УТВЕРЖДАЮ
Председатель НМСН
______________
Н.В. Парфентьева
Рабочая ПРОГРАММА
(БАЗОВАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕУНИВЕРСИТЕТСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ)
Наименование дисциплины СОЦИОЛОГИЯ ПОТРЕБЛЕНИЯ
Квалификация (степень) выпускника бакалавр
Основная образовательная программа СОЦИОЛОГИЯ
СОГЛАСОВАНО | СОГЛАСОВАНО |
Заведующий выпускающей кафедрой «Философия и социология» _________________С.М.Ткачев «____»_________________2011г. |
Челябинск, 2011
1. Цели и задачи дисциплины:
Целью дисциплины является: сформировать у студентов целостную систему знаний о такой важной отрасли современной социологической науки, как социология потребления, а также выявить взаимосвязь факторов, обусловливающих процессы консьюмеризма:
Задачи:
· развить понимание студентами социальных и исторических оснований различных социологических концепций, составляющих основу социологии потребления какотрасли знания, их отношения к эмпирическому уровню социологии потребления
· способность к непредвзятой, многомерной оценке концепций, социологии потребления;
· изучить процессы социального конструирования практик потребления, а также социальной идентичности посредством потребления;
· выработка у слушателей навыков творческого применения теоретических моделей для анализа наблюдаемых ими процессов потребительского поведения.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Социология потребления» принадлежит к циклу ДВ.3.17. Для изучения дисциплины «Социология потребления» необходимы знания таких дисциплин, как история социологии, культурология, экономическая социология, социология моды и др. Знания и навыки, получаемые студентами в результате изучения социологии потребления, необходимы для последующего углубленного изучения специальных дисциплин, таких как маркетинг.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций в соответствии с ФГОС-3 ВПО по направлению «Социология города»:
владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ( ОК – 1);
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2);
готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе, способностью работать в команде и самостоятельно, а так же быть коммуникативным, толерантным и честным; способностью проявить организованность, трудолюбие, исполнительскую дисциплину ( ОК – 3);
способность находить организационно-управленческие решения в нестандартных ситуациях, самостоятельно принимать решения и готовностью нести за них ответственность ( ОК – 4);
стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, способностью намечать пути и выбирать средства развития своих достоинств и устранения своих недостатков ( ОК – 6);
способность осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладанием высокой мотивации и выполнению профессиональной деятельности, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы ( ОК – 7);
способность понимать сущность и значение информации в развитии современного общества, осознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-12);
способность принимать законы социальных, гуманитарных, экономических и естественнонаучных наук в профессиональной деятельности, а так же методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования; владением математическим аппаратом при решении профессиональных проблем ( ПК – 1);
способность самостоятельно сформулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов с использованием новейшего отечественного и зарубежного опыта и с применением современной аппаратуры, оборудования, информационных технологий (ПК-2);
способность и готовность использовать знание методов и теорий социальных наук при осуществлении экспертной, консалтинговой и аналитической деятельности (ПК-4).
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать:
· основные понятия и термины социологии потребления
· особенности предмета социологии потребления, ее роли функций в современном обществе
· содержание основных теоретических концепций, сформировавшихся в процессе становления и развития социологии потребления;
· основные характеристики объекта изучения – потребления с точки зрения социологических процессов
· применять концепции социологии потребления для разработки программ социологического исследования и их проведения в этой отрасли.
Уметь:
· уметь свободно использовать понятийно-категориальный аппарат социологии потребления
· уметь применять концепции социологии потребления, методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности
· оценить свое место в обществе, давать адекватную оценку процессам, происходящим в различных сферах общества
Владеть:
· навыками социально-философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы потребления как образа современной жизни
· навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии