Особенности участия иностранного капитала в банковской системе РФ

В настоящее время квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ, предусмотренная ст. 18 Закона о банках и банковской деятельности, не установлена, хотя возможность ее введения сохраняется.

Смысл введения данной квоты в том, что при ее достижении Банк России прекращает выдачу лицензий на осуществление банковских операций банкам с иностранными инвестициями, филиалам иностранных банков, а также имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов.

Указанная квота рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ.

В настоящее время на основании ст. 52 Закона о Центральном банке РФ Банк России выдает предварительные разрешения на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями, а также осуществляет аккредитацию представительств кредитных организаций иностранных государств на территории РФ.

Получение предварительного разрешения на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов сейчас не требуется (такое требование отменено ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 № 246-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 18 Федерального закона “О банках и банковской деятельности” и статью 61 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”»).

Создание филиалов иностранных банков на территории РФ требует их государственной регистрации Банком России в им же установленном порядке (ст. 17 и 22 Закона о банках и банковской деятельности). Однако в настоящее время Банк России такую регистрацию не проводит, поскольку в целях поддержания равных конкурентных условий создание в Российской Федерации филиалов иностранных банков признается преждевременным[53].

Под предварительным разрешением на создание кредитных организаций с иностранными инвестициями понимается принципиальное согласие Банка России на участие конкретного нерезидента в создании кредитной организации — резидента. Это может быть либо участие нерезидента в уставном капитале кредитной организации (разрешением является информационное письмо Банка России), либо создание дочерней кредитной организации (разрешением является протокол о намерениях, подписываемый между учредителями кредитной организации и Банком России). Данные разрешения действительны в течение одного года.

Основным моментом, который учитывается Банком России при выдаче таких разрешений, является финансовое положение и деловая репутация учредителей–нерезидентов[54].

Кроме того, для государственной регистрации кредитной организации с иностранными инвестициями и получения ею лицензии на осуществление банковских операций, помимо документов, указанных в ст. 14 Закона о банках и банковской деятельности, иностранное юридическое лицо дополнительно представляются следующие документы:

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

Иностранное физическое лицо представляет подтверждение первоклассным (согласно международной практике) иностранным банком платежеспособности этого лица (ст. 17 Закона о банках и банковской деятельности).

Также в ст. 18 Закона о банках и банковской деятельности предусмотрено, что Банк России вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности.

Банк России имеет право устанавливать в порядке, определенном Законом о Центральном банке РФ, дополнительные требования к кредитным организациям с иностранными инвестициями и филиалам иностранных банков относительно порядка представления отчетности, утверждения состава руководства и перечня осуществляемых банковских операций.

На сегодняшний день из попадающих под данное положение ограничений Банком России установлено, что, если лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа кредитной организации, является иностранным гражданином или лицом без гражданства, коллегиальный исполнительный орган кредитной организации не менее чем на 50% должен быть сформирован из граждан Российской Федерации, если иное соотношение не установлено Комитетом банковского надзора[55].

Что же касается представительств иностранных кредитных организаций, то они создаются в целях изучения экономической ситуации и положения в банковском секторе РФ, для оказания консультационных услуг своим клиентам, поддержания и расширения контактов с российскими кредитными организациями, развития международного сотрудничества. Коммерческую (банковскую) деятельность они осуществлять не могут.

Банк России дает разрешения на открытие представительств на территории РФ в отношении иностранных кредитных организаций, функционирующих в своей стране не менее пяти лет, хорошо зарекомендовавших себя в банковской системе своей страны и имеющих устойчивое финансовое положение. Эти сведения предоставляет контрольный орган страны местопребывания[56].

Аккредитация представительств иностранных банков в Государственной регистрационной палате при Минюсте РФ не требуется[57].

2.2.3. Реорганизация кредитных организаций: отличия от изменения статуса и особенности проведения

Реорганизация кредитной организации как юридического лица может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования в иную организационно-правовую форму.

На законодательном уровне порядок реорганизации кредитной организации определяется ст. 57—60 ГК РФ, а также федеральными законами о соответствующих организационно-правовых формах.

Государственная регистрация кредитной организации, создаваемой в результате реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом особенностей, установленных Законом о банках и банковской деятельности, и принимаемыми в соответствии с ним нормативными актами Банка России.

Поскольку кредитные организации действуют в форме хозяйственных обществ, решения об их реорганизации вправе принимать только высшие органы управления — собрания акционеров или участников (ст. 48 Закона об акционерных обществах, п. 2 ст. 33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).

Данные решения подлежат публикации в «Вестнике Банка России»[58].

При реорганизации кредитных организаций, в результате которой создается новая кредитная организация, Банк России рассматривает вопрос о выдаче ей новых лицензий на осуществление банковских операций. При этом Банком России принимаются во внимание лицензии, на основании которых действовали реорганизованные кредитные организации[59].

К кредитным организациям, возникшим в результате преобразования в иную организационно-правовую форму, а также к тем кредитным организациям, к которым произошло присоединение других кредитных организаций, либо созданным в результате слияния, не предъявляются требования по минимальному размеру уставного капитала, установленные для вновь создаваемых кредитных организаций[60].

Не является реорганизацией изменение кредитной организацией, действующей в форме акционерного общества, вида акционерного общества (открытое или закрытое)[61].

Также не является реорганизацией изменение статуса кредитной организации с банка на небанковскую кредитную организацию[62] либо с небанковской кредитной организации на банк[63].

Изменение статуса кредитных организаций в указанных случаях проводится в виде изменения учредительных документов кредитной организации.

Изменение статуса кредитной организации с банка на небанковскую кредитную организацию дает возможность кредитной организации продолжать свою деятельность в качестве самостоятельного юридического лица в случае, если размер ее собственных средств (капитала) стал меньше суммы рублевого эквивалента 5 млн евро либо уровня, достигнутого на 1 января 2007 г. (ст. 11.2 Закона о банках и банковской деятельности). В противном случае Банк России обязан будет отозвать у нее лицензию на осуществление банковских операций (п. 5—8 ч. 2 ст. 20 Закона о банках и банковской деятельности).

Для получения статуса банка размер собственных средств (капитал) небанковской кредитной организации, наоборот, должен быть не ниже суммы рублевого эквивалента 5 млн евро.

Реорганизация кредитных организаций может быть как добровольной (на основании решения ее собрания акционеров или участников), так и принудительной (по требованию Банка России). Хотя последний случай относится к принудительной реорганизации весьма условно, поскольку Банку России принадлежит только инициатива в проведении реорганизации. Решение о ней все равно принимают собрания акционеров или участников.

Особенностью осуществления добровольной реорганизации является то, что Банк России на основании п. 6 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ и ч. 7 ст. 23 Закона о банках и банковской деятельности имеет право ее запретить, если в результате проведения указанной реорганизации возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства, предусмотренные ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.

Принудительная реорганизация может применяться к кредитной организации, как мера воздействия в случае, если возникает реальная угроза интересам ее кредиторов и вкладчиков (п. 2 ч. 2 ст. 74 Закона о Центральном банке РФ), а также как мера по предупреждению несостоятельности (банкротства) (ст. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). В этих случаях реорганизация проводится в форме слияния и присоединения, т.е. в формах, направленных на объединение (укрупнение) кредитных организаций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: