Цель: изучить функции углеводов, суточную потребность, особенности переваривания и всасывания; основные пути использования глюкозы; синтез и мобилизацию гликогена.
Студент должен знать:
1. Классификация сахаров, важнейшие группы углеводов, представляющих пищевую ценность для человека, индивидуальные углеводы в рационе питания человека. Суточная потребность в углеводах.
2. Различия в строении крахмала, гликогена и клетчатки, биологическое значение этих соединений.
3. Ферменты пищеварительного тракта, катализирующие распад олиго- и полисахаридов в пищеварительном тракте, места их продукции и условия, определяющие их активность. Мальабсорбция.
4. Механизм всасывания углеводов и дальнейшая судьба моносахаридов после их всасывания в кишечнике.
5. Первая реакция, в которую вовлекается глюкоза в клетках, продукт реакции и пути его дальнейшего превращения.
6. Концентрация глюкозы в крови в норме.
7. Синтез гликогена
8. Распад гликогена, органоспецифические особенности
Студент должен уметь:
1. Воспроизвести структурные формулы глюкозы, фруктозы, галактозы, различать полисахариды, распад которых амилазы пищеварительного тракта человека катализируют или не катализируют.
2. Составить общую схему, изображающую «судьбу» (дальнейшие превращения) глюкозо-6-фосфата.
3. Составить схему синтеза гликогена с указанием ферментов.
4. Составить схему распада гликогена в мышцах и печени.
Особенности мобилизации гликогена в мышцах и печени.
Студент должен владеть информацией о современных данных, касающихся роли, видах и локализации в клетках различных тканей белков-транспортеров моносахаров.
Сведения из базовых дисциплин, необходимые для изучения темы:
- определение класса «Углеводы» и их классификацию,
- строение моносахаридов, дисахаридов, полисахаридов, способы связи между моносахаридами в ди- и полисахаридах.
-представление о качественных реакциях, позволяющих обнаружить углеводы без их выделения из биоматериала.
Задания для самоподготовки:
Изучите материал темы в соответствии с целевыми вопросами («студент должен знать») и письменно выполните следующие задания:
1.Перечислите важнейшие пищевые углеводы. Вспомните строение важнейших углеводов: полисахариды, олигосахариды, моносахариды.
2. Перечислите биологическое значение углеводов в организме:
3. Проверьте свои знания: Углеводы (отметьте правильные утверждения):
а. Являются источником энергии; б. В комплексе с белками могут выполнять рецепторную функцию; в. Входят в состав мембран; г. В виде глюкозаминогликанов входят в состав межклеточного матрикса; д. Участвуют в синтезе иммуноглобулинов; е. Входят в состав подкожного слоя и обеспечивают терморегуляцию
4. Перечислите источники углеводов в питании человека, разделяя их по происхождению и структуре. Суточная потребность углеводов.
5. Заполните таблицу «Переваривание углеводов в желудочно-кишечном тракте» по образцу:
углеводы пищи | фермент,катализирующий переваривание | локализация процесса в ЖКТ | Продукты реакции |
крахмал | ? | ? | ? |
В колонке 1 запишите последовательно основные углеводы пищи
6. Проверьте свои знания: Установите соответствие:
А. Амилаза слюны; Б. Панкреатическая амилаза;
В. Оба представленных ферментов;
Г. Ни один из представленных ферментов.
1. Основным продуктом гидролиза являются декстрины;
2. Основными продуктами гидролиза являются мальтоза и изомальтоза;
3. Расщепляют альфа-1,6-гликозидные связи;
4. Относится к классу гидролаз
7. Дайте содержание понятия «мальабсорбция». Укажите причину мальабсорбции.
8. Перечислите механизмы всасывания моносахаров в кишечнике и необходимые условия для их осуществления. Транспорт глюкозы из крови в клетки тканей. Типы ГЛЮТ.
9. Проверьте свои знания: Инсулинзависимые переносчики глюкозы имеются в клетках:
а. Жировой ткани; б. Мозга; в. Кишечника; г. Скелетных мышц;
10. Проверьте свои знания: Транспорт глюкозы в клетки мозга происходит:
а. По градиенту концентрации; б. Не зависит от инсулина;
в. С участие ГЛЮТ; г. С затратой энергии АТФ
11. Запишите начальную реакцию метаболизма глюкозы в клетке, указав катализирующий ее фермент. Биологическое значение этой реакции.
12.Запишите название 4-х метаболических путей, по которым может использоваться глюкозо-6-фосфат с указанием их конечных продуктов.
13.Вспомните строение гликогена. Составьте схему синтеза гликогена. В каких тканях преимущественно синтезируется гликоген. В какие периоды (абсорбтивный, постабсорбтивный, голодание) синтезируется гликоген?
14. Составьте схему распада (мобилизации) гликогена. В какой период (абсорбтивный, постабсорбтивный, голодание) мобилизуется гликоген?
15. В каких пределах колебаний содержание глюкозы в крови является нормой? Дайте содержание понятий «нормогликемия». «гипогликемия», «гипергликемия»
Аудиторная работа