Рыночные структуры

С точки зрения покупателя, рынок состоит из тех фирм, которые предлагают ему необходимые товары и услуги. С точки зрения фирм, рынок – это совокупность покупателей, которым можно продать выпускаемые фирмами товары и услуги. Группу фирм, которые производят либо один и тот же товар, либо родственные, однотипные товары, принято называть отраслью. Реакция фирм отрасли на те или иные действия отдельной фирмы определяется структурой рынка, в которой функционируют фирмы. Понятие рыночной структуры охватывает все аспекты рынка: количество фирм в отрасли, тип производимого продукта, возможности для входа в отрасль и выхода из нее иных фирм, количество покупателей, способность фирм воздействовать на спрос посредством рекламы и т.д.

С учетом этих факторов выделяют четыре рыночные структуры:

· совершенная (чистая) конкуренция;

· чистая монополия;

· монополистическая конкуренция;

· олигополия.

Для раскрытия данных структур необходимо ввести понятия суммарного, среднего и предельного дохода.

Суммарный доход – (TR) – это общий доход, получаемый фирмой от продаж своей продукции. Если всего было реализовано q единиц товара по цене P рублей, то TR = P * q.

Средний доход – (AR) – часть общего дохода, приходящегося на единицу продукции: AR = TR / q = P.

Предельный доход – (MR) – приращение к суммарному доходу, приходящемуся на единицу продукции: MR =∆TR/ /∆q.

Основные правила поведения фирм в различных рыночных структурах

В какой бы рыночной структуре ни действовала фирма, она должна решить для себя два важных вопроса:

1. Следует ли ей вообще оставаться в отрасли и производить продукцию или прекратить свое существование?

2. Если оставаться в отрасли, то, в каком объеме выпускать товары и услуги?

При решении этих проблем фирме следует руководствоваться следующими правилами.

ПРАВИЛО 1. Фирма должна прекратить производство, если суммарная выручка от продажи любого объема ее продукции не превосходит переменных издержек производства данного количества товаров и услуг. Это равносильно требованию, чтобы цена товара не превосходила средние переменные издержки (P<AVC).

ПРАВИЛО 2. Чтобы добиться максимальной прибыли, фирма должна производить такой объем продукции, при котором предельная выручка равняется предельным издержкам (MR = MC).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: