Информативно важные слова

180. Прочитайте текст

. Стр174.

Дворянские поместья. XVI век был временем дальнейшего разви­тия феодального землевладения, в особенности дворянского.

Как мы знаем, сама форма условного держания земли за выполне­ние службы зародилась еще в период феодальной раздробленности. Теперь московские князья, а затем цари стали усиленно раздавать сво­им слугам в пользование земли с крестьянами, или, как говорили тог­да, «испомещать» на земле (отсюда слово «помещики»). Служилые люди — дворяне — набирались чаще всего из свободных людей. Скла­дывалась так называемая поместная система землевладения: дворяне должны были обеспечить себя с этой земли всем необходимым для не­сения военной службы. Дворянин был обязан приходить на войну «конно, людно и оружно» (с лошадьми, людьми из числа холопов и оружием). Каждый год проводились смотры дворян, проверялось их снаряжение, годность к несению военной службы. Поместье могли и отобрать, если дворянин не обеспечивал себя всем необходимым для службы или уклонялся от нее.

Проверьте по учебнику истории, используются ли в тексте шрифтовые выделения? С какой целью? Совпадает ли ваш вариант подчеркивания с тем, который предложен авторами учебника? Почему?

Стр.175. ВЫПИСКИ (ГЛАВНОЕ, СУЩЕСТВЕННОЕ, ЗНАЧИМОЕ).

181 • Задание 3 устное Прочитайте текст. По ходу чтения подчеркните те части текста, кото рые следует выписать (можно в сокращенном или в другом варианте) для лучшего осознания и запоминания прочитанного.


Роль воздушных масс во взаимодействии океана с атмосферой и материками. Поверхность океана активно взаимодействует с атмос­ферой, обмениваясь с ней теплом и влагой. Этот обмен происходит в результате нагревания холодного воздуха над теплой поверхностью океана и, наоборот, охлаждения теплого воздуха над более прохлад­ными водами. При испарении воды с поверхности океана происходит ее охлаждение, а запасенное в испарившейся воде тепло передается нижнему слою атмосферы.


Ось/щ// ПеРенос влаги ветром / тГ"/- с мсюя на сушу

юнспирация

стр

С.176



Большой запас тепла в водах океана влияет на свойства воздушных масс. Над его поверхностью образуется особый подтип — морские воздушные массы, которые отличаются от континентальных (образу­ющихся над сушей) большей влажностью и небольшими различиями температур между сезонами года. Температурные различия над по­верхностью океана и суши создают разницу в атмосферном давлении, вызывают перемещение воздушных масс, которые переносят тепло (холод) и влагу с океана на материки. Поэтому на побережьях образуется особый океанический (морской) климат.

182. Задание 1 «художественное»: Прочитайте часть материала «Среды жизни и местообитания животных» из учебника биологии. Представьте содержание прочитанного в виде таблицы (схемы), рисунка.

Среды жизни и местообитания животных

Среды жизни животных. Животные, как и растения, грибы, бак­терии, заселили на Земле разнообразные для существования среды жизни. Водную среду жизни заселили, например, рыбы, киты, раки; наземно-воздушную — жуки, бабочки, многие птицы, звери; почвен­ную — дождевые черви, медведки, кроты. Средой жизни многих жи­вотных служат другие животные и человек. В органах животных, на­пример, обитают паразитические черви и клещи.

Некоторые животные живут не в одной, а в двух средах жизни. Так, лягушки обитают в водной и в наземно-воздушной средах жизни, а полевые мыши — в наземно-воздушной и почвенной.

Местообитания животных. В любой среде жизни животные зани­мают участки, наиболее благоприятные для их существования. Реч­ные раки, например, встречаются в реках и озерах с чистой водой, илистым дном и обрывистыми глинистыми берегами; акулы — в тол­ще морской воды; камбалы — на морском дне. Конкретный участок среды жизни, населенный теми или иными животными, называют ме­стообитанием этих животных.

с.177 Крупные животные занимают, как правило, большие участки среды жизни. Местообитания китов, например, — моря и океаны, лосей — смешанные леса, сайгаков — степи. Местообитаниями мелких живот­ных служат гнилые пни, молодые побеги или стволы деревьев или ор­ганы тела животных и человека. Жуки-короеды, например, живут под корой деревьев, а свиная аскарида — в кишечнике свиньи. Каждое ме­стообитание населяют животные разных видов. У речных раков, на­пример, это одновременно и местообитание речных окуней, плотвы, щук; у зайца-беляка — это одновременно и местообитание волка, лиси­цы и других животных. Обширные местообитания, как, например, оке­ан, море, лес, степи, населяют сотни и тысячи видов животных.

♦♦♦ Какие приемы запоминания прочитанного было предложено использовать при выполнении заданий?

После чтения текста необходимо проверить, удалось ли:

- сформулировать основную мысль прочитанного?

- выделить основную информацию?

- обозначить смысловые вехи (главные мысли каждой части) прочитанного текста?

- выбрать нужное для выполнения конкретного задания (пере­сказ, сообщение, ответ на уроке)?

183. Задание №1 для письменного выполнения: Прочитайте текст. Выделите главную информацию в каждой из его частей для того, чтобы осознать (понять, осмыслить) основные особенности японских трехстиший. Составь 5 вопросов по тексту классу – с ответами

Японские трехстишия (хокку)

Японское лирическое стихотворение хокку (хайку) отличается предельной краткостью и своеобразной поэтикой. Народ любит и охотно создает короткие песни — сжатые поэтические формулы, (с.178) где нет ни одного лишнего слова. Из народной поэзии эти песни перехо­дят в литературную, продолжают развиваться в ней и дают начало но­вым поэтическим формам. Такие стихи можно сочинить быстро, под влиянием непосредственного чувства. Можно афористически, сжато выразить свою мысль так, чтобы она запоминалась и переходила из уст в уста. Их легко использовать для похвалы или, наоборот, язви­тельной насмешки.

Интересно отметить, что стремление к лаконизму, любовь к малым формам вообще присущи японскому национальному искусству...

Хокку — лирическое стихотворение о природе. Оно изображает жизнь природы и жизнь человека в их слитном, нерасторжимом един­стве на фоне круговорота времен года. В каждом стихе хокку опреде­ленное количество слогов: пять в первом, семь во втором и пять в третьем — всего семнадцать слогов.

Ударения в хокку роли не играют... Рифмы нет, но звуковая и рит­мическая организация трехстишия — предмет большой заботы япон­ских поэтов. Краткость роднит хокку с народными пословицами. Не­которые трехстишия получили хождение в народной речи на правах пословиц, как, например, стихотворение поэта Басе:

Слово скажу —

Леденеют губы.

Осенний вихрь!

Как пословица оно означает, что «осторожность иногда за­ставляет промолчать». Но чаще всего хокку резко отличается от пословицы по своим жанровым признакам. Это не назидательное изречение, короткая притча или меткая острота, а поэтическая картина, набросанная одним- двумя штрихами. Задача поэта — заразить читателя лирическим вол­нением, разбудить его воображение, и для этого не обязательно рисо­вать картину во всех ее деталях

.

с.179

184. Задание №2 для письменного выполнения: Прочитайте отрывок из книги Д.С. Лихачева «Земля родная». Оп­ределите ее тему, основную мысль. Выпишите (можно в сокращенном виде) те части (элементы), которые необходимы для подготовки к сообщению на одну из тем:

«Речь человека и его культура»;

«Язык — твой друг (враг)»;

«Язык — самая большая ценность народа».

Прочитай! УЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ

Прочтя такой заголовок, большинство читателей подумает: «Этим я занимался в раннем детстве». Нет, учиться говорить и писать нужно все время. Язык — самое выразительное, чем человек обладает, и, если он перестанет обращать внимание на свой язык, а станет думать, что он ов­ладел им уже в достаточной мере, он ста­нет отступать. За своим языком — уст­ным и письменным — надо следить постоянно.

Самая большая ценность народа — его язык, язык, на котором он пишет, гово­рит, думает. Думает! Это надо понять до­сконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему

язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чем мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из со­вершеннейших языков мира, язык, развивавшийся в течение более тысячелетия, давший в XIX веке лучшую в мире литературу и поэ­зию. Тургенев говорил о русском языке: «...нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Речь в этой моей заметке пойдет не о русском языке вообще, а о том, как этим языком пользуется тот или иной человек.

Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, есть язык народа как показатель его культуры и язык отдель­ного человека как показатель его личных качеств — качеств человека, который пользуется языком народа.

Если мы обращаем внимание на манеру человека себя держать, его походку, его поведение, на его лицо и по ним будим о человеке, иног­да, впрочем, ошибочно, то язык человека гораздо более точный пока­затель его человеческих качеств, его культуры.

А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого расхожего понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Когда такой человек с его «словами-плевками» говорит, он хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоя­тельств, умнее всех окружающих, над всем смеется, ничего не боится.

А на самом деле он потому и обзывает своими циничными выраже­ниями и насмешливыми прозвищами те или иные предметы, людей, действия, что он трус и робок, не уверен в себе.

Посмотрите, послушайте, о чем такой «храбрец» и «мудрец» ци­нично отзывается, в каких случаях он обычно слова заменяет «слова­ми-плевками»? Вы сразу заметите, что это все то, что его страшит, от чего он ждет неприятностей себе, что не в его власти... Язык человека - это его мировоззрение и его поведение. (с.181) Как гово­рит, так, следовательно, и думает.

И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образо­ванным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно. Не заставляйте окружа­ющих выслушивать свои длинные речи, не красуйтесь в своем языке: не будьте самовлюбленным болтуном... Задание №3 для письменного выполнения: Запишите основные смысловые вехи (смысловые блоки) будущего сообщения.

Изучающее чтение, как правило, связано с запоминанием прочитанного. Чтобы запоминание было осмысленным, а не механическим, постарайтесь:

- переформулировать определения, правила, выводы (переве­дите прочитанное на «свои слова»);

- представить основное содержание текста в виде плана, схе­мы, таблицы, рисунков;

- потренироваться в запоминании прочитанного (пересказ, по­вторение определений, правил).

185. Задание №4 для устного выполнения:Вы познакомились с новым понятием. Прочитали о нем в учебнике Представьте, что вы объясните младшей сестре (брату, подруге, другу), что такое басня. Постарайтесь использовать простые, понятные для ваших слушателей слова.(сценка)

Басня — краткий иносказа­тельный рассказ поучительно­го характера. Действующими лицами в басне часто выступа­ют животные, предметы, в ко­торых проявляются человече­ские качества. Чаще всего басни пишут в стихах, но бы­вают и прозаические басни.


С.182.


186. Задание №5 для письменного выполнения: Прочитайте высказывания Цицерона об искусстве красноречия. Какую роль, по его мнению, играет чтение в формировании личности оратора? Запишите в тетрадь ответ

1)...так как ораторское искусство не должно быть убогим, а должно быть при­ятно разубрано и расцвечено самыми раз­нообразными предметами, то хорошему оратору следует многое услышать, многое увидеть, многое обдумать и усвоить и многое перечитать, однако не присваи­вать это себе, а только пользоваться из чу­жих запасов. То есть я признаю, что оратор должен быть человек бывалый, не новичок и не невежа ни в каком предмете, не чужой и не посторонний в своей области.

2) Истинный оратор должен исследовать, переслушать, перечи­тать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как в ней вращается оратор и она служит ему материа­лом. Ибо красноречие есть одно из высших проявлений нравственной силы человека; и хотя все проявления нравственной силы однородны и равноценны, но одни виды ее превосходят другие по красоте и бле­ску. Таково и красноречие: опираясь на знание предмета, оно выража­ет словами наш ум и волю с такой силой, что напор его движет слуша­телей в любую сторону.

187. Задание №6 для устного выполнения Прочитайте стихотворение. Какие строки вам понравились? Почему? Выучить наизусть(задание на неделю)

(с.183) Искусство чтения и письма

Все,

Что старательно мы пишем

При свете солнца и луны,

В высоком стиле или низшем, —

Любовно мы хранить должны.

А если столь уж стало тесно,

То, значит, целый новый дом

Придется строить, хоть известно,

Что это связано с трудом.

И в небывалом этом доме,

Воздвигнутом в свою же честь,

Пусть ничего не будет, кроме

Людей, умеющих прочесть.

А если вдруг искусство чтенья

У них похитит некий тать,

То наших строк трудносплетенья

Пусть вновь научат их читать. (Л. Мартынов)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: