Лекция 7. Действия судов при выполнении взаимных обязательств

ПРАВИЛО 15. СИТУАЦИЯ ПЕРЕСЕЧЕНИЯ КУРСОВ (Crossing Situation)

Правило 15 определяет обязанности по расхождению между ДВУМЯ судами с МЕХАНИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ, которые опасно сближаются на пересекающихся курсах (рис. 17).

 
 


Рис. 17. Ситуация пересечения курсов

Судно "А", наблюдающее другое судно "Б" на своей ПРАВОЙ стороне ДОЛЖНО уступить ему дорогу. Выбор маневра для судна "А" зависит от условий и обстоятельств встречи и в каждом отдельном случае должен производиться с учетом требований настоящего правила. Единственным ограничением для такого маневра является только запрещение пересекать курс другого судна ПО НОСУ. Пересечение по носу возможно, если судно "А" имеет значительное преимущество в скорости и пеленг на "Б" уверенно увеличивается.

Правило 15 не применяется при встрече двух судов с механическими двигателями, одно из которых является ЛВУ, или ОВМ, или ЗЛР (см. правило 3 и 18). В этом случае судно с механическим двигателем должно уступить дорогу этим судам независимо от того, с какого борта они наблюдаются.

В общем случае при применении правила 15 выполняется правый поворот, под корму другому судну. Такой принцип призван обеспечить более согласованные действия двух судов при расхождении, поскольку он заложен уже в правиле 14.

Часто предполагается, что правило 15 применяется только для двух судов, имеющих ход относительно воды. Но это ошибочное мнение.

Согласно РЕП п.2 "... судно, будучи на ходу, может остановиться и НЕ иметь хода относительно воды". Поэтому действия, предписанные правилом 15, распространяются на судно с механическим двигателем, даже если оно ЛЕЖИТ В ДРЕЙФЕ. Такое судно, если оно обнаружит другое судно на своей правой стороне и будет возникать опасность столкновения, должно предпринять действия для безопасного расхождения (если, конечно, оно не держит сигнал судна ЛВУ, ОВМ, ЗЛР). Визуальным сигналом для судна, лежащего в дрейфе, может быть днем поднятие флага "МАЙК", а в темное время - наличие ходовых огней.

ПРАВИЛО 16. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, УСТУПАЮЩЕГО ДОРОГУ (Action by Give-way Vessel)

Согласно правилу 16 такие действия должны быть: заблаговременными, решительными. Эти требования вытекают из смысла правила 8 (а) и тем самым усиливают его значение.

РЕШИТЕЛЬНЫМ действием является такой маневр, который сразу обеспечивает уверенное расхождение и,в общем случае, не потребует дополнительных действий для предупреждения столкновения. Этот маневр должен быть значительным по величине, чтобы его можно было легко заметить на другом судне. Если судно уступает дорогу путем уменьшения скорости, то следует иметь в виду, что такой маневр обычно протекает медленно и может быть вообще не замечен другим судном. Он будет достаточно эффективен только тогда, когда скорость будет уменьшена путем остановки движителей или дачи заднего хода. Применять маневр изменением скорости следует с осторожностью, особенно на крупнотоннажных судах ввиду их большой инерционности.

ПРАВИЛО 17. ДЕЙСТВИЯ СУДНА, КОТОРОМУ УСТУПАЮТ ДОРОГУ (Action by Stand-on Vessel)

Правило 17 применяется, когда ДВА судна визуально наблюдают друг друга и существует опасность столкновения при их сближении.

Правило 17 относится к судну, которому в ситуации правила 12 "Парусное судно", правила 13 "Обгон", правила 15 "Ситуация пересечения курсов", правила 18 "Взаимные обязанности судов" ДРУГОЕ судно уступает дорогу. На рис. 18 показана схема взаимодействия правила 17 с другими правилами МППСС.

 
 


Рис. 18. Схема взаимодействия правила 17 с другими правилами МППСС

Сохранение курса и скорости. Ситуация - "ДОЛЖНО" I.

Следует еще раз напомнить о том, что правило 17 рассматривает ситуацию сближения только двух судов, при которой от одного судна требуется на начальном этапетолько сохранение курса и скорости. В правиле 17(а), (i) применен жестский термин - "ДОЛЖНО".Такая же обязанность возложена и на судно, которое уступает дорогу.

 
 


Рис. 19. Ситуация сближения 2-х судов

На рис. 19 судно " В" обязано (ДОЛЖНО) держать курс и скорость, а судно "А" для выполнения своих обязанностей должно взять на 2-3 румба вправо от направления пеленга с тем, чтобы выполнить свои обязанности перед другим судном.

Порядок действий для предотвращения столкновения точно не определен и зависит от обстоятельств и условий сближения. Возможны обстоятельства, при которых судно может оказаться не в состоянии строго его соблюдать. Например:

· наличие впереди по курсу навигационной опасности;

· подход к лоцманскому судну;

· выполнение девиационных работ;

· опасность столкновения с третьим судном;

· переменное воздействие ветра и течения и т.п.

Такой маневр должен быть обычным и понятым другим судном. Для снятия сомнений в нестандартных ситуациях целесообразно применить правило 34(d) подачей по меньшей мере ПЯТИ коротких и частых звуков. Звуковой сигнал обычно сопровождается световым сигналом на клотике мачты, который может оказаться эффективным, особенно на расстоянии более 2-х миль. К дополнительным мерам можно отнести такие действия, как переход на ручное управление, перевод машины в маневренный режим, использование дополнительных средств оповещения, например прожектора.

В правиле 17 (d) особо оговорено, что все положения п. (а), (ii) этого правила НЕ ОСВОБОЖДАЮТ судно "А" (рис.19) от обязанности предпринять заблаговременные и решительные действия для безопасного расхождения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: