«Осенний калейдоскоп»
(Художественно – эстетическое развитие)
Евсюкова В.В. – муз. руководитель
Гладышева И.В. – воспитатель ИЗО
МБОУ «Лицей им. Г.Ф. Атякшева»
г. Югорск
Цель: Развитие средствами искусства творческих способностей (музыкальных, литературных, к изобразительной деятельности), коммуникативно – познавательной деятельности, интереса к предметам и явлениям окружающей действительности через тему осени.
Образовательные:
· формировать представления о целостности осенней картины окружающего мира;
· учить детей согласовывать движения с характером музыкального произведения, наиболее яркими средствами музыкальной выразительности;
· учить детей петь выразительно, без напряжения, плавно, легким звуком;
· формировать изобразительную технику, умения и навыки пользования кистью при рисовании;
· учить различать оттенки осеннего колорита и самим получать их, путем смешивания;
Развивающие:
· развивать познавательную активность, умственные способности и любознательность детей через художественное слово, музыку и рисование;
|
|
· развивать ритмический слух;
· развивать пространственные и временные ориентировки;
· развивать воображение и творческие способности;
· совершенствовать навыки детей во всех видах слушательной, исполнительской, музыкально-познавательной и творческой деятельности;
· совершенствовать понятие холодных и теплых тонов;
Воспитательные:
· воспитывать культуру деятельности в рисовании;
· воспитывать интерес к изобразительной деятельности, к музыке;
· воспитывать любовь к природе природу со всеми ее проявлениями через музыку, живопись, поэзию.
· воспитывать эстетическое восприятие, связанное с красотой осенних явлений природы, слуховую сосредоточенность и эмоциональную отзывчивость на музыку.
· воспитывать трудолюбие и аккуратность;
Оформление зала:
- на стене красавица осень в оранжевом сарафане, осенние разноцветные листочки, воздушные шары (желтые, зеленые, оранжевые).
Оснащение занятия:
· оборудование для просмотра клипов: ноутбук, диапроектор.
· тканевые осенние листочки;
· музыкальные инструменты (бубны, ложки, треугольники, колокольчики)
· трафареты осенних листочков
· 4 стола с размещенным на них оборудованием в достаточном количестве: банки с водой, гуашь осенних цветов, салфетки, кисти разных размеров (от №1 – до №12, для свободного выбора детей);
· влажные салфетки (для вытирания рук);
Ход занятия:
(В начале занятия использовались художественное слово, музыка и наглядность. Это стало организационным моментом. Позволило привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию, создать положительный эмоциональный настрой.)
|
|
Муз. рук: В зал осенний проходите,
Как красиво посмотрите
(слайд анимированная картинка осени, для образного восприятия информации)
(Дети под музыку проходят в зал)
Здравствуйте, ребята, посмотрите как красиво в нашем зале, все в желтых, оранжевых и красных тонах. Вам нравится?
Красавица Осень встречает всех вас,
Давайте, стихи прочтем ей сейчас!
1 Реб: Осень! Ты можешь грустить и смеяться,
Дождиком плакать, потом улыбаться.
2 Реб: Красками яркими радовать нас,
Хмуростью неба грозить каждый раз.
3 Реб: Очень ты хочешь нас всех удивить.
Будем мы осень любую любить.
Муз. рук: И с дождями? (да) И с ветрами? (да)
С разноцветными листочками? (да)
С ягодами и грибочками? (да)
Да, осень бывает разная.
Я прочту вам стихотворение, а вы мне скажите какую осень описывает поэт?
Подарило солнце лесу свой подарок:
Побежал по кронам лучик не простой -
Лес преобразился, праздничен и ярок,
Засверкал осенней, жаркой красотой.
Заплела березка косы золотые,
В желтых сарафанах липы встали в ряд,
Ивы в реку смотрят, солнцем залитые,
И бордовый клену так к лицу наряд.
(слайд анимированная картинка яркой осени, для более глубокого восприятия образа)
(показать на стену)
Какая осень мы видим? (Яркую, красочную, веселую)
Это ранняя осень.
И настроение у нас такое – же.
Я предлагаю поздороваться с Осенью.
(Дети поют мажорное трезвучие «Здравствуй, Осень, хорошо, что ты пришла»)
Веселое, радостное настроение в музыке определяет МАЖОР.
Послушайте еще одно стихотворение.
Дождь холодный поливает, лужи небо отражают,
Мокнет грустная земля, и овраги, и поля.
Плачут зябкие осинки и березки, и рябинки.
Гонит в небе облака, плещет серая река.
Птиц неслышно, улетели.
Скоро заметут метели, зимний холод впереди:
А пока - дожди, дожди:
(слайд анимированная картинка дождливой осени, для более глубокого восприятия образа)
Какое у нас настроение? (печальное, грустное, плаксивое - это поздняя осень)
Как мы поздороваемся с дождливой Осенью?
(Дети поют минорное трезвучие «Здравствуй, Осень, дождик льет весь день с утра»)
Печальное, грустное настроение в музыке определяет МИНОР.
( Вокальное упражнение «Здравствуй осень» позволило плавно настроить детей на занятие музыкой, привести голосовой аппарат в рабочее состояние, настроить слух и внимание. Целью было совершенствовать фонематический и мелодический слух, упражнять детей в чистом интонировании поступенного движения мелодии вверх и вниз (для чего использовался графический показ рукой), так же формировать ладовое чувство и закрепить понятие о МАЖОРЕ и МИНОРЕ.)
Восп. ИЗО: Вы правильно сказали, что в музыке настроение определяет мажор и минор, а как в живописи художники отображают настроение? С помощью теплых и холодных тонов.
Посмотрите и вспомните гамму теплых оттенков
(слайд схема теплых оттенков, зрительное восприятие цветовых оттенков природы)
Полюбуйтесь осенним пейзажем, который художник изобразил в теплых тонах.
(слайд анимированная картинка «Золотая осень», формирования художественного вкуса)
А теперь вспомним холодные оттенки
(слайд схема холодных оттенков, зрительное восприятие цветовых оттенков природы)
и посмотрим на картину, в которой художник их использовал. (слайд анимированная картинка «дождливая осень», формирования художественного вкуса)
Какая осень вам больше нравится? Почему?
(При рассматривании слайдов с изображением теплых и холодных тонов, совершенствовалось цветовое восприятие у детей. Закреплялись знания о цветовой гамме красок.)
Муз. рук: Предлагаю послушать прекрасную музыку и вспомнить её название (звучит отрывок вальса «Осенний сон»)
(слайд анимированная картинка яркой осени, для более глубокого восприятия музыки образа осени)
|
|
(Дети называют музыкальное произведение, педагог уточняет, что такое вальс и какой характер музыки).
Я предлагаю вам украсить музыку звучанием музыкальных инструментов
(дети присаживаются на стульчики)
Взяв в руки музыкальные инструменты, мы все становимся музыкантами. Вы знаете, что в этом вальсе, три части. Первая и последняя одинаковые и мы озвучим их бубнами и ложками, а средняя отличается по звучанию, здесь будут звучать колокольчики, бубенцы и треугольники. Мы будем играть ритм. Что такое ритм? (чередование долгих и коротких звуков.) Долгие звуки мы будем играть на бубнах и ложках, а короткие звуки на колокольчиках и треугольниках. Когда много музыкантов одновременно исполняют одно музыкальное произведение, получается оркестр.
Красуются деревья в накидках золотых,
А ветер на свирели играет вальс для них.
По листьям разноцветным тропинкой мы пойдем,
И музыку чудесную вместе мы найдем!
Музыканты играют по нотам, а нам помогут осенние листочки (слайд видеоклип с анимированными ритмоформулами осенних листьев)
ОРКЕСТР Вальс «ОСЕННИЙ СОН» (видео сопровождение)
(При прослушивании знакомого вальса «Осенний сон» у детей развивалось музыкальное восприятие и эмоциональная отзывчивость на музыку.
Детям предлагалось вспомнить название произведения и их представление о жанре вальса, о характере музыкального произведения, а так -же подобрать музыкальные инструменты, соответствующие эмоционально – образному содержанию музыки и передать смену характера и частей музыки в звучании музыкальных инструментов. С детьми закрепили понятие ОКЕСТР. В процессе музицирования развивался ритмический слух, а так -же это задание послужило формированию ритмических навыков игры на различных музыкальных инструментах.)
Муз. рук: Красиво кружились листочки и помогли нам создать прекрасную музыку.
Реб: Закружится ветер под песню дождя,
Листочки под ноги нам бросит. (слайд осенний фон)
Такая красивая эта пора:
Пришла к нам опять чудо-осень.
|
|
Муз. рук: Вставайте в кружок, вспомним стихотворение и покажем, как ветер по лесу летал.
Стихотворение с движениями «Ветер»
Ветер по лесу летал —
ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Качают поднятыми вверх руками.
И с деревьями играл —
ф-ф-ф, ф-ф-ф.
Ветви сильно раскачались — Сильно качают руками
ух, ух
И листочки испугались — Взмахивают кистями рук.
ш... ш... ш... ш...
Задрожали, задрожали — Быстро встряхивают кистями рук
ш-ш-ш, ш-ш-ш.
Оторвались и упали — ах! Плавно опускают руки.
(Соединение ритмичной, выразительной речи с движением в речевой игре «Ветер», способствовала развитию плавности и выразительности речи, конкретизации слуховых образов и развитию музыкального и речевого слуха, речевой памяти, воображения и ассоциативно – образного мышления.)
(дети читают стихи, воспитатель разбрасывает осенние листочки)
Реб: Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной.
До чего же он хорош!
Где такой еще найдешь
Реб: Кружатся листья у всех на виду,
Ветер, шутя, их подбросил.
Снова хозяйкою в нашем саду
Бродит красавица Осень.
Жёлто-зелёные, красные,
Кружатся листья разные.
Реб: Листья в саду расписные,
Маленькие и большие.
Ветер осенний, постой, не спеши
Листья срывать торопливо.
Спрячься в деревьях и тихо дыши,
В нашем саду так красиво!