Тема№21 Органы государственного контроля и надзора в Республики Беларусь

Сущность государственного контроля заключается в том, что уполномоченные на то государственные органы и их должностные лица с помощью определенных способов и средств выявляют отклонения от предусмотренной законодательством деятельности и должностного поведения подконтрольных органов исполнительной власти и их должностных лиц. В случаях обнаружения нарушений законности и дисциплины, контролирующие органы своевременно их устраняют, восстанавливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к ответственности, принимают меры к предотвращению нарушений законности и дисциплины.

По характеру деятельности контроль может быть внешним, когда он осуществляется субъектом не входящим в систему проверяемого органа и внутренним, когда контроль проводится в пределах какой либо организации, структурного?начальником по отношению непосредственно подчиненных в пределах предприятий, учреждений.

В зависимости от субъекта осуществляющих контроль и характера их полномочий можно выделить:

1)контроль Президента Республики Беларусь;

2)контроль органов законодательной (представительной) власти;

3)контроль органов исполнительной власти;

4)контроль органов судебной власти.

Контрольные полномочия Президента Республики Беларусь определяются Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О Президенте Республики Беларусь» и иными нормативными правовыми актами. Основные направления контрольной деятельности Президента Республики Беларусь:

1)контроль в процессе формирования органов управления;

2)контроль за содержанием деятельности аппарата государственного управления, фактическими результатами за качеством руководства;

3)контроль за системой, численностью и структурой аппарата государственного управления, организационно-правовыми формами, методами и стилем его работы;

4)контроль за исполнением законов, декретов и указов Президента, соблюдением государственной дисциплины;

5)контроль за обеспечением и охраной прав граждан и общественных организаций в области государственного управления.

Контроль органов законодательной власти. Контрольные полномочия органа законодательной власти – Национального собрания Республики Беларусь, определены статьями 97 и 98 Конституции Республики Беларусь.

В системе органов исполнительной власти осуществляется общий, ведомственный и надведомственный контроль.

Общий контроль осуществляется в связи с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенцией.

Ведомственный контроль осуществляется органами единой системы в пределах подведомственности.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции (Например: Министерством экономики, Министерством финансов, Министерством по налогам и сборам и т.д.)

Государственный надзор

Надзорная деятельность в зависимости от субъектов ее осуществляющих подразделяется на два вида:

1)прокурорский надзор;

2)административный надзор.

Прокурорский надзор – это деятельность органов (должностных лиц) прокуратуры по надзору за исполнением Министерствами и государственными комитетами, представительными (законодательными) и исполнительными органами местного управления, органами контроля их должностными лицами, Конституции Республики Беларусь и Законов, а так же за соответствием законов издаваемых ими правовых актов.

Административный надзор – его суть состоит в наблюдении уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами за соблюдением действующих в сфере управления специальных норм, общеобязательных правил закрепленных в законах и подзаконных актах.

Методами деятельности органов осуществляющих административный надзор является: постоянное наблюдение, периодические проверки, обследования, изучение и обобщение писем, заявлений и публикаций о нарушениях законности, истребование документов и отчетных данных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: