Ход операции против о. Мидуэй

27 мая, когда в Японии празднуют день воен- но-морского флота, авианосное соединение под командо- ванием Нагумо в 6 час. первым снялось с якорной стоян- ки во Внутреннем Японском море и направилось к о. Мид- уэй.

Силы, непосредственно участвовавшие в операции против о. Мидуэй, были разделены на главные силы и соединения: 1-е авианосное, вторжения, базовой авиации и передовое.

В состав главных сил, которые находились под не- посредственным командованием адмирала Ямамото, дер- жавшего свой флаг на линейном корабле «Ямато», вош- ли 7 линейных кораблей, 3 легких крейсера и 1 авиа- транспорт.

1-е авианосное соединение имело в своем составе 4 авианосца — «Акаги» (флагманский корабль соединения),

«Kaгa», «Хирю» и «Сорю», на которых базировались 84 бомбардировщика, 93 штурмовика и 84 истребителя — всего 261 палубный самолет. Кроме того, на каждом авиа- носце находилось еще по 36 истребителей базовой авиа- ции, которую намечалось развернуть на о. Мидуэй после его захвата.

В состав соединения вторжения, возглавляемого ко- мандующим 2-м флотом вице-адмиралом Кондо, вошли

2 линейных корабля, 8 тяжелых крейсеров, 2 легких крейсера, легкий авианосец и 2 авиатранспорта. Эти силы имели задачу прикрытия и охранения 12 транспортов с находившимися на них отрядом Икки (около 3000 чело- век) и 2-м специальным объединенным отрядом морской пехоты (около 2800 человек).


Соединение базовой авиации состояло из 24-й воздуш- ной флотилии, насчитывавшей по 72 сухопутных штур- мовика и истребителя и 16 летающих лодок. Перед ней стояла задача взаимодействовать в операции против о. Мидуэй с палубной авиацией.

15 подводных лодок передового соединения 6 июня развернулись на позициях между Гавайскими о-вами и о. Мидуэй. Однако во время перехода и выдвижения они не вели разведку и поэтому не знали, что оперативное соединение противника прошло намеченный рубеж, не бу- дучи обнаруженным еще до того, как на нем разверну- лись подводные лодки. Это оказало очень большое влия- ние на ход всей операции.

Находясь на подходе к о. Мидуэй, наше командование не имело никаких сведений о противнике. 30 мая было перехвачено длинное донесение, посланное, по-видимо- му, американской подводной лодкой из точки, находив- шейся на пути следования группы транспортов. Можно было предполагать, что в донесении сообщалось об их обнаружении. Когда транспорты подошли на расстояние

600 миль юго-западнее о. Мидуэй, они были обнаружены разведывательным самолетом противника и в тот же день после полудня подверглись налету его базовой авиации.

Наше авианосное соединение после пополнения 1—2 июня своих запасов шло полным ходом на восток. Види- мость на море постепенно ухудшалась, а затем соедине- ние вошло в полосу плотного тумана, что исключило воз- можность использовать визуальные средства сигнализа- ции. Чтобы выдержать назначенное время, соединение 3 июня в 10 час. 30 мин. изменило курс и направилось пря- мо к о. Мидуэй. Для передачи приказа об изменении кур- са ничего другого не оставалось, кроме как нарушить ра- диомолчание. Приказ был передан на длинной волне, и вполне вероятно, что местонахождение соединения было запеленговано противником. Таким образом авианосное соединение, которое, держа курс на юго-восток, со ско- ростью узла направлялось к о. Мидуэй, оказалось в край- не серьезном положении.

4 июня в 15 час. 10 мин. было перехвачено донесение, вероятно, с американского патрульного самолета, кото-


рый предположительно находился где-то вблизи нашего авианосного соединения. Затем в 16 час. 40 мин. с тяже- лого крейсера «Тонэ», входившего в группу поддержки, сообщили о появлении около 10 американских самоле- тов по пеленгу 260°. В 23 час. 30 мин. в разрывах обла- ков дважды были обнаружены огни самолетов. Несмотря на все перечисленное, вице-адмирал Нагумо считал, что авианосное соединение еще не обнаружено противником. Тем не менее сразу после обнаружения огней самолетов была объявлена боевая тревога.

5 июня в 1 час 30 мин. в воздух поднялась наша первая ударная группа в составе 36 истребителей, 36 бомбарди- ровщиков и 36 штурмовиков. Вскоре после взлета она была обнаружена летающей лодкой противника. В 30 милях от о. Мидуэй с летающей лодки, которая появилась над стро- ем наших самолетов, была сброшена светящаяся бомба, чтобы привлечь внимание своих истребителей. Развернулся ожесточенный воздушный бой. Сломив сопротивление противника, наша ударная группа ринулась на наземные цели, но на земле самолетов не оказалось.

Противник, заранее предупрежденный о подходе на- шей ударной группы, поднял самолеты в воздух, чтобы уклониться от удара или контратаковать нашу группу. После бомбового удара по аэродрому и другим военным объектам группа легла на обратный курс. Ее командир, считая, что цель первой атаки не достигнута, передал по радио: «Необходима вторая атака о. Мидуэй».

Сведения об обнаружении кораблей противника все еще не поступали. Вице-адмирал Нагумо решил напра- вить против о. Мидуэй вторую ударную группу. На штур- мовиках вместо торпед устанавливались 800-кг бомбы.

Перед этим с 2 час. 35 мин. вблизи нашего авианосно- го соединения время от времени появлялся американс- кий самолет. В 4 час. начался налет базовых самолетов противника. Налет продолжался до 6 час. 50 мин. Наши истребители и зенитная артиллерия сбили большое чис- ло участвовавших в налете самолетов. Авианосное со- единение потерь не понесло.

Во время этого налета, приблизительно в 5 час., впер- вые было получено донесение об обнаружении американ-


ских кораблей. В этом донесении, полученном с разве- дывательного самолета, который базировался на «Тонэ», сообщалось: «Вижу десять кораблей, очевидно, против- ника. Пеленг 10°, расстояние 240 миль от о. Мидуэй, курс

150°. Скорость хода 20 узлов». Затем дважды поступали донесения о погоде в районе, курсе и скорости кораблей противника, но о классах кораблей ничего не говорилось. Разведывательному самолету немедленно передали при- каз: «Установить класс кораблей». В 5 час. 09 мин. с са- молета сообщили: «Силы противника состоят из пяти крейсеров и пяти эскадренных миноносцев». В 5 час. 30 мин. поступило еще одно донесение: «Колонну замыка- ет корабль, похожий на авианосец». Вице-адмирал Нагу- мо доложил главнокомандующему Объединенным фло- том обстановку и свое решение идти на сближение с про- тивником.

Палубные самолеты второй ударной группы, которым предстоял вылет, не могли немедленно подняться в воз- дух, так как с них были сняты торпеды и подвешивались бомбы1.

К действию были готовы только палубные бомбарди- ровщики, при этом истребители, выделенные для их при- крытия, уже находились в воздухе. С 6 час. на подходах к нашим авианосцам стали появляться возвращавшиеся с задания самолеты первой ударной группы, которые на- несли удар по о. Мидуэй. Вылет второй ударной группы было решено произвести после того, как будет закончен прием на палубы самолетов первой группы. Вскоре было доложено, что 1-я дивизия авианосцев (авианосцы «Ака-

1 Дело в том, что торпедоносцы готовились для нанесения удара по аэродромам о. Мидуэй. Самолеты первого эшелона, прорвавшись к о. Мидуэй, нанесли серьезный ущерб его объектам, однако глав- ную задачу — уничтожение авиации противника — они не выполни- ли. Американское командование, получив сообщение о подходе про- тивника, подняло в воздух самолеты.

Было решено повторить удар по о. Мидуэй после того, как аме- риканские самолеты вернутся на аэродром. Поэтому-то на палуб-

ных торпедоносцах произвели замену торпед бомбами. Теперь же

предстояло срочно вновь произвести замену, на этот раз бомбы тор-

педами.


Американская авиация атакует японские корабли в ходе сражения

у о. Мидуэй. Июнь 1942 г.

ги» и «Kaгa») будет готова к действиям в 7 час. 30 мин., а

2-я дивизия (авианосцы «Хирю» и «Сорю») — с 7 час. 30 мин. до 8 час.

К моменту, когда закончился прием самолетов первой ударной группы, подготовка к вылету второй группы была почти полностью завершена. В 7 час. 35 мин., когда вот- вот должен был взлететь первый наш самолет, около трид- цати палубных бомбардировщиков противника неожидан- но нанесли по авианосцам бомбовый удар с пикирования. Палубы авианосцев были забиты самолетами, готовыми к взлету. Сброшенные бомбы вызвали детонацию боль- шого количества бомб, находившихся на палубах. В ре- зультате три авианосца — «Акаги», «Kaгa» и «Сорю» — были выведены из строя. Неповрежденным оставался только «Хирю». За какое-то мгновение обстановка совер- шенно изменилась. В 8 час. 30 мин. командир авианосно- го соединения перенес свой флаг с авианосца «Акаги» на


оказавшийся поблизости крейсер «Нагара», входивший в группу прикрытия. Авианосное соединение, имевшее теперь единственный неповрежденный авианосец «Хи- рю», идя курсом на север, продолжало вести бой.

Командир 2-й дивизии авианосцев контр-адмирал Яма- гути Тамон, находившийся на «Хирю», решил самостоя- тельно атаковать оперативное соединение противника. В

7 час. 58 мин. группа в составе 18 бомбардировщиков и 6 истребителей поднялась в воздух. Уклонившись от встре- чи с вражескими истребителями и преодолев завесу зе- нитного огня, эта группа в 9 час. 07 мин. атаковала аме- риканский авианосец «Йорктаун», причинив ему серьез- ные повреждения.

Еще до этих событий разведывательный самолет, вы- летевший в 5 час. 30 мин. с «Сорю», совершил посадку на «Хирю». Летчик сообщил об обнаружении им опера- тивного соединения противника в составе трех авианос- цев: «Энтерпрайз», «Хорнет» и «Йорктаун». Было ре- шено атаковать их всеми оставшимися самолетами. В 10 час. 30 мин. в воздух поднялись десять штурмовиков под прикрытием шести истребителей. По полученному доне- сению, в один авианосец противника попали три торпе- ды1; кроме того, получил серьезные повреждения тяже- лый крейсер.

После трех воздушных налетов, включая атаку о. Ми- дуэй, «Хирю» лишился большей части своих самолетов. На авианосце осталось всего 6 истребителей, 5 бомбар- дировщиков и 4 штурмовика. Тем не менее проводилась подготовка к тому, чтобы снова атаковать авианосцы про-

1 Это был все тот же авианосец «Йорктаун». Первый раз он был атакован 18 пикирующими бомбардировщиками под прикрытием 6 истребителей, в результате чего получил повреждение. После этого последовала атака, о которой пишет автор, но вопреки его утвержде- нию в авианосец попало не три, а две торпеды. Американцы в панике покинули корабль, но вскоре обнаружили, что пожары и взрывы на нем прекратились сами собой. Тогда американское командование выслало миноносец для буксировки авианосца в Перл-Харбор. Днем

6 июня они подверглись атаке подводной лодки И-168; в результате атаки был потоплен эскадренный миноносец, а утром следующего


тивника. Но в 14 час. 03 мин., когда ударная группа соби- ралась взлететь, 13 американских бомбардировщиков нанесли по «Хирю» бомбовый удар. На авианосце вспых- нул сильный пожар. Матросы покинули корабль. Адми- рал Ямагути и командир авианосца капитан I ранга Каку остались на мостике, чтобы разделить участь корабля.

Испытав горечь поражения, вице-адмирал Нагумо ото- шел на запад, чтобы избежать воздушной атаки, и решил дождаться наступления темноты, после чего изменить курс, сблизиться с противником и навязать ему ночной бой. Однако в 15 час. 30 мин. с самолета, базировавшего- ся на «Тикума», было получено донесение, что восточ- нее накренившегося на борт и горящего авианосца про- тивника обнаружено соединение в составе 4 авианосцев,

6 крейсеров и 15 эскадренных миноносцев, идущее кур- сом на запад1.

Таким образом, противник оказался намного сильнее, чем мы предполагали. Теперь в случае неудачного ноч- ного боя наши корабли с рассветом оказались бы в без- выходном положении. Все это хорошо понимал вице-ад- мирал Нагумо и поэтому решил отказаться от ночного боя и продолжать отход на северо-запад.

В этой обстановке на флагманском корабле Объеди- ненного флота было принято решение всеми силами ата- ковать и уничтожить противостоящего противника. В 9 час. 20 мин. был отдан приказ 2-му авианосному соедине- нию (авианосцы «Рюдзё» и «Дзунё»), действовавшему на алеутском направлении, идти на соединение с силами Объединенного флота. 3атем в 10 час. 10 мин. было при- казано временно приостановить захват о. Мидуэй и Але- утских о-вов. После этого было принято решение на ноч- ной бой. Однако, видя, что обстановка все больше меня- ется в пользу противника, адмирал Ямамото в 21 час. 15 мин. приказал соединению вторжения и авианосному со-

1 Это было корабельное соединение американского флота, кото- рое вышло из Перл-Харбора и прошло район предполагаемого раз- вертывания японских подводных лодок между Гавайями и о. Мидуэй еще до того, как лодки успели занять свои позиции, и поэтому не было обнаружено японцами.


единению присоединиться к главным силам, а в 23 час.

55 мин. отдал приказ об отмене операции по захвату о. Мидуэй.

Утром 6 июня авианосное соединение снова было ата- ковано американскими самолетами, но, к счастью, все обошлось благополучно. После полудня оно присоеди- нилось к главным силам и большей части соединения втор- жения. Главнокомандующий Объединенным флотом в

7 час. 6 июня приказал 2-му авианосному соединению воз- вратиться к северному соединению и продолжать выпол- нение ранее поставленной задачи на алеутском направ- лении.

Перед этим 7-я дивизия крейсеров (командир контр- адмирал Курита) в составе четырех крейсеров в соответ- ствии с приказом подошла к о. Мидуэй, чтобы до рассве- та 6 июня обстрелять его. Когда дивизия находилась в 90 милях западнее острова, ей был послан приказ, отменяю- щий предыдущий. Корабли изменили курс. Вскоре с флаг- манского корабля «Кумано», который шел впереди, об- наружили подводную лодку противника, находившуюся в надводном положении. Был подан сигнал «Поворот всё вдруг». Из-за нечеткого выполнения маневра крейсер

«Микума», шедший третьим номером, столкнулся с крей- сером «Могами», шедшим четвертым. У «Могами» ока- залась срезанной носовая часть, и он под прикрытием

«Микума» стал отходить на запад. 7 июня с 18 час. 45 мин. крейсер «Микума» подвергся непрерывным атакам палубных самолетов противника и затонул в 500 милях западнее о. Мидуэй1.

Адмирал Ямамото установил, что оперативное соеди- нение противника перешло к преследованию, решил за- манить его в зону действия нашей авиации, базировав- шейся на о. Уэйк, и уничтожить. 7 июня в 12 час. был

1 Известная недооценка подводных лодок привела к тому, что не уделялось необходимого внимания противолодочной обороне. В дан- ном случае крейсеры шли без охранения. Вместо атаки и потопления почему-то не успевшей погрузиться американской подводной лодки — стремительное, почти паническое бегство от нее «поворотом все вдруг», закончившееся потерей крейсера и гибелью людей.


Агония японского тяжелого крейсера «Микума» после атаки американской авиации у о. Мидуэй. 7 июня 1942 г.

отдан соответствующий приказ, однако оперативное со- единение противника стало отходить на восток.

Таким образом, морское сражение у о. Мидуэй закон- чилось для Японии поражением. Японский ВМФ поте- рял четыре авианосца вместе с базировавшимися на них самолетами, а также крейсер «Микума». Противник по- терял только один авианосец «Йорктаун», который вна- чале получил серьезные повреждения в результате нале- та авиации, а затем был потоплен подводной лодкой И-168. Та же участь постигла американский эскадренный миноносец «Хамманн».

2-й специальный объединенный отряд морской пехо- ты и отряд Икки, которые должны были высадиться на о. Мидуэй, в связи с отказом от попытки захвата его прибы- ли после 13 июня на о. Гуам. Отряд Икки поступил в не- посредственное подчинение Ставки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: