Речные цивилизации

Первые цивилизации вырастают из тех земледельческих обществ, где была высокая производительность земледелия и высокие темпы социального развития. Это происходит в 3-4 тыс. до н.э. в Месопотамии, где складываются Шумерская, Аккадская, Вавилонская и Ассирийская цивилизации, в Египте, в Индии и Китае все они принадлежат к типу речных цивилизаций.

Вслед за Мечниковым в качестве цивилизаций древнейшего типа возникают цивилизации речных долин.

Главным, природным фактором здесь была регулярность паводков, неважно, чем они вызывались — сезонным таянием снегов или муссонными ливнями.

Экспансия речных цивилизаций могла оказаться направленной либо к верховьям, т.е. в сторону континента, либо к устью, т.е. в сторону океана. Все зависело в конечном счете от того, находились ли подходящие условия для дочерних цивилизаций.

Сталкиваясь с экологическими вызовами, рано или поздно люди давали ответ, создавали все новые и новые типы цивилизаций двух классов — посейдонических и материковых. Выявленная Мечниковым экспансия посейдонических цивилизаций во все более масштабные и открытые пространства может быть обобщена в виде общей тенденции, значимой и для материковых цивилизаций.

Функциональным эквивалентом моря здесь выступают степи и пустыни, где караванные пути оказываются не менее важными, чем морские торговые трассы.

Один из основателей и классиков геополитики Халфорд Маккиндер в этой связи отмечал цивилизаторскую роль "морских волков" и "степных волков". К первым можно отнести греческих мореходов, о пиратско-цивилизаторской роли которых ярко писал М.К. Петров, а также викингов, мореходов, купцов и флибустьеров эпохи Великих географических открытий. Ко вторым — племена ариев, разнесших по Старому Свету такие важные элементы цивилизации, как одомашненную лошадь, конскую упряжь и колесные повозки, важные приемы ковки железа. Степными волками также были караванщики Великого шелкового пути, создатели евразийской империи чингизидов, а также афразийской империи и цивилизации ислама.

При всей геополитической рациональности противопоставления суши и моря эта оппозиция остается слишком общей и неопределенной. Возникают представления о некой извечной борьбе теллурократий и талассократий. Весьма типично в этом отношении упрощение маккиндеровской идеи о Мировом острове.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: