180. Прочитайте текст
. Стр174.
Дворянские поместья. XVI век был временем дальнейшего развития феодального землевладения, в особенности дворянского.
Как мы знаем, сама форма условного держания земли за выполнение службы зародилась еще в период феодальной раздробленности. Теперь московские князья, а затем цари стали усиленно раздавать своим слугам в пользование земли с крестьянами, или, как говорили тогда, «испомещать» на земле (отсюда слово «помещики»). Служилые люди — дворяне — набирались чаще всего из свободных людей. Складывалась так называемая поместная система землевладения: дворяне должны были обеспечить себя с этой земли всем необходимым для несения военной службы. Дворянин был обязан приходить на войну «конно, людно и оружно» (с лошадьми, людьми из числа холопов и оружием). Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонялся от нее.
|
|
♦ Проверьте по учебнику истории, используются ли в тексте шрифтовые выделения? С какой целью? Совпадает ли ваш вариант подчеркивания с тем, который предложен авторами учебника? Почему?
Стр.175. ВЫПИСКИ (ГЛАВНОЕ, СУЩЕСТВЕННОЕ, ЗНАЧИМОЕ).
181 • Задание 3 устное Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркните те части текста, кото рые следует выписать (можно в сокращенном или в другом варианте) для лучшего осознания и запоминания прочитанного.
Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками. Поверхность океана активно взаимодействует с атмосферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохладными водами. При испарении воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а запасенное в испарившейся воде тепло передается нижнему слою атмосферы.
Ось/щ// ПеРенос влаги ветром / тГ"/- с мсюя на сушу |
юнспирация |
стр
С.176
Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип — морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных (образующихся над сушей) большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года. Температурные различия над поверхностью океана и суши создают разницу в атмосферном давлении, вызывают перемещение воздушных масс, которые переносят тепло (холод) и влагу с океана на материки. Поэтому на побережьях образуется особый океанический (морской) климат.
|
|
182. Задание 1 «художественное»: Прочитайте часть материала «Среды жизни и местообитания животных» из учебника биологии. Представьте содержание прочитанного в виде таблицы (схемы), рисунка.
Среды жизни и местообитания животных
Среды жизни животных. Животные, как и растения, грибы, бактерии, заселили на Земле разнообразные для существования среды жизни. Водную среду жизни заселили, например, рыбы, киты, раки; наземно-воздушную — жуки, бабочки, многие птицы, звери; почвенную — дождевые черви, медведки, кроты. Средой жизни многих животных служат другие животные и человек. В органах животных, например, обитают паразитические черви и клещи.
Некоторые животные живут не в одной, а в двух средах жизни. Так, лягушки обитают в водной и в наземно-воздушной средах жизни, а полевые мыши — в наземно-воздушной и почвенной.
Местообитания животных. В любой среде жизни животные занимают участки, наиболее благоприятные для их существования. Речные раки, например, встречаются в реках и озерах с чистой водой, илистым дном и обрывистыми глинистыми берегами; акулы — в толще морской воды; камбалы — на морском дне. Конкретный участок среды жизни, населенный теми или иными животными, называют местообитанием этих животных.
с.177 Крупные животные занимают, как правило, большие участки среды жизни. Местообитания китов, например, — моря и океаны, лосей — смешанные леса, сайгаков — степи. Местообитаниями мелких животных служат гнилые пни, молодые побеги или стволы деревьев или органы тела животных и человека. Жуки-короеды, например, живут под корой деревьев, а свиная аскарида — в кишечнике свиньи. Каждое местообитание населяют животные разных видов. У речных раков, например, это одновременно и местообитание речных окуней, плотвы, щук; у зайца-беляка — это одновременно и местообитание волка, лисицы и других животных. Обширные местообитания, как, например, океан, море, лес, степи, населяют сотни и тысячи видов животных.
♦♦♦ Какие приемы запоминания прочитанного было предложено использовать при выполнении заданий?
После чтения текста необходимо проверить, удалось ли:
- сформулировать основную мысль прочитанного?
- выделить основную информацию?
- обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста?
- выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пересказ, сообщение, ответ на уроке)?
183. Задание №1 для письменного выполнения: Прочитайте текст. Выделите главную информацию в каждой из его частей для того, чтобы осознать (понять, осмыслить) основные особенности японских трехстиший. Составь 5 вопросов по тексту классу – с ответами
Японские трехстишия (хокку)
Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, (с.178) где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни переходят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало новым поэтическим формам. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язвительной насмешки.
Интересно отметить, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству...
Хокку — лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. В каждом стихе хокку определенное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов.
|
|
Ударения в хокку роли не играют... Рифмы нет, но звуковая и ритмическая организация трехстишия — предмет большой заботы японских поэтов. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Некоторые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басе:
Слово скажу —
Леденеют губы.
Осенний вихрь!
Как пословица оно означает, что «осторожность иногда заставляет промолчать». Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним- двумя штрихами. Задача поэта — заразить читателя лирическим волнением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисовать картину во всех ее деталях
.
с.179
184. Задание №2 для письменного выполнения: Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Определите ее тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем:
«Речь человека и его культура»;
«Язык — твой друг (враг)»;
«Язык — самая большая ценность народа».
Прочитай! УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ
Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он овладел им уже в достаточной мере, он станет отступать. За своим языком — устным и письменным — надо следить постоянно.
Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему
язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.
|
|
О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»
Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.
Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.
Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств — качеств человека, который пользуется языком народа.
Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним будим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.
А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.
А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выражениями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, не уверен в себе.
Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» цинично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «словами-плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти... Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. (с.181) Как говорит, так, следовательно, и думает.
И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружающих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном... Задание №3 для письменного выполнения: Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.
Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, постарайтесь:
- переформулировать определения, правила, выводы (переведите прочитанное на «свои слова»);
- представить основное содержание текста в виде плана, схемы, таблицы, рисунков;
- потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, повторение определений, правил).
185. Задание №4 для устного выполнения:Вы познакомились с новым понятием. Прочитали о нем в учебнике Представьте, что вы объясните младшей сестре (брату, подруге, другу), что такое басня. Постарайтесь использовать простые, понятные для ваших слушателей слова.(сценка)
Басня — краткий иносказательный рассказ поучительного характера. Действующими лицами в басне часто выступают животные, предметы, в которых проявляются человеческие качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бывают и прозаические басни.
С.182.
186. Задание №5 для письменного выполнения: Прочитайте высказывания Цицерона об искусстве красноречия. Какую роль, по его мнению, играет чтение в формировании личности оратора? Запишите в тетрадь ответ
1)...так как ораторское искусство не должно быть убогим, а должно быть приятно разубрано и расцвечено самыми разнообразными предметами, то хорошему оратору следует многое услышать, многое увидеть, многое обдумать и усвоить и многое перечитать, однако не присваивать это себе, а только пользоваться из чужих запасов. То есть я признаю, что оратор должен быть человек бывалый, не новичок и не невежа ни в каком предмете, не чужой и не посторонний в своей области.
2) Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материалом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и блеску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выражает словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слушателей в любую сторону.
187. Задание №6 для устного выполнения Прочитайте стихотворение. Какие строки вам понравились? Почему? Выучить наизусть(задание на неделю)
(с.183) Искусство чтения и письма
Все,
Что старательно мы пишем
При свете солнца и луны,
В высоком стиле или низшем, —
Любовно мы хранить должны.
А если столь уж стало тесно,
То, значит, целый новый дом
Придется строить, хоть известно,
Что это связано с трудом.
И в небывалом этом доме,
Воздвигнутом в свою же честь,
Пусть ничего не будет, кроме
Людей, умеющих прочесть.
А если вдруг искусство чтенья
У них похитит некий тать,
То наших строк трудносплетенья
Пусть вновь научат их читать. (Л. Мартынов)