Человек и окружающий мир

Объединение в интегрированную образовательную область содержания, отражающего две стороны материального мира - природу и общество, имеет принципиально важное значение для осознания учащимися начальной школы целостной картины мира и места человека в нем. Интегрированный характер знаний о человеке, его взаимоотношениях с природной и социальной средой и деятельности в ней, позволяет: во-первых, раскрыть многообразие предметов и явлений окружающей действительности; во-вторых, установить присущие им общие черты и выделить существенные различия, позволяющие объединять их в определенные группы; в-третьих, показать своеобразие человека как биологического и социального существа. Общая цель изучения природных и социальных явлений формулируется как осознание понятия "окружающий мир", понимание гармонии мира, расширение детского кругозора, формирование общей и экологической культуры школьников, определенных умений и навыков, позволяющих им успешно взаимодействовать с природным и социальным окружением. В содержании этого компонента начального образования выделяется ряд ведущих содержательных линий. Овладение методами познания окружающего мира. Изучение окружающего мира позволяет подвести младшего школьника к пониманию того, что человек в истории своего развития постепенно раскрывал для себя законы существования мира. В начальной школе вводятся в деятельность школьников методы науки, прежде всего метод наблюдения, опыт, измерения. Работа с моделями. Работа с разнообразными моделями помогает школьнику рассмотреть структуру социальных, природных и других объектов, установить связи между их компонентами, выделить этапы различных процессов, их последовательность, делать элементарные экологические прогнозы. На осознанном уровне ученик начинает оперировать понятием "модель", работать с готовыми и конструировать свои модели. Характеристика объектов действительности. Обучение в начальной школе строится на основе характеристики предметов и явлений окружающего мира, условий благополучного их существования, основных экологических факторов с учетом освоенной номенклатуры понятий. Характеристика связей и зависимостей. Школьники знакомятся с причинно-следственными, временными, пространственными связями. Причинно- следственные связи предполагают характеристику зависимостей между различными объектами и явлениями и условиями их существования. Установление временных связей позволяет подвести младших школьников к осознанию понятий "прошедшее", "настоящее", "будущее". Знакомство с пространственными связями дает возможность понять еще одну объективную характеристику существования объектов окружающего мира - нахождение их в определенном пространстве. Осознание себя как биологического, психического и социального существа. Учащиеся осознают биологическую сущность человека, оперируя понятием "организм", понимают его целостность и взаимосвязь функционирования его органов, знакомятся с психическими процессами человека (восприятием, воображением, памятью, мышлением), возможностями их развития. Школьники изучают социальные явления, что обеспечивает понимание общественной сущности человека. Осознание необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности как условий благополучного существования человека. Эта линия содержания предполагает осознание школьником понятий "организм", "здоровье", "гигиена", правил здорового образа жизни и безопасности, формирование готовности действовать в неожиданных чрезвычайных ситуациях. Умения и навыки трудовой деятельности. Эта содержательная линия объединяет знания о сущности и значении разнообразной деятельности человека (труд в природе, хозяйственно-бытовой, технический). У школьников формируется положительное отношение к трудовой деятельности. Они осознают ее значение в жизни отдельного человека и всего общества, оценивают своеобразие физического и умственного труда, понимают современные требования к деятельности людей с точки зрения экологии, эргономики, экономики и эстетики. Труд в природе включает доступный детям сезонный труд в природе, уход за растениями и животными живого уголка, выращивание растений и др. Хозяйственно-бытовой труд предполагает формирование устойчивых навыков самообслуживания, самостоятельного ухода за одеждой и обувью, отдельные (с соблюдением техники безопасности) приемы ремонта одежды, книг и пр. Технический труд включает работу с разнообразными детскими конструкторами (по образцу, эскизу, элементарному чертежу.). Дети собирают простейшие электрические цепи, учатся обращаться с клавиатурой ПЭВМ, воспринимать и оценивать информацию с экрана монитора в процессе учебных игр. Структура этого компонента содержания представлена различными вариантами интегрированных курсов, которые при сохранении авторских подходов отражает установленный минимум образования. На изучение этого компонента содержания отводится в 1-4 классах по 3 часа в неделю (с учётом интеграции с трудом).

Искусство

Основная цель занятий искусством в начальной школе - обогащение чувственного, эмоционально-ценностного, эстетического опыта детей; развитие художественно-образного мышления, способностей к художественному творчеству. В соответствии с этим выделяются две ведущие содержательные линии. Развитие эстетического отношения к явлениям окружающей жизни и искусства; обогащение эмоционального мира ребенка; развитие сотворческого восприятия произведений искусства. Одна из важных задач - помочь младшим школьникам осмыслить присутствие искусств в окружающем мире и ту, часто неосознаваемую роль, которую они играют в создании самой атмосферы человеческой жизни. Дети знакомятся с разными видами искусства, разнообразием жанров, своеобразием и богатством художественных традиций народов мира и родной художественной культурой. Расширяется творческий опыт детей в разных видах искусств. Они осваивают основы образных языков, знания, умения и навыки как необходимое средство решения творческих задач. В области музыки школьники приобретают опыт эмоционально- ценностного отношения к музыке, знакомятся с ее жанрами и формами, интонационной основой, выразительными возможностями с основными характерными чертами музыки родной страны и других народов мира. Практическое творчество детей (художественный труд), направленное на решение художественно-творческих задач; освоение образного языка искусств; овладение знаниями, умениями и навыками как необходимым средством для воплощения замыслов ребенка. Занимаясь изобразительным искусством и художественным трудом дети продолжают осваивать выразительные возможности различных материалов (краски, бумага, пластилин, картон, материалы для моделирования и т.д.) и техник работ с ними; осваивать основные элементы языка (линия, пятно, объем и т.д.), знакомятся с разными видами изобразительных (пластических) искусств: собственно изобразительных (живопись, графика, скульптура), архитектурой, дизайном, декоративно- прикладным искусством. Музыкальные знания, умение и навыки являются средством приобщения к музыкальной культуре и собственному музыкальному творчеству. Формами приобщения школьников к музыке выступают хоровое и вокальное исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, прослушивание музыкальных произведений и размышления о них, импровизация, сочинение мелодий и аккомпанементов, выражение своих впечатлений в рисунке, слове, художественном движении.

Физическая культура

Главной целью изучения "Физической культуры" является формирование тех знаний и практических умений, которые позволяют ребенку узнать себя, оценить свои возможности, не принести вреда своему здоровью, принять активное осознанное участие в развитии своей физической культуры. Содержание курса представлено следующими ведущими содержательными линиями: Здоровье и его значение в жизни человека. Школьник должен узнать свои физические возможности, индивидуальные особенности своего физического развития, элементарные способы управления своим эмоциональным и физическим состоянием. Младшие школьники могут получить и такие знания о физической культуре и спорте, которые расширят их кругозор и положительно повлияют на развитие интереса детей к этой области знаний и занятиям физической деятельностью. Умения и навыки личной гигиены и правильной организации своей жизнедеятельности - следующая содержательная линия. Сюда входят: умения и навыки, связанные с соблюдение режима дня, правил личной гигиены, закаливанием организма, организацией учебного труда и отдыха. В основе формирования этих умений лежит та же идея сравнения последствий выполнения и невыполнения правил здорового образа жизни, целесообразной организации деятельности, самоорганизации. Этот аспект содержания должен быть специально представлен в "Физической культуре". Овладение движениями. Дети этого возраста весьма активны и с удовольствием выполняют различные упражнения, связанные с движениями, - бег, лазание, прыжки, повороты, равновесие и т.п. Возможно и целесообразно ознакомление детей со специальными видами физической культуры (отдельные виды спортивных занятий и игр с элементами легкой атлетики, футбола, волейбола, тенниса и др.)

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: