Функции и принципы маркетинга

Ограничительными стратегиями маркетинга в отношении конкурентов являются кооперация либо полное вытеснение. В современных условиях выбор той либо иной стратегии зависит прежде всего от относительной силы поставщиков и потребителей. Общее правило заключается в следующем: чем выше относительная сила поставщиков (потребителей) относительно организаций отрасли, тем выше должен быть уровень кооперации между производителями аналогичной продукции.

План сбытовой деятельности - это документ, раскрывающий и обосновывающий намерения и конкретные действия организации по сбыту для достижения намеченных целей, а также определяющий пути и методы их реализации.

План - рабочий инструмент реализации намеченных мероприятий, расписанных по исполнителям, времени, средствам. План сбытовой деятельности является важной частью бизнес-плана: в нем описываются цели и задачи деятельности организации, осуществляется выбор маркетинговой стратегии и тактики на всем протяжении от появления продукции до ее продажи и послепродажного обслуживания.

План касается всей сферы маркетинга: продукции, ее распределения (покупатели, формирующие рынок) и продвижения (методы, каналы сбыта, организация продаж), цены (структура цен и скидок), результатов, планируемых организацией (поступление и расходование средств от продаж). В нем характеризуются специфика и качество продукции организации, способность удовлетворять потребности разных групп потребителей и определяется жизненный цикл выпускаемой продукции, т.е. время с момента поступления на рынок и до исчезновения с рынка (зарождение, рост, зрелость, спад). Каждой стадии жизненного цикла продукции присущи свои цели маркетинга:

- на фазе зарождения рынка продукции цель маркетинга - создать рынок для нового вида продукции;

- на фазе роста - расширить сбыт и совокупность модификаций продукта;

- на фазе зрелости - сохранить как можно дольше отличительное преимущество (более низкая цена и т.п.);

- на фазе спада - снизить объем производства продукции, затем прекратить выпуск, усовершенствовать прежний продукт или перейти к выпуску нового.

В плане отражаются методы и каналы реализации продукции, которые могли бы быть использованы в ближайшее время и в долгосрочной перспективе. Сравнивается эффективность различных способов реализации выпускаемой продукции (скидки, продажа в кредит и т.д.).

В целом сбытовая политика строится в направлениях одновременного развития существующего рынка и поисков новых рынков для организации, а также повышения конкурентоспособности организации.

На основе анализа существующей практики рекомендуются следующие меры по организации работы структурных подразделений, отвечающих за сбыт:

- организация рекламной кампании, в т.ч. информирование потребителей через средства массовой информации, выпуск буклетов, установка транспарантов, выпуск короткометражных фильмов и рекламных роликов, разработка собственного сайта и размещение информации о продукции на профильных сайтах, указание адреса и телефона организации на всех упаковках продукции, а при возможности и на самой продукции;

- работа с базой существующих (потенциальных) потребителей, в т.ч. изучение требований покупателей к качеству и ассортименту продукции (изучение претензий, при необходимости - с выездом к потребителю; проведение опросов потребителей, организация специальной телефонной службы консультации по пользованию продукцией, выдаче индивидуальных рекомендаций);

- проведение регулярной работы по улучшению качества продукции, упаковки, усовершенствованию и расширению ассортимента, информирование покупателей о новых свойствах продукции, дополнительных удобствах новой упаковки, новых сервисах;

- постоянное отслеживание рынка сбыта выпускаемой продукции, покупка образцов товаров, производимых российскими и зарубежными конкурентами, сравнение их качества с качеством товаров, производимых организацией, и при необходимости доведение их до требуемого уровня;

- организация производства новой продукции, ее рекламы, изучение спроса и определение объемов и регионов ее реализации;

- изучение сезонного спроса и подготовка к нему;

- выделение средств на изучение рынка сбыта (например, создание специального фонда для оплаты услуг специалистов сторонних организаций за работу и консультации в областях маркетинга и сбыта);

- введение стимулирующих форм оплаты труда работников сбыта, а также мер, предусматривающих более эффективную организацию их труда;

- организация доставки товаров своими структурными подразделениями, отвечающими за транспортные средства;

- участие в выставках, семинарах.

Таким образом, сбытовая политика - это комплекс мероприятий, направленных на стабилизацию и на расширение сбыта.

Рассмотрим на конкретных примерах мероприятия сбытовой политики под углом налогообложения, для которого важнейшим фактом является наличие деловой цели.

III. Цели и стратегии маркетинга

Считается, что маркетинг как рыночный инструмент выполняет несколько функций, в частности:

• аналитическую;

• производственную;

• сбытовую;

• управленческую;

• коммуникативную;

• контролирующую.

Таким образом, маркетинговые функции представляют собой отдельные направления маркетинговой деятельности и определяют цели маркетинга. Специфическая направленность деятельность организации определяет целесообразность той или иной маркетинговой функции. В идеальном варианте выполнение всех этих функций должно являться целями любого коммерческого предприятия. Но, к сожалению, так получается не всегда. Поэтому маркетинговые цели часто называют альтернативными. Однако нет предела совершенству, поэтому всегда можно пройти курсы маркетинга, чтобы наработать недостающие навыки.

Прежде чем выбрать маркетинговую стратегию организации, необходимо проанализировать ее внешнюю и внутреннюю среду, выявить ее слабые и сильные стороны, то есть провести SWOT-анализ. Маркетинговая стратегия – это комплекс стратегических приоритетов предприятия, используемых для достижения ее рыночных целей. Поэтому выбирать стратегию необходимо очень продуманно, чтобы в будущем она не ограничивала управленческую деятельность фирмы. Как классифицируются маркетинговые стратегии? Известно несколько признаков, в соответствии с которыми группируются маркетинговые стратегии:

• в зависимости от состояния рынка и продукции;

• по отношению к конкурирующим предприятиям;

• в зависимости от положения фирмы на рынке.

Маркетинговые стратегии, которые классифицируются в зависимости от состояния рынка и продукции считаются наиболее обобщающими. Рынок принято делить на две составляющие:

• существующий – развитый в данной местности и привлекший достаточное число потребителей;

• новый – он пока не сложился или о нем еще ничего неизвестно.

Такую же классификацию можно применить и в отношении продукции или услуг. То есть, они могут быть существующими и известными или новыми, о которых не знают потребители. Наиболее популярные маркетинговые стратегии

1. Проникновение на потребительский рынок. В этом случае изобретать велосипед не требуется, можно перенять уже имеющийся опыт работы в этом направлении у других компаний. Такую стратегию используют предприятия, расширяющие ореол своей деятельности.

2. Привлечение новых потребителей путем расширения территории внедрения продукции или привлечения новых потребительских групп.

3. Создание уникальной продукции, необходимой потребителю. Стратегия очень рискованная. Но в случае успеха такой маркетинговый ход приносит огромную прибыль.

4. Расширение деятельности компании. Производство принципиально нового товара и выход на новый рынок. Стратегия не менее рискованная, чем предыдущая, но менее прибыльная. Еще выделяют оборонительные и наступательные стратегии по отношению к конкурирующим предприятиям.

IV. Проведение аудита маркетинга

Внедрение маркетингового управления требует развития контроля за системой маркетинга, одной из форм которого выступает аудит. В статье рассмотрены сущность и функции маркетингового управления, уточнено определение аудита маркетинга, охарактеризованы его субъекты, объекты и процедуры получения аудиторских доказательств в соответствии с международными и федеральными стандартами аудита.

В условиях рыночной среды повышается открытость хозяйствующих субъектов, представляющих собой систему с взаимосвязанными процессами, зависящими как от внутренней, так и от внешней среды. При принятии управленческих решений руководители должны опираться на анализ внешних факторов, среди которых значительную роль играют требования потребителей, и соотносить полученную информацию с анализом внутренних возможностей, т.е. потенциала предприятия. Таким образом, маркетинговое управление, ориентированное на запросы потребителей, приобретает значение самостоятельного вида менеджмента, требующего внедрения и развития.

В начале перехода к рыночной экономике многие российские авторы придавали равное значение терминам «управление маркетингом» и «маркетинговое управление». Во многом это было обусловлено особенностями перевода иностранной литературы, посвященной проблемам маркетинга, отсутствием российской практики ориентации на рынок и спецификой понимания рыночных условий хозяйствования. Тем не менее на сегодняшний день следует разграничивать данные понятия. Управление маркетингом, на наш взгляд, представляет собой отдельную функцию управления наряду с управлением производством, финансами и другими сферами, входящими в систему предприятия. Маркетинговое управление, появившееся в российской теории и практике позднее, представляет собой управление, базирующееся на маркетинговых принципах и ориентированное в целом на рынок и потребителя[6].

В силу более позднего появления данный вид управления и его функции остаются в отечественной науке недостаточно исследованными, а также не имеют должного распространения в практической деятельности российских организаций. Под маркетинговым управлением мы понимаем корпоративную систему управления (интеграцию интересов и ценностей работников предприятия), направленную на генерирование усилий коллектива по формированию спроса потребителей и достижение согласованности внутренних реальных возможностей (материально-технического, финансового, производственного и интеллектуального потенциала) с требованиями внешней среды (конкуренцией, государственным регулированием, экономическими, научно-техническими и социально-культурными факторы) для достижения рыночного успеха предприятия.

Маркетинговое управление можно рассматривать как систему менеджмента с присущими ей специфическими характеристиками и структурой. Для любой организации данная система будет состоять из взаимосвязанных элементов: концепции, цели, миссии, философии управления, структуры, методов, закономерностей, принципов, критериев, определяющих эффективность менеджмента. Специфика маркетингового управления будет проявляться в каждой из этих составляющих, причем обязательно будет прослеживаться зависимость от объекта управления. Это управление, в котором главное внимание акцентируется на анализе рыночных тенденций, и эти тенденции лежат в основе и целеполагания, и разработки управленческих решений, и всей организации управления. Содержание деятельности в сфере маркетинга, позволяющее осуществлять управляющее воздействие, раскрывает функции маркетингового управления. На основе типологии функций общего менеджмента[7] предложена типология функций, присущих маркетинговому управлению в сфере услуг:

- интеграции деятельности;

- общих;

- основных;

- предметных;

- дифференциации деятельности;

- специализированных[8].

Маркетинговый аудит и контроль относятся к специализированным функциям и заслуживают особого внимания, поскольку играют роль обратной связи, без которой невозможно эффективное управление.

В настоящее время не сложилось единого мнения по поводу определения маркетингового аудита. Остановимся на методологических аспектах обоснования понятия «аудит маркетинга».

Российское законодательство определяет, что аудит - это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности[9]. Тем не менее существует расширительное толкование сущности аудита применительно к другим объектам проверки, например экологический аудит, аудит энергосбережения, аудит эффективности различных систем. Мы считаем возможным применение понятия «аудит» в научной и практической областях в отношении объектов, выходящих за рамки бухгалтерской (финансовой) отчетности, но с соблюдением основных характерных черт, отличающих его от других видов контрольной деятельности. На основе изучения существующих определений аудита, изложенных в трудах зарубежных и отечественных ученых, можно выделить следующие черты, характеризующие его сущность как вида профессиональной деятельности:

- это определенный процесс, осуществляемый независимым аудитором, имеющим соответствующие полномочия;

- аудит состоит в сборе, анализе и оценке информации о деятельности какой-либо системы (субъекта);

- целью аудита является выражение мнения аудитора о соответствии исследуемых действий и (или) показателей установленным критериям;

- результаты аудита предназначены для удовлетворения информационных потребностей заинтересованных пользователей (стейкхолдеров).

Учитывая, что услуги по маркетинговому аудиту могут оказывать аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы, необходимо определить, к какому виду аудиторской деятельности согласно действующему законодательству и стандартам аудита относится данный вид услуг (табл. 1).

Таблица 1

Виды аудиторских услуг

Регламентирующий документ Вид услуг Отнесение аудита маркетинга к конкретному виду аудиторских услуг (+, -)
Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" Аудит -
Сопутствующие услуги -
Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги +
Международные стандарты аудита Услуги, обеспечивающие уверенность +
Сопутствующие услуги -

Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» устанавливает три направления профессиональной деятельности аудиторов:

- аудит;

- сопутствующие услуги;

- прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги[10].

Перечень сопутствующих услуг устанавливается федеральными стандартами, согласно которым в настоящее время аудиторы могут оказывать три вида сопутствующих услуг:

- согласованные процедуры в отношении финансовой информации;

- обзорную проверку финансовой (бухгалтерской) отчетности;

- компиляцию финансовой информации.

По нашему мнению, аудит маркетинга не может быть отнесен ни к одному из перечисленных видов сопутствующих услуг, поскольку, во-первых, все они имеют отношение исключительно к финансовой информации, а объектом рассматриваемой услуги является более широкий спектр используемых данных и, во-вторых, технология осуществления аудита маркетинга наиболее близка к технологии аудиторской проверки, а не к приемам и методам оказания перечисленных сопутствующих услуг. Исходя из вышеизложенного, считаем возможным отнести аудит маркетинга к прочим связанным с аудиторской деятельностью услугам.

Следует отметить, что подход к классификации видов аудита, практикуемый согласно положениям российского законодательства, не совпадает с трактовкой, принятой в международных стандартах аудита (МСА). Так, МСА выделяют два вида аудиторских услуг:

- задания, обеспечивающие уверенность (аудит исторической финансовой информации, обзорные проверки финансовой информации, другие задания, обеспечивающие уверенность). Отличительной чертой данных услуг является формирование аудитором собственного мнения по результатам проведенной проверки, обеспечивающего определенный уровень уверенности заинтересованных пользователей в достоверности проверенной аудитором информации;

- сопутствующие услуги (согласованные процедуры, компиляция финансовой информации). При оказании данных услуг аудитором в силу их характера уверенность не обеспечивается, поскольку отсутствует необходимость выражения мнения аудитора.

Прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги в международной классификации отсутствуют.

Поскольку результатом проведения аудита маркетинга является выражение мнения аудитора об объекте исследования, то данную услугу согласно МСА следует отнести к первому виду услуг, а более конкретно - к другим заданиям, обеспечивающим уверенность.

Таким образом, в отечественной и международной нормативной базе выявлены разночтения в отношении классификации аудиторских услуг. Мы полагаем, что необходимо внести изменения в российское законодательство в соответствии с МСА, что устранит подобные разногласия и будет способствовать единому пониманию сущности всех видов аудиторской деятельности.

Исходя из специфики аудита маркетинга как аудиторской услуги, предлагаем уточнить составляющие элементы сущности аудита маркетинга: определения, субъекты, объекты, цели, методы и приемы (рис. 1).

┌─────────────┐

│ Определение │

┌─────────────┐ └──────┬──────┘ ┌─────────────┐

│ Субъекты ├──┐ ┌─────────────┴──────────────┐ ┌──┤ Объекты │

└─────────────┘ └─────┤ Сущность аудита маркетинга ├────┘ └─────────────┘

└┬──────────────────────────┬┘

┌───────┴───────┐ ┌───────┴───────┐

│ Цели │ │Приемы и методы│

└───────────────┘ └───────────────┘

Рис. 1. Элементы сущности аудита маркетинга

Необходимо заметить, что разночтения в формулировке самого термина «маркетинговый аудит» или «аудит маркетинга», а в первоисточниках - marketing audit вызваны особенностями перевода зарубежных изданий. Данное словосочетание, на наш взгляд, подразумевает именно аудит маркетинга, поскольку понятие «маркетинговый аудит» нацелено не на маркетинг как объект аудита, а на характеристику аудиторской деятельности, осуществляемой с применением маркетингового подхода.

Ф. Котлер определял аудит маркетинга как всеобъемлющее, систематическое, независимое и регулярное изучение среды, целей, стратегий и деятельности компании с целью определения проблем и возможностей, а также с целью выработки предложений по составлению плана действий, направленных на повышение эффективности маркетинга компании[11]. Этих же позиций придерживаются многие зарубежные и отечественные последователи выдающегося ученого в области маркетинга. Но данное им определение идет вразрез с методологическими основами аудита, установленными в ходе многочисленных научных исследований.

Одним из спорных положений определения, данного Ф. Котлером, является упоминание компании (или ее подразделений) в качестве единственно возможных субъектов аудита. Но одной из характерных черт аудита является то, что аудит - это независимая проверка, следовательно, для проведения аудита маркетинга возможно как использование внутреннего подразделения или лица, так и привлечение независимого стороннего эксперта-аудитора, аудиторской или консалтинговой компании. Тем не менее, поскольку предметная область такого аудита лежит в сфере внутренних коммерческих интересов, инициатива его проведения может принадлежать только собственникам или руководству предприятия.

Значимой характеристикой сущности аудита является определение его цели. Специалисты в области маркетинга, упоминая в качестве цели аудита оценку или анализ соответствия деятельности определенным критериям[12], повторяют методологическую ошибку, допущенную на ранней стадии развития аудиторской деятельности в России и исправленную впоследствии законодательно. Так, Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента России от 22.12.1993 N 2263, в качестве основной цели аудита было определено установление достоверности бухгалтерской отчетности проверяемых субъектов. Достоверность - категория из разряда трудноформализуемых (как и оценка соответствия маркетинговой политики предприятия выбранным стратегиям), выводы разных аудиторов по результатам проверки одного и того же объекта могут не совпадать в силу субъективности данного вида профессиональной деятельности. Поэтому в Федеральном законе от 07.08.2001 N 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» формулировка цели аудита была изменена (выражение мнения аудитора о достоверности отчетности) и сохранена практически в таком же виде в новой редакции этого Закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ. Поскольку аудитор действует в интересах неограниченного круга пользователей, то это налагает на него определенные обязательства в отношении соблюдения этических принципов, что призвано обеспечить доверие стейкхолдеров к выраженному мнению. Кодексом этики профессиональных бухгалтеров, принятым Международной федерацией бухгалтеров, и Кодексом профессиональной этики аудиторов, одобренным Советом по аудиторской деятельности при Министерстве финансов Российской Федерации, установлены следующие этические принципы:

- честность;

- объективность;

- профессиональная компетентность;

- должная тщательность;

- конфиденциальность;

- профессиональное поведение.

В ситуациях, когда проводится аудиторская проверка, требуется также соблюдение принципа независимости[13].

Одним из условий формулировки выводов по итогам проверки является использование критериев, соответствие которым проверяет аудитор. При проведении аудита маркетинга установление таких критериев затруднено, поскольку эффективность маркетинговой работы напрямую связана с эффективностью бизнеса в целом. Вместе с тем при наличии эффективной работы производственных служб возможно сведение их усилий к нулю при проведении неэффективной маркетинговой политики. Следовательно, одной из задач аудитора будет выделение составляющей доходов и прибыли, зависящей от результатов работы именно маркетингового подразделения, а также руководства организации, ответственного за принятие решений в области маркетинга. Другим решением, как отмечает Д.В. Тюрин, при наличии у проверяемой компании четкой стратегии могут быть отслеживание выполнения плановых показателей и разработка системы показателей по каждому элементу: определяются стратегически важные бизнес-процессы и объекты, бизнес-стратегии, входящие в систему маркетинга, по каждому процессу вводят отслеживаемые показатели с критериальной базой кластеризации каждого показателя[14]. Обобщая вышесказанное, можно положить в основу определения цели аудита маркетинга оценку адекватности элементов системы маркетинга аудируемого лица требованиям рынка, что будет характеризовать степень использования предприятием имеющихся возможностей и конкурентных преимуществ.

Таким образом, можно заключить, что аудит маркетинга - это актуализирующаяся в условиях маркетингового управления самостоятельная область профессиональной деятельности, имеющая общие черты с аудитом бухгалтерской (финансовой) отчетности, но характеризующаяся собственными критериями, объектами и методами осуществления.

Заключение

Выявление проблем и скрытого потенциала, приведенное в определении Ф. Котлера, тесно связано с оценкой эффективности реализуемой маркетинговой политики и ее соответствия условиям рыночной среды, а разработка плана действий по улучшению маркетинга должна производиться уже по результатам аудиторской проверки и может осуществляться как аудитором, так и руководством проверяемого субъекта, а также самим маркетинговым подразделением. На основании этого мы посчитали нецелесообразным оставлять данные положения в определении маркетингового аудита, поскольку они его усложняют и делают противоречивым.

Еще одним из аспектов исследуемого определения, требующим уточнения, является перечисление объектов аудита маркетинга: маркетинговой среды, целей, стратегий и деятельности предприятия. На наш взгляд, в определении присутствуют слишком общие понятия целей, стратегий и деятельности, которые могут относиться к предприятию в целом. Современные исследователи в области маркетинга предлагают более конкретное понимание объектов аудита маркетинга, выделяя среди них внешнюю и внутреннюю среду. Д.В. Тюрин объединяет их в понятие «элементы системы маркетинга». Королевский институт маркетинга (The Chartered Institute of Marketing) упоминает элементы внешней (экономические, конкурентные и рыночные) и внутренней среды. В.Д. Шкардун конкретизирует объекты внешней среды (макрофакторы, конкуренты, сегментация клиентов, группы влияния) и объекты внутренней среды (стратегическое планирование, менеджмент и персонал, система разработки бизнес-проектов, оценка и контроль маркетинга, сбыт, товарная номенклатура). Соглашаясь с вышеизложенными мнениями, считаем возможным в целом для формулировки определения обозначить объекты маркетингового аудита в виде факторов внешней маркетинговой среды и внутренней системы маркетинга.

Таким образом, с учетом вышеизложенных замечаний можно предложить следующее определение аудита маркетинга: всестороннее, систематическое, независимое, периодическое исследование аудитором факторов внешней маркетинговой среды и внутренней системы маркетинга предприятия с целью выражения мнения об адекватности использования предприятием имеющихся возможностей и конкурентных преимуществ.

Список литературы

1. Алексеев С.В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С 8 - 9.

2. Алексеев С.В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

3. Алексеев С.В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

4. Алексеев С.В. Маркетинговое право: Краткие учебные курсы юридических наук. М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002.

5. Алексеев С.В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004.

6. Алексеев С.В. Правовое регулирование маркетинговой деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2003.

7. Алексеев С.В. Правовое регулирование предпринимательской деятельности: Учебное пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004 (сер. «Dura lex, sed lex»).

8. Алексеев С.В. Спортивный маркетинг в Российской Федерации: становление, современное состояние и перспективы развития. – «Спорт: экономика, право, управление», 2014, № 1

9. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, Протокол N 4) [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/.

10. Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКА, 2004.

11. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; пер. с англ. 2-е европ. изд. К., М., СПб: Издат. дом "Вильямс", 1998. С. 140.

12. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

13. Пасечникова Л.В., Панкова С.В., Афанасьев В.Н. Теоретические аспекты маркетингового управления в сфере услуг // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 1. С. 119 - 125.

14. Рудаков П.В. Организация проекта аудита маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. N 2. С. 90 - 97.

15. Тюрин Д.В. Маркетинговый аудит в российских компаниях: виды, формы и методы проведения // Менеджмент сегодня. 2012. N 1. С. 12 - 26.

16. Федеральный стандарт аудиторской деятельности 7/2011 "Аудиторские доказательства" // Приказ Минфина России от 16.08.2011 N 99н.

17. Шкардун В.Д. Объекты маркетингового аудита // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2003. N 1. С. 13 - 22.


[1] Алексеев С.В. Маркетинговое право России: Учебник для вузов. М.: НОРМА, 2003, 2004. С. 8 - 9.

[2] Алексеев С.В. и др. Маркетинг: Учебник для вузов / Под ред. проф. Н.Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005; Алексеев С.В. и др. Международный маркетинг: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.А. Нагапетьянца. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.

[3] McCarthy E.J., Brogowicz A.A. Essentials of Marketing - Homewood, III: Ricard D. Irwin, 1982.

[4] Там же

[5] Медведев А.Н. Маркетинговая политика организации для целей налогообложения (Продолжение). – «Налоговый вестник», 2009, № 8

[6] Пасечникова Л.В., Панкова С.В., Афанасьев В.Н. Теоретические аспекты маркетингового управления в сфере услуг // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 1. С. 119 - 125.

[7] Короткое Э.М. Концепция российского менеджмента. М.: ДеКА, 2004.

[8] Пасечникова Л.В., Панкова С.В., Афанасьев В.Н. Теоретические аспекты маркетингового управления в сфере услуг // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. N 1. С. 119 - 125.

[9] Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

[10] Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-ФЗ

[11] Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс, В. Вонг; пер. с англ. 2-е европ. изд. К., М., СПб: Издат. дом "Вильямс", 1998. С. 140

[12] Рудаков П.В. Организация проекта аудита маркетинга // Маркетинг и маркетинговые исследования. 2007. N 2. С. 90 - 97.

[13] Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, Протокол N 4) [Электронный ресурс] // Министерство финансов Российской Федерации: URL: http://www.minfin.ru/ru/accounting/audit/standarts/.

[14] Тюрин Д.В. Маркетинговый аудит в российских компаниях: виды, формы и методы проведения // Менеджмент сегодня. 2012. N 1. С. 12 - 26.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: