При разборке двигателя необходимо помнить, что крышки шатунов с шатунами и крышки коренных подшипников с блоком цилиндров обрабатываются в сборе, поэтому их разукомплектовывать нельзя. При обезличенном ремонте двигателя также не рекомендуется разукомплектовывать коленчатый вал с маховиком и сцеплением, вентилятор с втулкой и шестерни газораспределительного механизма.
При сборке двигателя детали должны устанавливаться на прежние «рабочие» места. Поэтому поршни, поршневые кольца, гильзы цилиндров, шатуны, поршневые пальцы, вкладыши, клапаны, штанги, коромысла и толкатели должны быть пронумерованы (или разложены по порядку).
Порядок разборки двигателя:
1) установить двигатель на стенд-кантователь;
2) ослабить клеммовое соединение и снять трубку указателя уровня масла вместе с указателем;
3) отвернуть 7 гаек крепления впускного и выпускного трубопроводов и снять их вместе с прокладкой;
4) отвернуть 4 болта крепления и отсоединить впускной трубопровод от выпускного;
|
|
5) отвернуть 4 гайки крепления и снять водяной насос;
6) отвернуть 6 винтов крепления клапанной крышки и, стараясь не повредить прокладку, снять крышку;
7) отвернуть 4 гайки крепления оси коромысел и снять ее в сборе, после чего вынуть шплинты и разобрать;
8) вынуть и уложить по порядку штанги толкателей
9) отвернуть 10 гаек крепления головки цилиндров и снять ее вместе с прокладкой, закрепить втулками-зажимами гильзы цилиндров во избежание их выпадения(рис. 1.3);
10) с помощью съемника произвести демонтаж пружин клапанов (рис.1.4) (чтобы тарелка пружины клапана сошла с сухарей, нужно после предварительной затяжки винта слегка ударить рукояткой по тарелке скобы съемника), вынуть и разложить их по порядку;
11) снять маслоотражательный колпачки;
12) отвернуть 2 гайки крепления привода распределителя зажигания и снять привод;
13) снять крышки коробки толкателей, отвернув гайки крепления;
14) вынуть толкатели из гнезд и разложить их по порядку;
15) отвернуть 4 болта крепления нижней крышки картера сцепления и снять его;
16) отвернуть 21 гайку крепления масляного картера и снять его;
17) отвернуть храповик коленчатого вала и снять его вместе с зубчатой шайбой (при этом необходимо предварительно застопорить коленчатый вал, вставив ломик в отверстие кожуха сцепления);
18) отвернуть болты крепления шкива коленчатого вала и снять его;
19) с помощью съемника 16-У-236817 снять ступицу шкива коленчатого вала;
20) отвернуть гайки крепления и снять крышку распределительных шестерен;
21) отвернуть центральный болт крепления шестерни распределительного вала и снять ее съемником;
|
|
22) отвернуть 2 болта крепления упорного фланца распределительного вала и снять его;
23) осторожно вынуть распределительный вал;
24) отвернуть болт крепления трубки смазки распределительных шестерен и снять трубку;
25) снять при помощи съемника шестерню коленчатого вала, удалив предварительно маслоотражатель;
26) снять упорную шайбу коленчатого вала и переднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала;
27) отвернуть 2 гайки крепления и снять масляный насос с маслоприемником;
28) отвернуть гайки крепления крышек шатунных подшипников и снять их вместе с шатунами;
29) вынуть поршни вместе с шатунами;
30) перед разборкой шатунно-поршневой группы необходимо еще раз проверить правильность меток на шатунах и на крышках, а также их соотвествие порядковым номерам цилиндров
31) снять съемником поршневые кольца с поршней (рис.1.5);
32) с помощью круглогубцев вынуть из поршней стопорные кольца и с помощью приспособления выпрессовать поршневые пальцы (рис.1.6) (при отсутствии приспособления допускается выпрессовать пальцы с помощью опаднююравки и молотка);
33) снять держатель сальника коленчатого вала;
34) отвернуть гайки крепления крышек коренных подшипников и снять их вместе с вкладышами (при этом необходимо проверить правильность меток на крышках 2,3 и 4подшипников);
35) вынуть коленвал из блока цилиндров;
36) снять заднюю шайбу упорного подшипника коленчатого вала;
37) вынуть сальники из блока цилиндров и держателя сальника;
38) отвернуть 6 болтов крепления и снять нажимной и ведомый диск сцепления;
39) отвернуть гайки крепления маховика и снять маховик с помощью съемника (рис. 1.7);
40) выпрессовать подшипник из коленчатого вала;
41) снять втулки-зажимы (см. рис. 1.3) и демонтировать гильзы с помощью съемника (рис. 1.8).
Сборка двигателя производится в обратной последовательности.