Учитывая, что отзыв банковской лицензии влечет ликвидацию кредитной организации без каких-либо иных вариантов, по этому поводу возникает вопрос о защите интересов кредитной организации.
В данном случае необходимо учитывать два момента.
Во-первых, банковский надзор носит постоянный и предупредительный характер, что предполагает постоянные контакты Банка России с кредитной организацией. Поэтому все проблемы и спорные моменты взаимоотношений кредитной организации и Банка России должны решаться на более ранних стадиях.
Отзыв лицензии — это крайняя мера, применяемая в целях предупреждения возникновения еще более тяжких последствий нарушений в деятельности кредитных организаций, а также в целях недопущения вывода из нее активов, для чего требуется оперативность. Судебный порядок отзыва лицензий сделает достижение этих целей невозможным.
Во-вторых, внесудебный порядок отзыва банковских лицензий пытались обжаловать в Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
|
|
Правовые позиции Конституционного Суда РФ по этому вопросу заключаются в следующем:
— «…право на отзыв лицензии является одним из …полномочий Центрального банка Российской Федерации…, через которое реализуется его надзорная деятельность и достигаются цели…» (имеются в виду цели деятельности. — А. К.);
— «…кредитная организация еще до принятия Банком России решения об отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности имеет доступ к правосудию и возможность получения судебной оценки соответствующих актов Банка России» (имеются в виду акты о применении к кредитной организации мер воздействия, предшествующих отзыву лицензии. — А. К.);
— «…исходя из особого конституционно-правового статуса Банка России, законодатель вправе урегулировать вопросы лицензирования кредитных организаций специальными законами…» (имеется в виду Закон о Центральном банке РФ. — А. К.)[160].
Концептуальные особенности процедуры несостоятельности (банкротства) кредитных организаций