Вопросы к междисциплинарному государственному экзамену
по дисциплинам направления подготовки 080100.62 «Экономика»
Профиль «Финансы и кредит»
«НАЛОГИ И НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА»
Налоги в экономической системе общества: экономическая сущность налогов; функции налогов; элементы налога и их характеристика; принципы и методы налогообложения; способы уплаты налогов.
Любому государству для осуществления его функций необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую доходную часть бюджета. Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.
Налоговый Кодекс РФ (ст. 8) определяет два вида платежей: собственно налог и сбор.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
|
|
Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).
Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Выделяют 5 основных функций:
1. Фискальная - заключается в том, что налоги являются важнейшимпоступлением денежных средств в государственный бюджет.
2. Регулирующая – используется государством для регулирования экономики страны путем повышения или понижения ставки налога.
Все эти меры оказывают влияние на темп развития производства, а также определяют уровень жизни населения.
3. Распределительная – с помощью налогов государство изымает часть доходов, концентрирует эти средства в бюджете и затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ.
4. Социальная или перераспределительная функция налогов. С помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги, автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.).
|
|
5. Контрольная – позволяет государству учитывать доходы организаций и предпринимателей, разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения и выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов.
Для того чтобы налоги можно было взыскать, закон должен содержать некоторый набор информации, который сделает налог определенным. Эта информация называется элементами налога. К ним относятся: субъект н/о (налогоплательщик), объект н/о, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты налога.
Согласно статьи 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.
Согласно законодательства России под объектом налогообложения понимается предмет, подлежащий налогообложению (операции по реализации товаров (работ, услуг); стоимость реализованных товаров, а также добавленная стоимость продукции, работ, услуг; доходы от отдельных видов деятельности; операции с ценными бумагами; пользования природными ресурсами; имущества юридических и физических лиц; передачи имущества; прибыль), либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическуюхарактеристики, с наличием которого у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налога (ст.38 НК РФ).
Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую и иную характеристики объекта налогообложения (ст.53 НК), т.е. – это количественное измерение объекта налога.
Налоговая ставка - это величина налоговых исчислений на единицу налоговой базы. В зависимости от вида ставки (различают, твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные) выделяют следующие методы н/о прогрессивный, регрессивный, пропорциональный и твердый.
Налоговый период – это период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога (это может быть календарный год, месяц или иной период времени, применительно к отдельным налогам).
Налог исчисляется как произведение налоговой базы на налоговую ставку.
Срок уплаты – это период времени, когда налог вносится в бюджет.
На сегодняшний день в Российской Федерации существует 3 основных способа уплаты налога:
1.Уплата налога по декларации. 2.Уплата налога у источника дохода. 3.Кадастровый способ уплаты налога.
Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит: справедливости, определенности, удобства, экономии.
Налоговая система: особенности построения налоговой системы в России, промышленно-развитых и развивающихся государствах; классификация налогов; налоговый механизм; налоговая политика; налоговое регулирование и его особенности в России и зарубежных странах.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов, установленных законом; принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены; системы мер, обеспечивающих выполнение налогового законодательства.
Существуют два вида налоговой системы — шедyлярная и глобальная.
В шедyлярной налоговой системе весь доход, получаемый налогоплательщиком, делится на части — шедyлы. Каждая из этих частей облагается налогом особым образом. Для разных шедyл могут быть установлены различные ставки, льготы и другие элементы налога, перечисленные выше.
В глобальной налоговой системе все доходы физических и юридических лиц облагаются одинаково. Такая система облегчает расчет налогов и упрощает планирование финансового результата для предпринимателей. Глобальная налоговая система широко применяется в Западных государствах.
|
|
К элементам налоговой системы России относятся система налогов и налоговый механизм.
Система налогов РФ – совокупность установленных налогов в рамках общего и специальных налоговых режимов. Общий включает:
Федеральные:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) налог на прибыль организаций;
5) налог на добычу полезных ископаемых;
6) водный налог;
7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
8) государственная пошлина.
Региональные:
1) налог на имущество организаций;
2) налог на игорный бизнес;
3) транспортный налог.
Местные:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физических лиц;
3) торговый сбор.
К специальным налоговым режимам относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
2) упрощенная система налогообложения;
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;
5) патентная система налогообложения.
Принципы построения налоговой системы: 1. Принцип единства налоговой системы. 2. Принцип единоначалия и централизации управления. 3. Принцип равенства правовых статусов субъектов. 4. Принцип стабильности. 5. Принцип рациональности и оптимальности налоговой системы. б. Принцип подвижности (эластичности). 7. Принцип организационно-правового построения и организации налоговой системы. 8. Принцип множественности налогов. 9. Принцип максимальной эффективности налоговой системы. 10. Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. 11. Принцип целевого поступления налогов в бюджеты соответствующих территориальных образований. 12. Принцип гармонизации налогообложения с другими странами.
В целом всю совокупность налогов можно классифицировать по различным признакам:
|
|
По форме изъятия | В зависимости от распределения сумм налога | В зависимости от характера использования | |
· прямые · личные реальные · косвенные | • закрепленные • регулирующие | • общие • целевые | |
По объекту обложения | В зависимости от территориального уровня | В зависимости от источника уплаты | |
• имущество • земля • капитал • средства потреблен. | • федеральные • региональные • местные | • заработная плата • выручка • себестоимость • доход или прибыль | |
В зависимости от категории налогоплательщика | По методу обложения (от ставки) | По способу обложения | |
• юридические лица • физические лица • налоги, общие для юридических и физических лиц | • прогрессивные • регрессивные • пропорциональные • твердые | • кадастровые • декларационные • безналичные • налично-денежные | |
Налоговый механизм представляет собой совокупность всех средств и методов организационно-правового характера, направленных на выполнение налогового законодательства.
Выделяют следующие методы н/о: прогрессивный, регрессивный, пропорциональный и твердый.
Существует 3 основных способа уплаты налога:
1.Уплата налога по декларации. 2.Уплата налога у источника дохода. 3.Кадастровый способ уплаты налога.
Налоговый кодекс РФ устанавливает:
1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации - Глава 2;
2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов - Главы 7-12;
3) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах - Главы 3-6;
4) понятие налоговой декларации и основные ее характеристики - Глава 13;
5) формы и методы налогового контроля - Глава 14;
6) ответственность за совершение налоговых правонарушений - Главы 15-18;
7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц
Налоговая политика - это система целенаправленных экономических, правовых, организационных и контрольных мероприятий государства в области налогов.
Цели налоговой политики: 1) фискальная; 2) экономическая; 3) социальная; 4) экологическая; 5) контрольная; 6) международная.
Одним из типов налоговой политики выступает политика максимальных налогов. Другим типом проявления налоговой политики является политика экономического развития, когда государство в максимально возможных размерах налогового бремени учитывает не только фискальные интересы, но и интересы налогоплательщиков. Третий тип налоговой политики - политика разумных налогов представляет собой нечто среднее между первой и второй. Суть ее состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения как юридических, так и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ.
Цели и задачи налоговой политики могут различаться в зависимости от конкретного исторического периода, от конкретных задач, обстоятельств и социально - экономических условий той или иной страны.
Налоговое обязательство и его исполнение: права, обязанности и ответственность налогоплательщиков и налоговых органов; состав и структура налоговых органов.
Налоговое обязательство - это налоговое правоотношение, возникающее, изменяющееся и прекращающееся при наличии оснований, установленных налоговым законодательством.
Права, обязанности и ответственность налогоплательщиков регулируется положениями части первой НК РФ.
Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которые в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
Права налогоплательщиков установлены в ст. 21 НК РФ. Плательщик налогов и сборов имеет право:
- получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) по всем вопросам, касающимся действующего законодательства о налогах и сборах, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о по рядке их заполнения;
- получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательству субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах;
- использовать налоговые льготы при наличии оснований;
- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;
- имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
- представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;
- присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах и налоговой тайны;
- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и их должностных лиц;
- требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов;
- иные права, предусмотренные положениями НК РФ.
Обеспечение интересов налогоплательщиков, а также административная и судебная защита их прав гарантируются положениями НК РФ и иными федеральными законами. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков должностными лицами налоговых органов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.
Перечень обязанностей налогоплательщиков содержится в ст. 23 НК РФ. Согласно ему плательщик налогов и сборов обязан:
- уплачивать законно установленные налоги;
- своевременно встать на учет в налоговых органах;
- вести в установленном порядке учет доходов, расходов и объектов налогообложения;
- предоставлять в налоговые органы по месту учета в установленном порядке налоговые декларации и бухгалтерскую отчетность, а также в предусмотренных законом случаях документы и информацию, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
- выполнять законные требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;
- в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов;
- нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.
Кроме этого, налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган по своему местонахождению следующие сведения:
-об открытии или закрытии счетов (в десятидневный срок);
-обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях (в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия);
-обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации (в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации);
-о реорганизации (в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения).
Привлечение к ответственности за нарушение налогового законодательства осуществляется только на основаниях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ.
В соответствии с частью первой НК РФ, налоговыеорганы наделены следующими правами:
- требовать от налогоплательщика документы, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность и своевременность их исчисления и уплаты;
- проводить налоговые проверки;
- проводить выемку документов при проведении налоговых проверок, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, когда есть основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
- приостанавливать операции по счетам налогоплательщиков;
- осматривать любые помещения, используемые для извлечения дохода;
- определять суммы налогов расчетным путем, в случаях отказа налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к проверке;
- привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
иные права в соответствии со ст. 31 НК РФ.
Обязанности налоговых органов:
- соблюдать законодательство о налогах и сборах и осуществлять контроль за его соблюдением;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах;
- осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, пеней и штрафов, предусмотренных НК РФ;
- соблюдать налоговую тайну;
- направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа;
другие обязанности, предусмотренные НК РФ.
Налоговые органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия. Причиненные убытки возмещаются за счет федерального бюджета.
1.Налоговые органы РФ – это единая система государственных учреждений, однородных по своим задачам, связанных между собой вертикальной системой власти-подчинения, организационно объединенных в единое целое, осуществляющих деятельность контрольного характера относительно соблюдения всей совокупности законодательства о налогах и сборах и иных налоговых норм, а в предусмотренных законом случаях являющихся и агентами валютного контроля.
2. Налоговые органы РФ – единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему РФ налогов и сборов.
Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Структура налоговых органов представлена на схеме:
Министерство финансов РФ (Минфин России) | |||
Федеральная налоговая служба (ФНС России) | |||
Управления ФНС России по субъектам РФ | |||
Организации в ведении ФНС России | Межрегиональные и территориальные инспекции ФНС России | ||
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России.