Долгосрочные средние издержки

Представим себе, что небольшое предприятие обрабатывающей промышленности сначала развернуло минимальные производственные мощности, а затем благодаря успешной экономической деятельности все больше и больше расширялось. Сначала, какое то время, расширение производственных мощностей будет сопровождаться снижением средних общих издержек. Однако, ввод все больших и больших мощностей приведет к росту средних общих издержек.

На рисунке 4.12. эта закономерность проиллюстрирована применительно к пяти различным размерам предприятия. Кривая АТС1 показывает динамику средних общих издержек, для самого маленького из пяти предприятий, кривая АТС5 для самого большого.

Строительство все более крупных предприятий будет приводить к снижению минимальных издержек на производство единицы продукции вплоть до достижения размеров третьего предприятия. Однако за этим пределом расширение производственных мощностей будет означать повышение минимального уровня средних общих издержек.

Принципиальное значение имеют тонкие линии, перпендикулярные горизонтальной оси. Они показывают те объемы производства, при которых предприятию следует изменять размеры, чтобы обеспечить себе возможно более низкие издержки производства единицы продукции.

На рисунке кривая LAТC – это кривая долгосрочных средних общих издержек или, как ее часто называют, кривая выбора (или плановая кривая) предприятия.

Кривая долгосрочных средних издержек (LAТC) показывает наименьшие издержки производства любого заданного объема выпуска, допуская при этом возможность изменения всех факторов производства оптимальным образом в целях минимизации издержек.

Приведем пример, иллюстрирующий вышесказанное. Пусть вы решили заняться пассажирскими перевозками между селом, в котором живете, и районным центром. В зависимости от спроса на подобные услуги вы сможете оказывать их наиболее дешевым способом либо с помощью легкового автомобиля, либо микроавтобуса, либо автобуса. Другими словами, ваше предприятие, может быть малого, среднего или крупного размера.

Каждый размер предприятия характеризуется своим набором кривых средних затрат короткого периода. Для вашего предприятия они будут выглядеть как на рисунке 4.13.

Ну, а если спрос еще больше, то нужно приобретать большой автобус.

Пусть сначала вы занимались перевозками на легковом автомобиле – и это было достаточно. Но вот вы обнаружили, что односельчане стали чаще ездить в город и вам имеет смысл увеличить перевозки в два раза с Q1 до Q2. В коротком периоде вы можете увеличить число рейсов в два раза, и ваши средние затраты на одного пассажира будут АТС1.

В длительном периоде вы решаете укрупнить свое предприятие: дождавшись износа автомобиля, заменяете его микроавтобусом. Теперь ваши средние затраты равны АТС2. Почему AТC2 лежит ниже AТC1, при объемах перевозок свыше Q1. Потому что, используя микроавтобус, вместо того чтобы совершать большее число рейсов на легковом автомобиле, вы экономите бензин, собственный труд и затраты на ремонт, так как физический износ автомашины и частота поломок прямо пропорциональны километражу пробега. Однако, если число пассажиров будет меньше Q2, использование микроавтобуса дает более высокие средние затраты, чем применение легкового автомобиля, так как вы будете гонять микроавтобус полупустым и более высокая стоимость вашего капитала будет приходиться на меньший объем выпуска.

Наконец, если вы намерены осуществлять перевозки в объеме, превышающем Q3, то вам следует обзавестись большим автобусом, а ваши средние затраты будут определяться кривой AТC3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: