Исследователя нередко интересует, как связаны между собой две или большее количество переменных в одной или нескольких изучаемых выборках. Например, могут ли учащиеся с высоким уровнем тревожности демонстрировать стабильные академические достижения, или связана ли продолжительность работы учителя в школе с размером его заработной платы, или с чем больше связан уровень умственного развития учащихся – с их успеваемостью по математике или по литературе и т.п.?
Такого рода зависимость между переменными величинами называется корреляционной, или корреляцией. Корреляционная связь – это согласованное изменение двух признаков, отражающее тот факт, что изменчивость одного признака находится в соответствии с изменчивостью другого.
Корреляционные связи – это вероятностные изменения, которые можно изучать только на представительных выборках методами математической статистики. «Оба термина, корреляционная связь и корреляционная зависимость – часто используются как синонимы. Зависимость подразумевает влияние, связь – любые согласованные изменения, которые могут объясняться сотнями причин. Корреляционные связи не могут рассматриваться как свидетельство причинно-следственной зависимости, они свидетельствуют лишь о том, что изменениям одного признака, как правило, сопутствуют определенные изменения другого.
|
|
Корреляционная зависимость – это изменения, которые вносят значения одного признака в вероятность появления разных значений другого признака.
Задача корреляционного анализа сводится к установлению направления (положительное или отрицательное) и формы (линейная, нелинейная) связи между варьирующими признаками, измерению ее тесноты, и, наконец, к проверке уровня значимости полученных коэффициентов корреляции.
Корреляционные связи различаютсяпо форме, направлению и степени (силе).
По форме корреляционная связь может быть прямолинейной или криволинейной. Прямолинейной может быть, например, связь между количеством тренировок на тренажере и количеством правильно решаемых задач в контрольной сессии. Криволинейной может быть, например, связь между уровнем мотивации и эффективностью выполнения задачи. При повышении мотивации эффективность выполнения задачи сначала возрастает, затем достигается оптимальный уровень мотивации, которому соответствует максимальная эффективность выполнения задачи; дальнейшему повышению мотивации сопутствует уже снижение эффективности.
Понаправлению корреляционная связь может быть положительной ("прямой") и отрицательной ("обратной"). При положительной прямолинейной корреляции более высоким значениям одного признака соответствуют более высокие значения другого, а более низким значениям одного признака - низкие значения другого. При отрицательной корреляции соотношения обратные. При положительной корреляции коэффициент корреляции имеет положительный знак, например r=+0,207, при отрицательной корреляции - отрицательный знак, например r= –0,207.
|
|
Степень, сила или теснота корреляционной связи определяется по величине коэффициента корреляции.
Сила связи не зависит от ее направленности и определяется по абсолютному значению коэффициента корреляции.
Максимальное возможное абсолютное значение коэффициента корреляции r=1,00; минимальное r=0,00.
Общая классификация корреляционных связей:
сильная, или тесная при коэффициенте корреляции r>0,70;
средняя при 0,50<r<0,69;
умеренная при 0,30<r<0,49;
слабая при 0,20<r<0,29;
очень слабая при r<0,19.
Переменные Х и Y могут быть измерены в разных шкалах, именно это определяет выбор соответствующего коэффициента корреляции (см. табл. 3):
Использование коэффициента корреляции в зависимости от типа переменных
Тип шкалы | Мера связи | |
Переменная X | Переменная У | |
Интервальная или отношений | Интервальная или отношений | Коэффициент Пирсона |
Ранговая, интервальная или отношений | Ранговая, интервальная или отношений | Коэффициент Спирмена |
Ранговая | Ранговая | Коэффициент Кендалла |
Дихотомическая | Дихотомическая | Коэффициент «j» |
Дихотомическая | Ранговая | Рангово-бисериальный |
Дихотомическая | Интервальная или отношений | Бисериальный |