Итоги первого президентства В. В. Путина

Еще в марте 2000 г. В. В. Путин в книге-интервью «От первого лица» наметил график действий на предстоящие годы. «Технологи, с которыми мы работаем, выстраивают программу действий по годам. Первый год — формиро­вание целей и команды; второй год и половина третьего — поэтапное достижение конкретных результатов; конец третьего и начало четвер­того — предъявление этих результатов и вхождение в новую избира­тельную кампанию», — говорил тогда будущий президент.

Анализ основных событий 2000-2004 гг. позволяет сделать вывод о том, что в целом этот график выдерживался. К середине 2002 г. стаби­лизирована общественно-политическая и социально-экономическая ситуация, намечены основные направления дальнейшего совершен­ствования государственного устройства, продолжения либерального реформирования экономики и социальной сферы. В то же время на характер внутренней политики с середины 2002 г. во все возрастаю­щей степени оказывало влияние приближение электорального цикла 2003—2004 гг., когда россиянам предстояло избирать новую Думу (де­кабрь 2003) и Президента РФ (март 2004). Поэтому в центре внимания властных структур находилась задача выстраивания баланса обществен­ных сил, позволяющего, с одной стороны, поддерживать стабиль­ность, а с другой — добиться наилучшего результата на выборах.

Это нашло отражение в практике бесконфликтного согласования интересов между различными частями политической, экономической и региональной элит. Не было громких разоблачений и отставок среди политиков, продолжалась приватизация привлекательных «кусков» го­сударственной собственности, подтверждено право глав исполнитель­ной власти в регионах переизбираться на третий срок. Одновременно создавались политические и организационно-правовые условия для предсказуемого исхода будущих голосований. Президентские структу­ры обозначили цель парламентских выборов — формирование кон­ституционного пропрезидентского большинства в нижней палате. Для этого действующая Дума повысила с 5 до 7% избирательный барьер для прохождения партий в парламент, что должно было заставить более мелкие объединения искать союза с имеющими большие шансы на избрание партиями.

Поправки в Закон о референдуме, запрещающие его проведение за год до общенациональных выборов, предусматривали ограничение возможностей использования этого института в популистских пред­выборных целях. Сближением дат выборов парламента и президента они превращались в единый неразрывный цикл, а на политическую рекламу отводится лишь один месяц. Развернулась кампания по вовле­чению в партии известных журналистов, деятелей культуры, космо­навтов, что должно было улучшить имидж предвыборных объедине­ний.

Обстановка грядущих выборов оказала влияние и на экономичес­кую политику, рамки которой определялись итогами развития пред­шествующего периода и ожидавшимся осложнением условий функционирования экономики в 2003 г. В 2000-2002 гг. она развивалась в благоприятной обстановке, что было во многом обусловлено высоки­ми мировыми ценами на сырьевые товары, составляющие основу рос­сийского экспорта, — нефть, газ, черные металлы, продажа которых обеспечивала надежные поступления в бюджет. Однако в 2003 г. ожи­давшегося в связи с войной в Ираке падения цен на нефть (до 17,5 долл. за баррель) не произошло: она осталась на уровне 25 долларов. Государство безболезненно выплатило 17 млрд. долларов по внешним долгам, а золотовалютные резервы Центрального банка достигли ре­кордного уровня за всю историю страны — 84 млрд. долларов.

К началу 2004 г. удалось добиться существенного снижения темпов инфляции. В 1999 г. она составляла 36%; в 2001 — 18; а в 2003— 12. Рост валового внутреннего продукта (ВВП) колебался, составив в 2003 г. 7%. На этот показатель влияла совокупность внешних и внутренних факторов. Как отмечал В. В. Путин, за эти годы был создан плацдарм для решительного поворота в экономическом развитии страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: