double arrow

Описание методики. Опросник состоит из 5 шкал:


Опросник состоит из 5 шкал:

1. «Принятие—отвержение».Шкала отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть; родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему; родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы — роди­тель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым; ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способнос­тей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель ис­пытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду; он не доверяет ребен­ку и не уважает его.

2. «Кооперация»— социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, ис­пытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятель­ность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.

3. «Симбиоз»— шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ре­бенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стре­мится к симбиотическим отношениям с ребенком. Содержательно эта тенден­ция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, хочет по возможности удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от труд­ностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребен­ка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повыша­ется, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

4. «Авторитарная гиперсоциализация»— отражает форму и направление кон­троля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительс­ком отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он

старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуаль­ными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.

5. «Маленький неудачник»— отражает особенности восприятия и понима­ния ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительс­ком отношении имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад­шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представ­ляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неуме­лость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жиз­ни и строго контролировать его действия.

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: