Менеджер, оценка личных качеств и управленческих ролей менеджера

Менеджер – это руководитель или управляющий, который занимает постоянную должность в организации, наделен кругом полномочий по принятию решений, выполняет ряд функций, связанных с планированием, организацией, мотивацией и контролем, большую часть времени тратит на обмен информацией и руководство людьми.

К менеджеру любого уровня управления предъявляются высокие требования, он должен выполнять ряд управленческих ролей, иметь способности к руководству.

Задача менеджера объединить энергию людей. Предметом труда менеджера является информация.

Основных пять базовых операций менеджера:

· менеджер устанавливает цели. Он решает, что должно быть сделано каждой группой людей. Он определяет конкретные задачи, а также пути для достижения этих целей.

· Менеджер организует, формирует организационную структуру и выбирает людей для выполнения задач.

· Менеджер разрабатывает предложения по мотивации коллектива и обеспечении связи с подчиненными с помощью особых приемов и методов;

· Менеджер разрабатывает методику оценки эффективности труда подчиненных на основе анализа и измерения полученных результатов.

· Менеджер способствует росту людей, включая себя самого.

(Наиболее важными качествами, необходимые менеджеру, являются:

- Смелость

- Компетентность

- Образование

- Обладание навыками администрирования и предпринимательства

- Умение общения с людьми.)

В каждой функциональной сфере менеджер выполняет свои особые роли. Среди них можно выделить три ключевые роли:

Во-первых, это роль по принятию решений, выражающаяся в том, что менеджер определяет направления деятельности организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п. То есть в сфере принятия решений – менеджер - инициатор перемен, распределитель ресурсов, он устраняет нарушения и ведет переговоры.

[Право принятия управленческих решений имеет только менеджер. Будучи наделенным правом принятия решения, менеджер несет ответственность за последствия принятого решений. Поэтому менеджер должен не только уметь выбрать наилучший вариант решения. Менеджер должен решиться на то, чтобы рискнуть повести руководимый им коллектив в определенном направлении.]

Во-вторых, это информационная роль, состоящая в том, что менеджер собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных установок и, наконец, разъясняет политику и основные цели организации. Информационные роли менеджера – это обслуживание жизненно важных точек пересечения информации, отбор информации и ее передача.

[От того, насколько менеджер владеет информацией, насколько он может ясно и четко доводить информацию до членов организации, очень сильно зависит результат его работы.]

В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя, формирующего отношения внутри и вне организации, мотивирующего членов организации на достижение целей, координирующего их усилия и, наконец, выступающего в качестве представителя организации. В сфере межличностных отношений он – главная фигура, лидер, связной.

[Поддержка членов коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошими грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять своим коллективом.]

Приведенная характеристика занимаемого положения, личных качеств и управленческих ролей дает основания для различий между менеджером и предпринимателем.

Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен – это владелец капитала, находящегося в обороте и приносящего доход. Им может быть деловой человек, в подчинении которого никто не находится, или крупный собственник, который не занимает никакой постоянной должности в организации. Менеджер обязательно занимает управленческую должность, в его подчинении находятся люди. Он наемный управляющий на определенную должность, т.е. привлекается на условиях найма. Таким образом, бизнесмен – собственник, менеджер – наемный управляющий. В развитых странах с устоявшейся рыночной экономикой практика свидетельствует о широком привлечении менеджеров в сферу бизнеса. Бизнесмен для управления своим делом привлекает профессионального управляющего, сам же ограничивается контролем над своим собственным капиталом. Подбор менеджеров ведется, как правило, на конкурсных условиях, а в процессе работы они выполняют условия, определенные контрактом. Условия и порядок проведения конкурсов самые разнообразные, они отрабатываются самим фирмами. Проходят чаще всего на основе резюме в виде устных и анкетных опросов, тестирования. В украинской практике конкурсные условия приема еще не приобрели устойчивого системного характера, а лишь опробируются отдельными фирмами, так как в сфере бизнеса и дет становление частного собственника, который еще недостаточно активно ориентирован на профессионально подготовленного управляющего, а пытается сам управлять своим делом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: