double arrow

Тема IX. САМОКОНТРОЛЬ ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ (2 часа)

Основные понятия: врачебный контроль, диагноз, диагностика состояния здоровья, функциональные пробы, критерии физического развития, антропометрические показатели, педагогический контроль, тест, номограмма.

Врачебный контроль – это неотъемлемая часть единой системы физического воспитания. Он является областью специальных медицинских знаний, изучающей состояние здоровья и физического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом, которые вы будете изучать на старших курсах. Главная задача врачебного контроля – обеспечить правильность и высокую эффективность всех физкультурных и спортивных мероприятий, широкое использование физкультуры и спорта в интересах всестороннего развития, сохранения и укрепления здоровья населения. Изучая влияние физкультуры и спорта на различные контингенты населения, врачебный контроль содействует развитию физкультуры среди населения, вовлечению в регулярные занятия физкультурой и спортом людей разного возраста и пола, с различным состоянием здоровья, с целью оздоровления, закаливания организма, подготовки к производительному труду, к сохранению здоровья и высокой трудоспособности на долгие годы. В задачи врачебного контроля входит и наблюдение за условиями, в которых проводят занятия физкультурой и спортом, что очень важно, так как понятия организма и среды неотделимы.

Врачебный контроль в процессе занятий и тренировок помогает своевременно вносить коррекции в методы и режимы занятий, что позволяет повышать работоспособность организма, расширять его функциональные возможности, а тем самым улучшать мастерство спортсменов.

Врачебный контроль является клинико-физиологической дисциплиной, которая формировалась и развивается в тесной взаимосвязи как с клиническими, так и с медико-биологическими дисциплинами – физиологией, биохимией, биологией, анатомией, гигиеной, а также педагогикой, психологией и другими отраслями научных знаний.

В последние годы в повседневный обиход все больше входит новый термин – «Спортивная медицина». Она объединяет широкий круг вопросов, связанных с влиянием физических упражнений, особенно спортивного характера, на организм занимающихся различными видами спорта. Спортивная медицина подразделяется на 5 разделов: психологию спортсмена, физиологию спортсмена, спортивную гигиену, патологию спортсмена и терапию. Между врачебным контролем и спортивной медициной много общего и происходит постепенный процесс сближения между этими двумя понятиями.

Врачебный контроль за занимающимися физкультурой и спортом обеспечивает вся сеть лечебно-профилактических учреждений, санитарно-эпидемиологических станций, а также врачебно-физкультурных кабинетов и отделений спортивных обществ и ведомств. Государственной системой врачебного контроля предусмотрено обязательное прохождение каждым физкультурником и спортсменом регулярных медицинских осмотров. Без решения врача ни один спортсмен не может быть допущен к занятиям физкультурой и к участию в тренировках и соревнованиях.

Диагноз [греч. diagnosis – распознавание] – краткое врачебное заключение о сущности заболевания и состоянии больного, выраженное в терминах современной медицинской науки. Различают diagnosis morbi обозначение болезни по принятой классификации и diagnosis aegroti – определение индивидуальных особенностей организма больного.

В настоящее время краткое врачебное заключение о состоянии больного не может ограничиваться абстрактным обозначением нозологической единицы, например, атеросклероз, сепсис, ранение и т. д., тем более – симптоматическим диагнозом, как например, анемия, гемиплегия и т. п.

При оформлении диагноза обязательно требуется выделить:

- основное заболевание, по поводу которого больной лечится. При этом должно указать: нозологическую единицу, степень компенсации или стадию болезни, характер патологического процесса, преимущественную локализацию патологических изменений, характер и степень функциональных нарушений, патогенез и этиологию болезни;

- указать осложнения основного заболевания;

- отметить сопутствующие заболевания, имеющиеся одновременно с основным;

- в заключительном эпикризе должны быть представлены наряду с диагнозом данные индивидуальной характеристики больного: возраст, конституция, профессия, наследственность, тип высшей нервной деятельности, реактивность, общее состояние здоровья, работоспособность, условия жизни, и, наконец, течение болезни, результаты лечения и рекомендации. Диагноз должен иметь достаточно данных для определения характера трудоспособности и возможности заниматься физическим воспитанием.

Диагностика состояния здоровья. Известно, что достаточные резервы физического (соматического) здоровья способны противодействовать развитию патологического процесса или компенсировать его. Снижение же этих резервов способствует тому, что в организме начинают формироваться хронические соматические заболевания, которые и являются основной причиной инвалидизации и смертности в настоящее время. Следовательно уровень здоровья населения должен выглядеть в виде повышающейся (или понижающейся) над горизонтальным уровнем прямой линии на одном конце (нижнем) которой сосредоточены болезни, а на другом конце (верхнем) здоровье (см. рисунок 1).

здоровье предболезнь патологический болезнь (появление

процесс без клинических при-

клинических знаков патологиче-

проявлений ского процесса)

Рис. 1. «Уровень здоровья»

Как видно из рисунка 1, современная методология диагностики основана на поиске начальных признаков болезни, а способы оценки соматического здоровья по прямым показателям отсутствуют, что и приводит к тому, что из поля зрения врача выпадает весь комплекс процессов снижения уровня здоровья, а следовательно обуславливает позднее начало мероприятий по первичной профилактике. Становится очевидной необходимость обоснования иной методологии диагностического процесса с учетом уровня физического (соматического) здоровья индивида, а также проведения оздоровительных мероприятий на этапе снижения уровня здоровья здорового человека.

Большинство современных исследователей сходятся во мнении о том, что методология диагностики состояния здоровья (определения уровня соматического здоровья индивида) должна базироваться на определении величин аэробного энергопотенциала, так как установлено, что лица с высоким потенциалом аэробного энергообразования обладают хорошей устойчивостью к широкому спектру воздействий от гипоксии и кровопотери до сдвигов в кислотно-щелочном состоянии внутренней среды, у них высокий коронарный, респираторный, эндокринный и т. д. резервы. Показано также, что эндогенные факторы риска развития ишемической болезни сердца формируются лишь при снижении максимальных аэробных возможностей индивида до определенного предела. Все это свидетельствует о том, что возможно использование критериев аэробного энергопотенциала в качестве прямых показателей соматического здоровья индивида.

Практическое применение указанных подходов в целях создания «шкалы» соматического здоровья и ее использования в условиях массовых профилактических осмотров населения может быть осуществлено двумя путями.

Первый путь лежит через получение достоверной информации об уровне развития физического качества общей выносливости, связь которого с максимальными резервами аэробного энергообразования хорошо известна. Наиболее известной методикой по тестированию общей выносливости человека с целью выявления максимальных резервов аэробного энергообразования, является тестирование с двенадцати минутным преодолением наибольшего расстояния (в км) по К.Куперу (1976), см. таблицу 1.

Таблица 1. Оценка результатов тестирования с 12-ти минутным пробеганием

(преодолением) как можно большего расстояния (в км) по К.Куперу (1976)

Пол Количество пробегаемых или преодолеваемых километров за 12 мин. Оценка степени подготовленности
до 30 лет 30-39 лет 40-49 лет 50 и старше
М у ж ч и н ы   меньше 1,6 1,6-1,9 2,0-2,4 2,5-2,7 2,8 и больше   меньше 1,5 1,5-1,84 1,85-2,24 2,25-2,64 2,65 и больше   меньше 1,3 1,3-1,6 1,7-2,1 2,2-2,4 2,5 и больше   меньше 1,2 1,2-1,5 1,6-1,9 2,0-2,4 2,5 и больше   1 – очень плохо 2 – плохо 3 – удовлетворительно 4 – хорошо 5 – отлично
Ж е н щ и н ы   меньше 1,5   меньше 1,3   меньше 1,2   меньше 1,0   1 – очень плохо
1,5-1,84 1,3-1,6 1,2-1,4 1,0-1,3 2 – плохо
1,85-2,15 1,7-1,9 1,5-1,84 1,4-1,6 3 – удовлетво­рительно
2,16-2,64 2,0-2,4 1,85-2,3 1,7-2,15 4 – хорошо
2,65 и больше 2,5 и больше 2,4 и больше 2,2 и больше 5 – отлично

Как видно из таблицы 1, оценка результатов тестирования по К.Куперу (1976) весьма точна и информативна. Однако этот путь создания «шкалы» соматического здоровья связан с рядом трудностей, главная из которых – плохие погодные условия.

Степ-тест не зависит от погодных условий, потому что выполняется в зале. Для выполнения степ-теста необходимы гимнастическая скамейка высотой 30 см, секундомер и метроном. Если нет метронома, можно считать по секундомеру. Методика проведения степ-теста описана в учебнике по физической культуре для медицинских вузов в главе 11. По результатам степ-теста легко рассчитывается функциональный возраст, который указывает на состояние сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем.

Второй путь лежит через создание формализованной (в баллах) экспресс-оценки уровня здоровья индивида по простейшим клинико-физиологическим показателям, имеющим достаточно выраженные корреляционные связи с уровнем аэробного энергопотенциала индивида. Как известно, при росте этого потенциала, с одной стороны, снижается уровень функционирования в покое и после дозированных нагрузок (примеры «экономизации функций»), с другой – происходит расширение резервов функций. В качестве первых могут быть использованы «двойное произведение» (ЧСС × АД) в покое, время восстановления частоты пульса после 20 приседаний за 30 секунд и т. п.; среди вторых – удельные (на 1 кг массы тела) показания ЖЕЛ, динамометрии, а также результаты пробы с задержкой дыхания и т. п. (см. табл. 2).


Таблица 2.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: