Некоторые коллекции в пакете java.utils не представлены самостоятельными классами. Например, очередь и список. Но для этих полезных структур данных определены соответствующие интерфейсы, то есть можно пользоваться любым классом, реализующим такой интерфейс.
Интерфейс может использоваться в качестве типа данных так же, как и класс. Разница лишь в том, что объекты интерфейсного типа нельзя создать напрямую – необходимо выбрать класс, поддерживающий этот интерфейс и вызвать его конструктор.
Пусть, к примеру, нужен список, одна из наиболее удобных и часто употребляемых структур данных. Список – это упорядоченная последовательность элементов, каждый из которых можно получить по его позиции. Кроме того, можно добавлять элементы в требуемые позиции списка и удалять их, при этом (и это главное удобство в отличие от массива) остальные элементы автоматически «раздвигаются» или «сдвигаются» так, что непрерывная связность списка сохраняется.
Список представлен в пакете java.util интерфейсом List. Вы можете создавать переменные этого типа и объявлять функции с таким параметром. Например, класс Game в программе игры в шашки имеет поле checkers типа List, хранящее все черные и белые шашки (объекты типа Checker). Когда шашку «съедают», ее надо просто удалить из списка с помощью одного из удобных методов, определенных в интерфейсе List:
|
|
checkers.remove(check); // удаляем из списка checkers «съеденную» шашку check
Когда программе понадобится узнать обо всех оставшихся шашках (например, чтобы нарисовать их на экране), метод getCheckers() класса Game передаст ей список:
List ch = currentGame.getCheckers(); // здесь currentGame – объект класса Game
Теперь программа может работать с переменной ch как со списком (например, по очереди получить все его объекты).
В момент создания новой игры (т. е. в конструкторе класса Game) надо, очевидно, создать 24 шашки, расположенные на стандартных позициях и добавить их в список checkers. Но список тоже необходимо создать, а мы не можем воспользоваться конструкцией
checkers = new List();
поскольку List не является классом и не имеет конструктора. Нам нужно выбрать любой класс, реализующий интерфейс List и создать объект этого класса. Например, класс ArrayList:
checkers = new ArrayList();
Независимо от того, какой именно класс мы выберем, поле checkers будет иметь тип List и на дальнейшую работу с ним наш выбор не повлияет. Мы будем добавлять шашки в список, удалять их из него, возвращать хранящиеся в списке шашки и т.д. посредством методов интерфейса List.