Объем введения -2-3 страницы.
Во введении кратко характеризуется проблема, решению которой посвящена выпускная квалификационная работа, дается постановка основного вопроса исследования. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы; определяется цель работы и совокупность задач, которые следует решить для раскрытия выбранной темы; указывается объект и предмет исследования, гипотеза, основные методы исследования, а также теоретическая основа (информационная база) ВКР.
Проблема – это теоретический или практический вопрос, ответ на который неизвестен, и на который нужно ответить. Именно на разрешение проблемы (противоречия) направляется работа.
Пример:
«Выбор темы исследования не был случаен. Сердечно-сосудистые заболевания занимают ведущее место в структуре неинфекционной патологии взрослых и являются основной причиной ранней инвалидизации и причиной преждевременной смертности в большинстве стран.
Результаты эпидемиологических исследований, проведенных во многих странах, свидетельствуют о том, что основным фактором риска сердечно-сосудистых заболеваний является артериальная гипертензия.
|
|
До середины 80-х годов прошлого столетия общепризнанным было мнение, что в детском возрасте высокое артериальное давление является редкостью и регистрируется чаще всего на фоне основных заболеваний (кардиоваскулярных, почечных, эндокринных).
Исследования по контролю артериального давления у детей установили, что артериальное давление может дебютировать в детском и подростковом возрасте и носить первичный характер.
Поэтому проблема ранней диагностики и первичной профилактики сердечно-сосудистых заболеваний, начиная с детского и подросткового возраста, является в настоящее время чрезвычайно актуальной, а выявление факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний, эффективная диспансеризация этой группы населения являются важным аспектом в работе амбулаторно-поликлинической службы. Определенная роль в этом отводится и фельдшеру общей практики».
Актуальность темы выпускной квалификационной работы – это причина, по которой в настоящее время возникла потребность исследовать ее. Направления характеристики актуальности: 1) неизученность выбранной темы (определенные аспекты темы изучены не в полной мере и проведенное исследование направлено на преодоление этого пробела);
2) возможность решения определенной практической задачи на основе полученных в исследовании данных.
При описании актуальности можно пользоваться следующими речевыми клише:
Актуальность избранной темы определяется/связана/обоснована (с) необходимостью:
|
|
- решения ряда вопросов, касающихся (чего);
- комплексного изучения (чего);
- осмысления (чего), изучения (чего);
- разработки способов комплексного решения проблем (чего);
Актуальность выпускной квалификационной работы определяется тем, что:
- остаются недостаточно изученными вопросы, касающиеся (чего);
- отсутствует комплексное изучение (чего именно), в частности...;
- нет исследований, посвященных анализу (чего).
Объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию, которое автор избрал для исследования. Объект исследования отвечает на вопрос: «Что рассматриваем?». Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет (аспект) исследования во всех его взаимосвязях.
Предмет исследования - это значимые с теоретической или практической точки зрения особенности, свойства или стороны объекта. Предмет находится в границах объекта, показывает, через что будет познаваться объект. Предмет определяет тему выпускной квалификационной работы.
Объект исследования всегда шире, чем его предмет. Если объект – это область деятельности, то предмет – это изучаемый процесс в рамках объекта исследования.
Пример:
«Объект исследования–популяционная группастуденческой молодежи в возрасте 16-20 лет».
«Предмет исследования–артериальное давление,другиепараметры, влияющие на состояние сердечно-сосудистой системы».
Цель выпускной квалификационной работы - это желаемый конечный результат исследования. Цели могут быть исследовательские (выявление факторов развития, благоприятных условий) и практические (сохранение здоровья, разработка технологий, методик). Цель формулируется как правило в глаголах: выявить, определить, исследовать, охарактеризовать, систематизировать, установить, осуществить, раскрыть, проанализировать и т. д.
Примеры:
«Выявить и охарактеризовать факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний в возрастной популяции студентов 16-20 лет».
«Сформировать группы диспансерного учета с отклонениями в деятельности сердечно-сосудистой системы».
«Выявить раннюю диагностику отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы».
Задачи исследования–это выбор путей и средств для достиженияцели. Постановка задач основывается на дроблении цели исследования на подцели. Формулировка задач делается в форме перечислений.
При формулировке задач можно пользоваться следующими речевыми клише:
Достижение указанной цели сопряжено с решением следующих задач: выявить……..; рассмотреть…..; выделить…..; определить……; осуществить…….;
Для достижения поставленной цели предполагается решение ряда задач: проанализировать……..; систематизировать………; привести…….; описать…………..;
Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач: создать……..; представить……..; выяснить причины………; реинтерпретировать……………;
В соответствии с целью исследования были поставлены следующие задачи: структурировать………; разработать модель……….; раскрыть специфику, особенности……..; расширить…………; объяснить………………..
Пример:
«Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:
-изучить структуру сердечно-сосудистойзаболеваемости у детей и подростков;
- выявить и проанализировать факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний;
- отработать алгоритм ранней диагностики артериальной гипертензии;
-отработать методику измерения артериального давления с диагностической целью».
Гипотеза формулируется в ВКР опытно-экспериментального характера и содержит предположение о путях,способах,условиях решенияпоставленных задач и возможных результатах.
Гипотеза может иметь структуру:
если… (что-то вести, изменить подход, создать условия, активизировать какие-то факторы), то… (будет достигнут такой-то результат);
|
|
что-то способствует развитию чего-то, если….;
что-то обеспечит развитие чего-либо, при условии, что…;
что-то является средством чего-то, когда …
Пример:
«Наличие одного(наследственная предрасположенность)или нескольких факторов риска (гиподинамия, интенсивная интеллектуальная нагрузка избыточная масса тела, дефицит сна и отдыха и др.) приведёт к изменению артериального давления и будет являться причиной развития сердечно-сосудистых заболеваний в детском и юношеском возрасте».
Результатами исследования гипотеза может быть либо подтверждена, либо отвергнута, либо доказана частично.
Методы исследования –это способы сбора и обработки информации.Выбор методов определяется объектом, целью и задачами исследования.
Основные методы:
- исторический метод включает историко-графическое,архивное изучениелитературы, освещающей исследуемый вопрос или проблему;
- метод наблюдения позволяет воспринимать особенности протеканияизучаемого явления или процесса и их изменений, включает анализ применения различных методик лабораторных и клинических исследований, приемов обследования пациента;
- экспериментальные методы включают лабораторные опыты,психофизиологические и клинические исследования, проводимые в точно учитываемых условиях;
- социологический метод включает опрос,беседу,анкетирование,тестирование, экспертное оценивание (оценка, получаемая путем выяснения мнений специалистов);
- статистический метод применяется при необходимости получитьколичественные характеристики изучаемых явлений с последующим анализом;
- логический метод сопутствует любому научному исследованию,включаетиндукцию, дедукцию, анализ и синтез.
Пример:
«Методы исследования:
- скрининг – исследование;
- выкопировка данных из амбулаторных карт;
- интервью;
- измерение артериального давления;
- собственные наблюдения (изучение объекта без вмешательства в процесс со стороны исследователя);
|
|
- анализ и синтез»
Теоретическая основа ВКР
Пример:
«Теоретической основой ВКР является учебная, научная, научно-методическая литература, периодические издания, Интернет-ресурсы».