то, возможно, он приобретет друга в лице недавнего врага: «Не равны доброе и злое. Отклоняй же тем, что лучше, и вот тот, с которым у тебя вражда, точно он горячий друг» (Коран, 41:34).

Мусульманин должен быть мягким в общении с нуждающимися, даже если он не в со- стоянии помочь им материально, его моральная поддержка и доброе слово или совет являются долгом. Обеспечение социальной защиты и гарантии прав подчиненных является обязанностью работодателя, включая материальную помощь при несчастных случаях, болезни и т.д. Ислам поощряет бизнес, который возлагает на себя ответственность по удовлетворению социально значимых потребностей общества, таких как развитие культуры, образования, духовности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: