Подходы к определению правового статуса Банка России

Учитывая изложенное выше, вопрос о правовом статусе Банка России является предметом многочисленных дискуссий.

Наиболее значимых точек зрения по данному вопросу две:

1) Банк России является федеральным органом государственной власти с особым статусом[12];

2) Банк России является юридическим лицом публичного права[13], т.е. некоммерческой организацией, которая наделена властными полномочиями.

В пользу первой точки зрения говорит то, что Банк России наделен полномочиями по изданию нормативных актов, распространяющихся на неограниченный круг лиц, а также по применению юридических санкций. Такие полномочия характерны для государственных органов. Кроме того, к такому же выводу приводит и буквальное толкование Конституции РФ. В ч. 2 ст. 75 Конституции РФ речь идет о независимости Банка России не просто от органов государственной власти, а от других органов государственной власти.

При таком подходе Банк России признается особой разновидностью государственных органов, не относящихся к законодательной, исполнительной и судебной власти, наряду с органами прокуратуры, Счетной палатой, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Это связано с тем, что Банк России ни Президенту РФ, ни Правительству РФ не подчинен и соответственно не может быть отнесен к исполнительным органам государственной власти.

Однако при этом следует учитывать, что служащие Банка России не являются государственными служащими, поскольку отсутствуют в соответствующем реестре должностей[14].

Наделение Банка России статусом юридического лица необходимо для его участия в имущественном обороте.

В то же время Банк России вправе осуществлять банковские операции и сделки и соответственно получать доход, что является основным аргументом в пользу второй точки зрения.

Однако в российском праве отсутствует законодательное деление юридических лиц на частные и публичные. В связи с этим все юридические лица подчиняются нормам частного (гражданского) права. Так, к государственным органам, которым для участия в имущественном обороте придается статус юридического лица, как правило, в форме государственного учреждения, тоже применяются соответствующие нормы гражданского права.

Поэтому доктринальная классификация юридических лиц по наличию у них публичного элемента (т.е. деятельности в интересах всего общества) в российском праве будет иметь трехчленное деление:

1) юридические лица частного права (действуют в своих собственных интересах);

2) смешанные юридические лица (действуют в определенных целях публичного характера и могут наделяться для этого отдельными властными полномочиями);

3) юридические лица публичного права (осуществляют функции органов государственной власти).

В этой классификации к юридическим лицам публичного права все равно однозначно можно отнести только государственные органы.

В любом случае правовой статус Банка России можно охарактеризовать как двойственный, а главная его особенность заключается в том, что для достижения основных целей своей деятельности Банк России наделен административными полномочиями как государственный орган и правом осуществлять приносящую доход деятельность как некоммерческая организация.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: