Основные принципы ведения войны в будущем

Принимая во внимание общую ситуацию на фронтах в текущем и будущем году, империя должна сорвать на- ступательные планы Соединенных Штатов и Англии, без промедления обеспечить стратегическую готовность, срочно усилить военное могущество для решительной победы, в особенности боеспособность авиации, и захва- тить инициативу в войне против Соединенных Штатов и Англии.

Империя должна еще сильнее укрепить блок с Герма- нией и энергично двигаться вперед к успешному завер- шению совместной войны. Вместе с тем обеспечить по- ворот к лучшему в отношениях с Советским Союзом.

Без промедления укрепляя внутреннюю готовность к решающим сражениям, одновременно еще больше уси- лить сплоченность Великой Восточной Азии.

Преодолевая всевозможные препятствия, к середине

1944 года укрепить стратегическую готовность, чтобы соответствующим образом встретить наступление Соеди- ненных Штатов и Англии, в любое время окружить и уничтожить вооруженные силы противника, перешедшие в контрнаступление.

Стратегически важными зонами в Тихом и Индийском океанах, которые с точки зрения ведения войны импери- ей следует удержать во что бы то ни стало, считать о-ва Курильские, Огасавара, Южные моря (их центральную и западную части) и западную часть Новой Гвинеи, Зондс- кие о-ва и Бирму. На все время военных действий обес- печить в этой сфере морские коммуникации.

Всеми мерами предотвратить возникновение войны между Японией и Советским Союзом и обеспечить пово- рот к лучшему в японо-советских дипломатических от- ношениях. В то же время, улучив удобный момент, ока-


зать содействие заключению мира между Германией и

Советским Союзом.

По-прежнему оказывать давление на Чунцин с целью приостановить налеты на нашу страну с территории Ки- тая, устранить помехи для морских путей сообщения и при удобном случае решить китайский вопрос.

Используя все средства, укреплять блок с Германией, но в таких пределах, чтобы это не привело к войне с Со- ветским Союзом.

По отношению к странам и народам Великой Восточ- ной Азии вести дела так, чтобы снискать их доверие и укрепить военное сотрудничество с империей. Бдитель- но следить за политическими диверсиями противника и заблаговременно принимать необходимые меры.

Еще больше укрепить связи между верховным коман- дованием и государственными органами и активизировать руководство военными действиями.

Незамедлительно мобилизовать все внутренние силы, осуществляя мероприятия для решительных сражений, усилить военную мощь, в частности боеспособность авиа- ции, и поднять падающий моральный дух в союзных стра- нах.

Усилить по всем направлениям пропагандистскую ди- версионную работу против врага, обращая главное вни- мание на подъем боевого духа в странах оси, на последо- вательность нашей политики в Великой Восточной Азии, на подрыв военных расчетов противника, и в первую оче- редь Соединенных Штатов, на разобщение Соединенных Штатов, Англии, Советского Союза и Китая, а также на независимость Индии.

О неотложных экстренных мерах, вытекающих из «Ос- новных принципов ведения войны в будущем».

По вопросу о принудительном фрахте транспортных судов для нужд армии и флота, а также о восполнении потерь было решено так: к первой декаде октября армия и флот увеличат общий тоннаж до 250 тыс. т (включая часть судов, принудительно зафрахтованных в сентябре). Потери, понесенные армией и флотом в транспортных судах после сентября, будут частично восполнены к на- чалу будущего месяца.


Чтобы обеспечить потенциал для решительной побе- ды, основой которого является боевая мощь авиации, не- обходимо во что бы то ни стало добиться следующих по- казателей по важнейшим видам продукции: углеродистая сталь — 5 млн т, специальные сорта стали — 1 млн т, алюминий — свыше 210 тыс. т, бронированные суда —

1,8 млн брутто-тонн.

Как и прежде, проблема транспортных судов была свя- зана с целым рядом трудностей. Одна за другой возникали противоречивые проблемы расширения фрахта на нужды армии и флота, увеличения производства судов, возмеще- ния потерь принудительным фрахтом и предотвращения потерь транспортных судов и др.

В соответствии с решениями императорской конферен- ции о создании сферы национальной обороны военный и военно-морской отделы Ставки прилагали немало усилий к форсированию военных приготовлений. Однако в пери- од с конца 1943 года по начало 1944 года постепенно уси- ливался нажим противника на подступах к Рабаулу и на- зревало его контрнаступление в районе Маршалловых о-вов. На этих направлениях все вооруженные силы пе- решли к оборонительным действиям, чтобы сбить темп контрнаступления противника и выиграть время. Поэто- му Ставка оказалась вынужденной направить в эти райо- ны силы, которые предназначались для сферы националь- ной обороны.

Соответственно возрастала потребность в принуди- тельно зафрахтованных транспортных судах.

Верховные командования сухопутных войск и военно- морских сил в начале февраля представили правительству заявку с просьбой в течение февраля зафрахтовать для армии и флота моторные и парусные суда общим водоиз- мещением около 40 тыс. т. Из них для армии — на Ку- рильские о-ва 100 судов и в район к северу от Австралии

110 судов общим водоизмещением примерно 25 тыс. т, для флота — в район Маршалловых о-вов 100 судов об- щим водоизмещением около 16 тыс. т. В противовес это- му правительство считало, что следует ограничиться не- давно построенными, но еще не спущенными на воду су- дами общим водоизмещением 30 тыс. т. Долгое время


стороны не могли достигнуть компромиссного решения, однако к 8 февраля они пришли к обоюдному согласию: армия и флот получат недавно построенные, но не всту- пившие в строй суда и суда, стоящие на приколе, общим водоизмещением 35 тыс. т.

Однако для усиления военных приготовлений в обшир- ной зоне непосредственной национальной обороны чис- ло принудительно зафрахтованных моторных и парусных судов было каплей в море. Впоследствии проблема уве- личения принудительного фрахта транспортных судов несколько раз поднималась на заседаниях совета.

После перемещений в верховном командовании 21 февраля было решено в последней декаде февраля про- извести для нужд армии и флота принудительное фрахто- вание судов общим водоизмещением 100 тыс. т.

Внутриполитические мероприятия. В целях создания условий для решающих сражений внутри страны прово- дились мероприятия в области политики, экономики, на- родного благосостояния и т. д.

В 1942 году правительство приняло ряд мер в полити- ческой и административной областях, главными из кото- рых были создание ассоциации помощи трону и упроще- ние администрации. В 1943 году основное внимание было уделено преимущественно конкретизации мероприятий по укреплению военного потенциала. Была осуществле- на серия мероприятий, в том числе создание экономичес- кого совета в кабинете министров по усилению боеспо- собности, реорганизация промышленных предприятий, увеличение производства продуктов питания, упрощение одежды, мобилизация учащихся, единое управление мес- тными органами власти, создание министерства военно- го снабжения, министерства сельского хозяйства и тор- говли, министерства транспорта и связи. Эти меры слу- жили дополнением к основному курсу государственной политики, определенному императорской конференцией

30 сентября.

Чтобы обеспечить подъем производства в пяти архи- важных отраслях промышленности и гарантировать их полную занятость, правительство безотлагательно и сво- евременно ввело в силу специальный указ об администра-


тивных полномочиях военного времени. На его основе был учрежден институт советников при кабинете министров, создан экономический совет военного времени и введена система административного инспектирования. Соответ- ствующие решения по этим вопросам были приняты на заседании кабинета министров от 17 марта 1943 года.

Правительственные советники должны были коррек- тировать административные распоряжения премьер-ми- нистра. На эти посты были приглашены способные и опыт- ные гражданские лица. Экономический совет военного времени помимо советников включал и министров, на- значенных премьером. В функции экономического сове- та, во главе которого стоял премьер-министр, входило согласование мнений официальных и частных лиц по воп- росам введения чрезвычайных законов военного време- ни, по управлению экономикой и проведению конкрет- ных мероприятий.

Назначение административной инспекции состояло в том, чтобы осуществлять надзор над производственной деятельностью заводов и рудников.

1 июня 1943 года на заседании кабинета министров были утверждены «Основные принципы упорядочения промышленных предприятий в целях укрепления воен- ного потенциала». Существо их сводилось к следующе- му: в интересах ведения войны и с целью перевода необ- ходимых производственных мощностей в военные отрас- ли промышленности сконцентрировать в этих отраслях все производственные элементы и выжать из них макси- мальный коэффициент полезного действия; в тех отрас- лях промышленности, которые необходимо расширить, поднять в максимальной степени производительность труда и обновить структуру производства.

4 июня правительство приняло «Программу экстрен- ных мер по увеличению производства продуктов пита- ния», чтобы справиться с напряженным положением в области продовольствия. К числу этих мер относились мероприятия по сокращению площади необрабатываемых земель, по расширению производства зерновых и других продуктов питания, по пополнению рабочей силы, по раз- решению проблемы удобрений и т. д.


25 июня на заседании кабинета министров было при- нято решение о «Введении системы военной мобилиза- ции учащихся», которое намечало пересмотр методов подготовки учащихся по национальной обороне, привле- чение их к труду и выявление преданности империи. В деле трудовой повинности главное внимание обращалось на увеличение производства продуктов питания, на стро- ительство оборонительных сооружений, на увеличение производства товаров первой необходимости, на расши- рение транспортных возможностей и т. д.

29 сентября было принято решение создать министер- ство военного снабжения и одновременно упразднить со- вет по планированию и министерство торговли и промыш- ленности. В ведение нового министерства передавались все дела, связанные с контролем над важнейшими вида- ми военной продукции для армии и флота, чтобы ради- кально упростить контроль над военным производством и унифицировать заказы армии и правительства.

Министерство военного снабжения было создано 1 но- ября. Первым его министром стал по совместительству премьер-министр Тодзио, а его заместителем — бывший министр торговли и промышленности Киси. В состав министерства вошли кадровые военные армии и флота. Например, управление по авиационному оружию возгла- вил генерал-лейтенант Эндо Сабуро.

ГЛАВА II


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: