Полное общее образование

Период ранней юности — возраст 15—18 лет. В эти годы молодые люди, юноши и девушки, заканчивают обучение в школе и вплотную подходят к необходимости выбора профессии, а также к выбору спутника жизни, к созданию своей собственной семьи. Эти два ведущих мотива должна учитывать школа полного общего образования.

Процессы общецивилизационного развития неумолимо диктуют свои требования школе этой ступени: обогащение содержания образования новыми знаниями из все более расширяющегося потока научных открытий, увеличение сроков обучения, интенсификация процесса обучения с помощью учебных технологий и учебной техники — аудио- видеоаппаратуры, компьютеров и т. д.

Школа полного среднего образования готовит выпускников к поступлению в высшие учебные заведения — так велось исстари, еще со времен дореволюционных гимназий. В настоящее время процесс объединения вузов и школ стал еще заметнее. Это порождает новые вопросы и проблемы.

Верно то, что прослойка высококвалифицированных людей, на высоком уровне владеющих современной техникой, знающих процессы современного производства, — основа крепости государства, его устойчивости и самостоятельности в мире. Но не менее важна внутренняя крепость государства, которая может быть соотнесена с крепостью, моральной и нравственной чистотой той сферы, где осуществляются бытийные процессы жизни человека, — сферой семьи. Каждый человек хочет быть счастливым. Далеко не каждый выпускник школы мечтает быть ученым, сможет стать высококвалифицированным рабочим, преуспевающим бизнесменом, талантливым артистом, но каждый имеет отношение к бытийным процессам домостроительства, созидания семьи, продолжения рода, сохранения родовой памяти и родовых традиций, ведения личного хозяйства. К бытийным процессам можно отнести и элементарные трудовые увлечения людей простым ремеслом. Это то, что вечно, что вне моды и времени. Независимо от профессий и должностей, люди по-прежнему предпочитают многие дела в доме делать самостоятельно, именно потому, что это придает атмосферу неповторимости их жилищу, или одежде, или приусадебному участку.

И так было всегда. Император Петр Первый каждую свободную минуту вставал к деревообрабатывающему станку — он был мастером художественной обработки древесины. Императрица Александра Федоровна умела вязать и любила это делать, сохранившиеся фотокадры показывают ее дочерей в одежде, связанной руками матери. А увлечение садоводством и цветоводством А. П. Чехова, многие часы, отданные Л. Н. Толстым починке упряжи, шитью обуви... И. П. Павлов считал самым здоровым отдыхом не часы ничегонеделания, но смену деятельности, в которой особенно полезно чередование умственного и физического труда.

Очень хочется видеть наших соотечественников счастливыми людьми. И кстати вспомнить в связи с этим слова А. С. Макаренко:

«Счастье — вещь самодельная. На фабрике не изготовишь» [3, 195]. Так он пометил в 30-е годы в записной книжке. Почти полвека спустя эта мысль станет лейтмотивом фильма Киры Муратовой «Познавая белый свет». Героиня фильма с трибуны большого собрания говорит: «Дома могут быть большими и могут быть маленькими, и это не самое важное, а важней всего на свете, чтобы счастье было настоящее. Его на заводах не делают, даже на самых лучших конвейерах».

Таким образом, необходимость трудового, бытийного самовыражения личности молодых людей должна быть по-новому осознана школой, и, возможно, проект двенадцатилетнего обучения в школе реанимирует этот процесс и придаст ему новое, свежее содержание и достойную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: