Необходимость риторического мастерства

Зададимся теперь вопросом: нужна ли и нам риторика? Насколько необходимы для нас риторические знания и умение применять их - сегодня и в будущем?

Начнем с того очевидного факта, что природа человека с древнейших времен до наших дней осталась неизменной по

крайней мере в одном своем проявлении: человек очень много говорит.

Достоверно известно, что более двух с половиной тысяч лет назад, во времена рождения и быстрого развития риторики, в период афинской демократии, когда жили и мыслили античные софисты, отцы теории красноречия, образованные люди проводили время в беседах. И мы точно знаем, что современный человек проводит в устном общении более 65% своего рабочего времени. По данным американских ученых, расход чистого времени на беседы у среднего жителя Земли составляет 2,5 года. Это означает, что каждый из нас на протяжении своей жизни успевает "наговорить" около 400 томов объемом по тысяче страниц. Таким образом, Homo sapiens, человек разумный, был и остается Homo eloquens - человеком говорящим.

Значит, говорили и говорим мы действительно много. Но, как показывают исследования, делаем это плохо: общение людей, не получивших специальной речевой (риторической!) подготовки, эффективно (успешно) всего лишь на 50%, ибо примерно половина информации теряется при передаче. Причины потерь и неумение донести сообщение до слушателя, и склонность последнего говорить самому или, в крайнем случае, слышать, но уж никак не слушать. Конечно, это весьма приблизительные оценки, сухие цифры, но и чип свидетельствуют о многом: необходимо совершенствовать и владение собственным словом, и восприятие слова чужого.

А ведь приведенные здесь данные касаются лишь одного из аспектов сложнейшего многогранного процесса - речевого общения. Они основываются на измерении только его понятийно-информативной составляющей. Однако во многих и гуациях и даже в большинстве ситуаций человек говорит не ТОЛЬКО (а часто даже и не столько) с целью информировать собеседника, но с целью воздействовать на него: убедить, разуверить, склонить на свою сторону... Кроме того, еще чаще наша цель в беседе может быть определена и вовсе по иному (особенно в бытовом, неофициальном, непрофессиональном общении): привлечь к себе, показать, что собеседник важен и необходим, самому почувствовать радость от общения с ним, доставить эту радость ему. Часто ли нам это удастся? Отнюдь нет: ведь это тоже искусство, мастерство, и v него есть своя теория.

"...Говорить есть не иное что, как возбуждать в слушателе собственное внутреннее слово..." - писал отечественный

философ В. Ф. Одоевский еще в первой половине XIX в. ("Русские ночи").

Именно эта задача стоит сейчас перед оратором во время публичной речи - задача убеждения, воздействия, понятая не как навязывание готового мнения, а как умелое побуждение слушателей, аудитории задуматься об обсуждаемом предмете, активно вырабатывать собственную позицию. Эта задача - "возбуждение собственного внутреннего слова" каждого.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: