Основным источником информации для проведения финансового анализа служит финансовая (бухгалтерская) отчетность.
Бухгалтерская отчетность — единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных финансового учета с целью предоставления внешним и внутренним пользователям обобщенной информации о финансовом положении организации в форме, удобной и понятной для принятия этими пользователями определенных деловых решений.
Организация должна составлять промежуточную бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал нарастающим итогом отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При формировании показателей финансовой отчетности необходимо руководствоваться:
- Федеральным законом «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 № 129-ФЗ;
- Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н;
|
|
- приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 января 2000 г. № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организаций»;
- Методическими рекомендациями о порядке финансирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июня 2000 г. № 60н. Данный блок нормативных документов связан с реализацией Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.
Новые подходы к формированию бухгалтерской отчетности выражаются в отказе от типовых форм бухгалтерской отчетности, т.е. от одинакового набора показателей о работе организации независимо от вида деятельности, масштаба производства, организационно-правовой формы и т.п. Как показала практика, типовые формы для одних организаций являлись избыточными в части предусмотренных показателей, а для других — недостаточными. В связи с этим возможны три варианта формирования бухгалтерской отчетности с условными названиями: упрощенный, стандартный и множественный.
Упрощенный вариант — для субъектов малого предпринимательства и некоммерческих (кроме бюджетных) организаций. В этом случае в состав годовой бухгалтерской отчетности не включается ряд форм — Отчет об изменениях капитала, Отчет о движении денежных средств, Пояснения к бухгалтерскому балансу. По некоммерческим организациям рекомендуется дополнительно включить в состав годовой бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств.
|
|
Стандартный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе средних и крупных организаций. Этот вариант предполагает формирование бухгалтерской отчетности применительно к образцам форм, показанным в приложении к приказу №4н, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать изложенные в ПБУ 4/99 общие требования к бухгалтерской отчетности, правила оценки статей бухгалтерской отчетности, а также требования, касающиеся раскрытия информации, которые содержатся в положениях по бухгалтерскому учету.
Множественный вариант — для коммерческих организаций, относящихся к группе крупнейших организаций, и крупных организаций, имеющих несколько видов деятельности. При этом варианте количество форм, составляющих бухгалтерскую отчетность организации, а также вариантность представления отчетной информации значительно возрастают по ряду причин. Важную роль в крупных компаниях играет информация по сегментам (операционным и географическим).
Однако в части формирования бухгалтерской отчетности возможно выделение четвертого варианта для отдельной группы организаций — акционерных обществ, ценные бумаги которых котируются на фондовом рынке. Они, наряду с бухгалтерской отчетностью, сформированной по российским правилам, составляют годовую бухгалтерскую отчетность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) и представляют ее организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.
С 1 января 2000 г. годовая финансовая (бухгалтерская) отчетность в соответствии с приказом Минфина РФ от 13.01.2000 г. № 4н включает следующие формы:
— Бухгалтерский баланс (форма № 1);
— Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
— Отчет об изменениях капитала (форма №3);
— Отчет о движении денежных средств (форма №4);
— Приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5);
— Отчет о целевом использовании средств (форма №6);
— пояснительную записку;
— итоговую часть аудиторского заключения.
Пользователь бухгалтерской отчетности — юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Работа по анализу финансовой отчетности должна удовлетворять многим требованиям. Круг пользователей содержащейся в финансовых документах информации включает различные категории — от серьезных аналитиков до случайных «любителей». Все они пользуются информацией о вашей организации, но с разной степенью понимания и компетенции. В ПБУ 4/99 пользователь финансовой отчетности определен как юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации.
Финансовая отчетность в России представляет интерес для двух групп внешних и одной группы внутренних пользователей.
Внешние пользователи:
1. Пользователи, непосредственно заинтересованные в деятельности организации;
2. Пользователи, опосредованно заинтересованные в ней.
К первой группе внешних пользователей относятся следующие пользователи:
1) государство, прежде всего, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов, расчета налогов, определяют налоговую политику;
2) существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита, определения условий кредитования, усиления гарантий возврата кредита, оценки доверия к организации как к клиенту;
3) поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;
4) существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;
|
|
5) внешние служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня заработной платы и перспектив работы в данной организации.
Вторая группа внешних пользователей финансовой отчетности — это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности организации, однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности.
К внутренним пользователям отчетности относятся:
1) высшее руководство организации;
2) управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений и эффективность структуры капитала, определяют основные направления дивидендной политики, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов, оценивают возможности слияния с другой организацией или ее приобретения, структурной реорганизации.