Словосочетание "нововведение" в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.
Факторы восприимчивости фирмы к нововведениям:
личностно-психологические хар-ки руководства; персонала
внутренние (структурные) ф-ры ресурсы, мощности, резервы; орг-структура
внешние факторы вн. среда (рост/спад); кооперация; конкуренция; спрос.
Модели управления нововведениями.
1) Рационалистическая
Надо доказать необходимость нововведения - разработать алгоритм: цели и задачи, выбор средств и подразделений, разработка стандартов и методических материалов, контроль за выполнением.
Недостаток: не учитывает неопределенность новшеств, консерватизм персонала.
Поведенческая модель учитывает социально-психологические потребности работников, фирма - самоорганизующаяся система, ориентация на человека. Недостаток: орг. анархия, безответственность.
|
|
Системная модель - фирма - техносоциальная система, новшество - осознанный процесс на базе анализа.
В реальности необходимо сочетание всех трех моделей.
Уровни нововведений: индивидуальный (человек), групповой (бригада), организационный (предприятие).
Этапы нововведений и методика их реализации.
1) Подготовительный: адаптация к новшеству, психологический аспект (сопротивление), технические, организационные, экономические проблемы.
2) Основной - переход к новым формам управления, организационно-плановый аспект.
3) Завершающий - закрепление результатов, достижение проектных показателей и мощностей, исчезает неопределенность, гласность результатов.