Основная особенность банковского законодательства заключается в том, что меры по предупреждению банкротства кредитных организаций реализуются вне рамок собственно процедуры банкротства и соответственно до отзыва лицензии у кредитной организации.
Это обусловлено тем, что банковская деятельность связана с привлечением средств на счета и во вклады, осуществление которого в рамках процедуры банкротства нецелесообразно, так как для того, чтобы возвратить средства прежним кредиторам, они должны привлекаться у новых.
В соответствии со ст. 3 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций к мерам по предупреждению банкротства кредитных организаций относятся:
1) финансовое оздоровление кредитной организации;
2) назначение временной администрации по управлению кредитной организацией;
3) реорганизация кредитной организации.
Меры по предупреждению банкротства кредитных организаций осуществляются при возникновении оснований, установленных ст. 4 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций, которые являются более «мягкими», чем признаки банкротства кредитных организаций и основания для отзыва у них банковских лицензий.
|
|
Например, признаком банкротства и основанием для отзыва лицензии является неисполнение кредитной организацией требований кредиторов в течение 14 дней, а основанием для применения мер по предупреждению банкротства является однократное неисполнение таких требований в срок, превышающий три дня.
Кредитная организация, ее учредители (участники) в случае возникновения указанных оснований обязаны принимать необходимые и своевременные меры по финансовому оздоровлению или реорганизации кредитной организации. Кроме того, кредитная организация несет целый ряд дополнительных обязанностей по уведомлению Банка России о проведении общих собраний учредителей (участников) кредитной организации и заседаний совета директоров (наблюдательного совета), а также о совершении некоторых сделок (п. 1—3 ст. 4.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций), а Банк России получает право направлять наблюдателей для участия в общем собрании учредителей (участников) кредитной организации и в заседании ее совета директоров (наблюдательного совета) (п. 4 ст. 4.1 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций).
Неисполнение кредитной организацией указанных обязанностей является основанием для применения Банком России мер в порядке надзора (ст. 74 Закона о Центральном банке РФ).
Меры по предупреждению банкротства применяются и по инициативе Банка России, который в случае возникновения соответствующих оснований вправе потребовать от кредитной организации осуществления мер по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, а также назначить временную администрацию. При этом требование об осуществлении мер по финансовому оздоровлению кредитной организации не направляется в случае, когда Банк России обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций.
|
|
Процедура применения указанных мер на законодательном уровне установлена ст. ст. 11—13 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций.
Следует заметить, что указанный выше перечень мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций не является исчерпывающим (см. п. 2 ст. 1 Закона о несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций). Строго говоря, вся система публичных требований, предъявляемая к кредитным организациям в рамках системы банковского надзора, в той или иной степени направлена на предупреждение их банкротства и на охрану интересов кредиторов данных кредитных организаций.
Кроме того, меры по предупреждению несостоятельности (банкротства) по инициативе Банка России к банкам, являющимся участниками системы обязательного страхования вкладов физических лиц, вправе применять государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (см. ФЗ от 27.10.2008 № 175-ФЗ «О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года»).
3.2.2. Финансовое оздоровление кредитной организации