Экономические методы управления

Экономические методы – это способы воздействия, имеющие с своей основе экономические отношения и экономические интересы людей. Экономические методы – это совокупность экономических рычагов, с помощью которых достигается эффект, удовлетворяющий требованиям коллектива в целом и личности в частности. Другими словами, поставленная цель достигается воздействием на экономические интересы управляемого объекта.

Экономические методы управления, с одной стороны, должны стимулировать деятельность предприятий независимо от формы собственности, направленную на удовлетворение потребностей общества; с другой стороны, они должны служить стимулом для персонала этого предприятия.

С этой точки зрения можно выделить три уровня применения экономических методов управления:

Первый уровень – управление предприятием со стороны государства; основными экономическими методами этого уровня являются налогообложение, госзаказ и финансирование;

Второй уровень – управление структурными подразделениями предприятия; основными экономическими методами, применяемыми на этом уровне, являются внутрипроизводственный хозяйственный расчет и налогообложение;

Третий уровень – управление персоналом предприятия, где основную роль играют материальные вознаграждения, штрафы и налогообложение.

Госзаказ как метод управления подразумевает выделение предприятию финансовых и материальных ресурсов для производства необходимой государству продукции. Выгодность госзаказа для предприятия обусловлена гарантированным сбытом произведенного.

Финансирование (в виде субсидирования или кредитования) подразумевает финансовую поддержку государством предприятий, в развитии которых оно заинтересовано.

Исходными положениями внутрипроизводственного хозяйственного расчета являются:

- Закрепление за структурным подразделением ресурсов, необходимых для хозяйственной деятельности;

- Предоставление подразделению оперативно-хозяйственной самостоятельности посредством наделения его руководства соответствующими полномочиями;

- Разрешение использовать заранее оговоренную часть прибыли по усмотрению структурного подразделения;

- Применение штрафных санкций при невыполнении подразделением своих обязательств.

Экономическая мотивация персонала.

При определении размеров и методов персонального экономического воздействия следует исходить из положения о том, что благосостояние работников необходимо рассматривать как источник эффективности всей организации. При этом основными требованиями, предъявляемыми к методам материального стимулирования персонала являются:

Ø Индивидуальный подход, т.е. каждый работник должен получить то, что он заслуживает по конечным результатам труда;

Ø Наличие единой системы формирования индивидуальных материальных вознаграждений.

Экономическая мотивация персонала складывается из четырех основных составляющих:

1) прямое материальное вознаграждение, включающее заработную плату, премии, участие в прибылях и акционерном капитале;

2) дополнительные (или социальные) выплаты;

3) штрафы;

4) выплачиваемые налоги.

К дополнительным материальным стимулам относятся:

· возможность использовать оборудование предприятия в личных целях по льготным ценам (например, аренда автотранспорта, компьютера и т.д.)

· субсидии на питание;

· скидки при покупке товаров своего предприятия;

· помощь в оплате образования, причем не только работникам предприятия, но и членам их семей;

· предоставление возможности обучения на различных курсах предприятия;

· возможность получения льготных кредитов;

· возможность членства в различных клубах (спортивных, по интересам и т.д.);

· предоставление различных страховок;

· предоставление различных видов медицинского обслуживания (при этом предприятие никогда полностью не оплачивает медицинскую помощь, оказанную работнику);

· пенсионное обеспечение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: