Схема нормального развития

Пер   Развитие предложения Усвоение  
    (фразы)    
     
  Подпериод, Объем и Грамматичес­кий Существительные Глаголы  
  возраст ТИПЫ строй      
    предложений        
             
  Однословное, Отдельные Нет Несколько на­ Позже появля­ются  
  1 год 8 мес. слова   званий лиц, названия  
    (около 27 слое)   предметов действий: «ди»,  
        (около 22 слов) «бух» (около 5  
          слов)  
             
             
             
       
   
 
  Из двух кор­ Объединяет б Нет Несклоняемые неспрягаемые  
  ней, 1 год 8 одном пред­     формы во 2-м  
  мес. ложении два     лице ед. ч. по­  
    аморфных     велит. наклоне­  
    слова (около     ния: *писи»,  
    87 слов)     «ниси», «ди»,  
          «дай*  
  Первые фор­ Рост предло­ Согласование Начинают Первые грамм.  
  мы слов, жения до3-4 именит, падежа употреблять Формы у 18 гла-  
  1 год 10 мес. слов с глаголом, раз­ падежи:винит. Голов: повелит. наклоатйяокпвввпит.  
  ~2года   вивается при­ с окончанием наклонение  
      лагательное -у, именит. 2-го лица ед.ч.,  
      подчинение. мн.ч. с оконча­ инфинитив,  
      Предложения нием -ы, -и наст. вр. 3-го  
      преимущест (фонетически Лица ед.ч.  
      венно аграм- всегда -и), Часто опуска­  
      матичны иногда пред­ ются приставки  
        ложн. с окон­    
        чанием -е;    
        уменьшитель­    
        но-ласкатель­    
        ные суффиксы    
  Усвоение Появляются Употребление Усваиваются Усваивается  
  фл ексной бессоюзные одних оконча­ дательный и число в изъяви  
  системы язы­ сложные ний на месте творит, паде­ твляьном накло­  
  ка, 2года—2 предложения, других в пре­ жи, •главен­ нении, измене­  
  года 6 мес. затем с со­ делах одного ствующие*па­ ние по лицам  
    юзами значения:«лос- дежные окон­ (кроме 2-го  
      кам», «вилкам». чания в ед. ч.: лица мн.ч.), на­  
      Замена оконча­ -у, -е, -а, -ом, стоящее и про­  
      ний. Появляют­ реже -ой. Во шедшее время.  
      ся суффиксы мн.ч. -ы (фоне­ В прошедшем  
        тически-и) времени сме­  
          шивается род  

детской речи (по А- Н. Гвоздеву)

речи Слоговая Усвоение звуковой
  структура стороны языка
Прилага­ Меотоиме- Служебные слов Звуки Стечения
тельные ния части речи     согласных
  наречия        
           
Нет Нет Нет В слове вос­ а, о, у, и, м, п, Нет
      производится б, к, г,дь,, ть,  
      один слог нь, ль, сь  
      (ударный или    
      два одинако­    
      вых: «га-га»,    
      <ту-ту>)    
Нет Нет Нет Воспроизво­ кь,ць.й. Час­ Появляются в
      дятся дву­ то опус кается середине не­
      сложные сло­ начальный которых
      ва, в трех- Звуке в слове СЛОВ: Льк,
      о л о ж н ы х или конечный Сьс,пк.цьк
      один слог опускается оогласный  
           
Появляются вот, там, Нет предло­ В трехслож­ Твердые со­ Большинство
прилага­ где <де), гов и союзов. ных словах гласные н, т,д стечений со­
тельные без Еще,хорошо Появляются опускается   гласных за­
согласова­ (ЛЯС01,не надо, частицы ка, преударный   мещаются
ния е;ву- Надо,и др. да, то,не слог, «кусу»   одним зву­
щветви- Смеши­   (укушу), мо­   ком
тельным, в ваются лич­   жет сохра­    
им. пад. ные местои­   няться коли­    
ед.ч. муж. и мения (о   чество слогов    
Ж. Р. себе гово­   в четырех­    
  рит в 3-м   сложных сло­    
  лице)   вах    
23 прилага-тел ьных. иногда на­рушается личные местоиме­ния усвое­ны. Наре­ Появляются предлоги: в, на, у, с Союзы: и, то, В многослож­ных словах чаще опуска­ются пре- Твердые с, п, затем: ы. в, р, а. Смешение Стечение со­гласных не усвоено, но некоторые
согласова­ чия: боль­ а, потому что, ударные сло­ артикуляци- группы со­
ние и упот­ ше, меньше, тогда, когда ги, иногда онно близких гласных про­
ребляются короче, ско­   приставки звуков износятся'
после су­ рее и др.       правильно
щее т в и -          
тельных,          
мн.ч. только          
в им.п.          
           
  Усвоение Развитие Появляются Усвоены «гла­ Усваиваются
  служебных сложного сложноподчи­ венствующие» все формы воз­
  частей речи, предложения ненные предло­ падежные вратных глаго­
  2 года 6 мес.   жения, усваива­ окончания лов, приставок.
  —Згода   ются служебные мн.ч.; -ов, Наблюдается
      части речи. -ами, -ах. На­ смешение
      Остается неус­ чинается вли­  
      военной катего­ яние оконча­  
      рия рода ния -ов на  
        другие скло­  
        нения: <сту-  
        лов». Начина­  
        ют усваивать­  
        ся другие  
        окончания: -а  
        (рога,стулья);  
        суфф иксы  
        увеличитель-  
        ности, при­  
        надлежности  
  3-4 года Дальнейшее Различаются по Продолжается Часто наруша­
    развитие типам склоне­ влияние окон­ ется чередова­
    сложносочи­ ния и спряже­ чания -ов на ние в основах.
    ненного и ния, например: другие скло­ Частицы «не»
    сложнопод­ -ов, -ей,-ев — нения. опускаются, не­
    чиненного нулевая флек­ Иногда сохра­ ологизмы с ис­
    предложений сия. Появляют­ нятся непод­ пользованием
      ся собственные вижное ударе­ приставок
    словоформы ние при сло­  
        воизменении  
           
           
  4 года—6 лет Дети испы­ Практически ус­ Окончательно Нарушается че­
    тывают за­ ваиваются все овладевают редование в
    труднения в частные грам­ всеми типами глагольных ос­
    построении матические склонения. новах при со­
    придаточных формы Возможны на­ здании новых
    предложений с союзным   рушения со гласования­ форм
           
    словом кото­   Числительного  
    рый   с существи­  
        тельным в  
        косвенных па­  
        дежах  
           
Согласова­ Отмечается Правильное Слоговая Усваиваются Заканчивает­
ние прила­ смешение употребление структура следующие ся усвоение
гательных и рода у при- простых слов наруша­ звуки: ч, ш, ж, стечения со­
существи­ тяжагель- предлогов и ется редко, щ, твердый ц гласных
тельных в ных местои- МНОГИХ СО­ главным об­    
косвенных мений ЮЗОВ: чтобы, разом в ма­    
падежах.   если, потому лознакомых    
Появляются   что и др. словах    
краткие          
причастия          
Нарушается согласова­ние прила­гательных в среднем роде.Овладевают сравнитель­ной сте­пенью при­лагательных Усваивают­ся сравнительные степени наречий Предлоги по, до, вместо, после Союзы что, Куда,сколько При условном наклонении частица бы Звуковая сторона речи усвоена полностью
Овладевают Употребля­ П редлоги Звуковая сторона речи усвоена полностью,
согласова­ ется одно употребляют­ дифференцируют на слух и в произноше­
нием при­ деепричас­ ся в самых нии
лагательных тие сидя разнообраз­  
о др. частя­   ных значени­  
ми речи во   ях  
всех кос­      
венных па­      
дежах      
       

Закономерности довербального и раннего вербального развития

возраст Стадии развития
От рождения до 8 недель Рефлекторный крик и рефлекторные звуки, сопровождающие соматические реакции ребенка. В крике преобладают гласные звуки, имеющие носовой оттенок
От 8 до 20 недель (2-5 мес.) Качественное изменение крика, появление гуления и смеха. С 3 мес, развитие интона­ционной характеристики крика. С 12 нед. появление начального гулеиня («гуканье»). 6—8 нед. —улыбка при общении, С 15—16 нед. —смех при общении
От 16—20 недель до 30 недель (4-7,5 мес.} Интенсивное развитие гуления и появление лепета. С 5—6 мес. произнесение первых слогов {сочетания губных и язычных согласных с гласными)
От 20—30 недель до 5-7,5—12мес. «Расцвет» лепета, каноническая вокализа­ция. Голосовые реакции выделяются из общего «комплекса оживления»
9—18 мес. Произнесение слогов разных типов и «псевдослов», не имеющих еще четкого значения

Оценка этапов довербального и начального вербального развития

Возраст Основные показатели
1 мес. Реакция сосредоточения на речевом общении
2мес. Улыбка при общении
3 мес. Комплекс оживления при общении со взрослым, гуление
   
4 мес. Дифференцированность комплекса оживления, смех
5 мес. Дифференциация направления звука, певучее гуление
   
6 мес. Лепет
7 мес. Готовность к совместной игровой деятельности, ориентация на звучащую
  игрушку
8 мес. Реакция на незнакомое лицо, повторение одинаковых слогов
  : ба-ба, ма-ма
9 мес. Общение с помощью жестов, игра в «ладушки»
10 мес. Ситуационное понимание обращенной речи, использование 1 -2 «лепетных
  слов» понятных при соотнесении с ситуацией
   
11 мес. Использование 3 «лепетных слов» с соотнесением
1 год Использование 3-4 «лепетныхслов» с соотнесением; понимание простой инструкции ­
  инструкции, дополняемой жестом
   
1 год 3 Словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок
  понимает простую инструкцию без жеста
1 год 6 Показывает одну из частей тела,словарный запас7—20 слов
   
1 год 9 Показывает три части тела, начало фразы из 2 слов
  Словарный запас — около 20 слов
2 года Показывает 5 частей тела, словарный запас мини мум 50 слов; ­
  понимает двухэтапную инструкцию,
  начинает использовать предложение из 2 слов
2 года 6 Адекватно использует местоимения я, ты, мне; использует предложение ­
  из 2 слов
З года Словарный запас.до 250 слов и выше, общается предложением из 3
  и более слов, использует мно­жественное число существительных и
  глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение
   
  простых предлогов, выполняет задания типа «положи кубик под чашку»
  «положи кубик в коробку»

Оценка понимания речи

Возраст Основные показатели
3—бмес 6-10мес 10—12 мес. 12-14мес. 15-20 мес. 20-24 мес. 2г.6м. —Згода 3—4 года 4-5лет Прислушивается к голосу, адекватно реагирует на инто­нацию, узнает знакомые голоса Понимает отдельные инструкции в конкретной ситуации и подчиняется некоторым словесным командам (Поце­луй маму. Дай ручку. Нельзя и т. п.) Понимает названия отдельных предметов Показывает их на сюжетных картинках. Узнает их на картинках Понимает обозначаемые на картинках действия, выпол­няет инструкции типа Покажи, кто сидит, кто спит, вы­полняет двухступенчатую инструкцию Пойди в кухню и принеси чашку, понимает значение предлогов в привычной конкретной ситуации – на чем ты сидишь? Понимает прочитанные короткие рассказы и сказки (с опорой на картинку, а затем и без нее) Понимает сложноподчиненные предложения, значение предлогов вне конкретной привычной ситуации. Знает на­звания основных цветов. Слушает длинные сказки и рас­сказы. Выполняет двухступенчатую инструкцию типа Пой­ди в кухню, принеси чашку Выпонняет словесные задания с предлогами: сзади, между, рядом,к и т. п. Выполняет три последовательные команды. Понимает условное предложение со словом если. Понимает грамматическую форму предложений типа Картина была нарисована Машей

2.4.2. Соотношение признаков незрелости и поврежденности центральной нервной системы

Таблица 2.3

Типы Признаки незрелости Признаки поврежденности
нарушений    
Эмоцио­ Синдром психической неус­ Аффективные расстройства по
нальные тойчивости; эмоциональная возбудимому, эйфорическому,
расстрой­ лабильность; легкая пресы- дистрофическому типу: выражен­
ства щаемость; нестойкость аф­ ная стойкость и сила аффекта;
  фекта; поверхность пережи­ вязкость, монотонность, ригид­
  ваний; внушаемость; непо­ ность переживаний, растормо-
  средственность, легкая женность влечений, упорство при
  откликаемость на внешние удовлетворении своих желаний,
  раздражители негативизм, агрессивность
Энцефало- Легкие, нестойкие церебрас- Церебрастения с явлениями внут­
патичес- тенические явления успешно ричерепной гипертензии; требу­
кие рас­ поддаются медикаментозно­ ется длительное лечение, легкая
стройства му воздействию, редуциру­ декомпенсация при психофизи­
  ются при организации щадя­ ческих перенапряжениях. Невро-
  щего режима. зоподобные состояния (мононев­
  Невротические реакции, ас- розы, стойкие анурез, энкпорез,
  тено-невротические состоя­ заикание, гиперкинезы). Психопа­
  ния (нестойкие логоневрозы, тический, эпилептиформный,
  страхи, гиперкинезы) апатикоастенический симптомы
Невроло­ Симптомы незрелости Без Легкая очаговая симптоматика,
гические признаков органического пирамидальная, экстрапирами­
расстрой­ повреждения. Нестойкие ве­ дальная и стволовая.
ства гетативные нарушения Церебрально-эндокринные дис­
    функции. Стойкая вегетативная
    дистония
Наруше­ Нестойкие, динамические, Стойкие, носят неспецифический
ния ВПФ: носят неспецифический ха­ характер. Тотальность нарушений
а) наруше­ рактер. Легкие диффузные, обусловлена грубым недоразви­
ния модаль- мозаичные, обусловлены тием мозга
но-специ- асинхронностью созревания  
фических функций.  
функций    
б) нейро- Лабильность психического Инертность, замедленность тем­
динами- тонуса в сочетании с повы­ па с явлениями истощаемости
ческие на­ шенной истощаемостью. психического тонуса либо без них
рушения    
в) наруше­ Импульсивность, слабость Импульсивность, слабость кон­
ния регу­ контроля при нарастании яв­ троля; менее зависимые от утом­
ляции лений истощаемости и утом­ ления нарушения инициирования
  ления. Пресыщаемость, не­ и произвольности, грубые нару­
  стойкость мотивации, нарас­ шения мотивации. Нарушения
  тание утомления, нарушения программирования
  программирования  

Ядра и функции черепных нервов, участвующих в речи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: