Чтобы реализовать названные предпосылки в практической деятельности фирм, необходимы определенные условия.
Во-первых, у продавца должна быть возможность контролировать цены. Легче всего это может сделать монополист, поэтому весь разговор о ценовой дискриминации обычно ведется в контексте монопольной структуры рынка. Главное, чтобы конкуренты не могли продавать товар дешевле там, где фирма намерена продать его дороже. Власть над ценами связана также с количеством противостоящих продавцу покупателей. Если покупателей мало, так что уход любого из них с рынка заметен для продавца, возможности ценового диктата ограничены.
Во-вторых, у покупателей не должно быть возможности покупать там, где продают дешевле.
Ограничение возможности покупать блага по более низким ценам (лично либо пользуясь услугами тех, кто имеет доступ на дешевые рынки) достигается по-разному. На рынке услуг существует естественная граница, разделяющая покупателей. Нельзя перепродать по сходной цене собственную прическу или исцеление. На товарных рынках, если географическая удаленность не останавливает перекупщиков или потребителей, могут использоваться искусственные ограничения перепродажи (таможенные барьеры и т. п.).
Заметим, что выгоды ценовой дискриминации иногда доступны и для продавцов конкурентных рынков. Так, продавец винограда на базаре может назначить на свой товар разную цену, торгуясь и оценивая платежеспособность покупателя на глаз.
В-третьих, издержки проведения в жизнь дискриминационной политики не должны превышать выгод от такой деятельности. Торговаться с каждым в отдельности, изучая его платежеспособность, контролировать персонал, получивший возможность лично назначать цены, – все это дело дорогое и не всегда оправданное.
Попытаемся на графике (рис.4.27) представить модель ценовой дискриминации, осуществляемой фирмой-монополистом. Фирма продает продукцию на двух разных рынках. Это могут быть две разные местности, две возрастные группы, обычные потребители и клиенты – коммерсанты. Предполагается, что перепродажа продукции невозможна.
По вертикальной оси откладывается цена в долларах за единицу продукции Д1 и Д 2 – кривые спроса, MR1 и MR 2 – кривые предельного дохода. Для простоты сделано предположение, что предельные издержки фирмы-монополиста постоянны, поэтому они изображены горизонтальной прямой. В соответствии с правилом максимизации прибыли MC = MR. Для того, чтобы найти цены продукции в точке максимизации прибыли, надо из точки пересечения МС = MR поднять горизонтальную линию до кривой спроса. На первом рынке получим цену Р1, на втором – Р2.
На втором рынке кривая спроса указывает на меньшую эластичность спроса, отсюда и цена выше.
Рассматривая модель ценовой дискриминации, важно подчеркнуть следующие обстоятельства: в ситуации равновесия фирма – монополист, максимизируя прибыль и проводя стратегию ценовой дискриминации, устанавливает более высокую цену в тех условиях, когда спрос на её продукцию менее эластичен.