double arrow

Объекты бухгалтерского учета, основные методические приемы и правила

Сущность, цели и содержание бухгалтерского учета

1.1. История развития бухгалтерского учета. В истории бухгалтерского учета выделяют два основных периода: долитературный и литературный. Первый период характеризуется отсутствием учебной литературы, второй - ее наличием.

Литературный период развития учета начинается с 1494 г. выходом в свет работы Луки Пачоли "Сумма арифметики и геометрии, учение о пропорциях, отношениях". Один из разделов этой работы - трактат "О счетах и записях" - представлял собой учебное пособие для изучения двойной бухгалтерии - первое из известных к настоящему времени.

В 17 веке в Европе появляются первые акционерные общества, финансирующие исследовательские экспедиции, и поскольку сроки последних были неопределенными, то в экономике стала распространяться практика расчета финансового результата по итогам каждого года, а не по завершении какой-либо операции (экспедиции). В 1673 г. Коммерческий кодекс Франции потребовал, чтобы каждое предприятие один раз в два года составляло баланс. Так зародилась эпоха инвестора – главного пользователя финансовой отчетности. Однако, с точки зрения бухгалтерской науки, период до 1800 года считается эпохой застоя в бухгалтерском учете.

Промышленная революция, начавшаяся в конце 18 века, обусловила развитие банковской сферы и создание фондовых бирж (в 1773 году была создана Лондонская фондовая биржа, а в 1772 – Нью-Йоркская). Расширение масштабов производства усилило роль основных средств, составляющих главную часть капитала, и активизировало использование понятия «амортизация». Потребность в управленческой информации о производственных расходах и торговых издержках стимулировала поиск способов исчисления себестоимости. Разделение функций собственника и управляющего позволило выделить одну из основных задач бухгалтерского учета – предоставление отчетности не только и не столько аппарату управления, сколько инвесторам, кредиторам и правительственным органам.

Потребность в крупных капиталовложениях к концу 19 века послужила причиной образования корпораций, а затем и возникновения аудиторских проверок. Аудит привел к образованию учетной профессии сначала в Британии, а затем в США. Период с 1880 года называют «веком присяжных бухгалтеров».

Биржевой крах 1929 года обусловил образование в Америке Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям и создал предпосылки к разработке в 1938 году Комитетом по учетным процедурам бухгалтерских стандартов. А в 1959 году был создан Совет по разработке принципов бухгалтерского учета. Процесс разработки стандартов бухгалтерского учета продолжается до настоящего времени. В каждой стране сложились свои школы учета. Однако в последнее время активизировался процесс сближения всех национальных систем учета к международным стандартам финансовой отчетности.

1.2. Понятие бухгалтерского учета, его функции и задачи. Бухгалтерский учет, являясь составной частью системы управления организацией, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального отражения всех хозяйственных операций.

Бухгалтерский учет выполняет следующие функции:

- регистрация хозяйственных операций путем их документирования;

- оценка и обобщение в денежном выражении информации по объектам бухгалтерского учета в соответствующих регистрах бухгалтерского учета;

- контроль за сохранностью имущества, целевым и рациональным использованием ресурсов, в том числе путем проведения инвентаризаций;

- систематизация финансовой информации об имущественном положении организации и результатах ее деятельности в бухгалтерской отчетности.

Основными задачами бухгалтерского учета, сформулированными в Федеральном законе "О бухгалтерском учете", являются:

- формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности (руководителям, работникам и их представителям), а также внешним ее пользователям (инвесторам, кредиторам и др.);

- обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией, необходимой для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

- предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

1.3. Пользователи бухгалтерской информации в рыночной экономике. В системе бухгалтерского учета организации формируется информация для внешних и внутренних пользователей.

В отношении информации для внешних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации (в дальнейшем - информация), полезной широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решений.

Заинтересованные пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации: о рискованности и доходности предполагаемых или осуществленных ими инвестиций, о возможности и целесообразности распоряжаться инвестициями, о способности организации выплачивать дивиденды;

2) работники и их представители заинтересованы в информации: о стабильности и прибыльности работодателей, способности организации гарантировать оплату труда и сохранение рабочих мест;

3) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими организации займы и выплачены соответствующие проценты;

4) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

5) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

6) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций: по распределению ресурсов, регулированию народного хозяйства, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения;

7) общественность в целом заинтересована в информации о роли и вкладе организации в повышение благосостояния общества на местном, региональном и федеральном уровнях.

Поскольку интересы заинтересованных пользователей значительно различаются, бухгалтерский учет не может удовлетворить все информационные потребности этих пользователей в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете, удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей.

В отношении информации для внутренних пользователей цель бухгалтерского учета состоит в формировании информации, полезной руководству для принятия управленческих решений. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовому положению организации, финансовым результатам ее деятельности, изменениям в ее финансовом положении.

1.4. Виды бухгалтерского учета: финансовый, управленческий, налоговый. В настоящее время учет традиционно подразделяется на две подсистемы - финансовый и управленческий учет. Такое подразделение обусловлено различием в целях и задачах внешней и внутренней бухгалтерии.

В финансовой бухгалтерии формируется информация о доходах и расходах организации, о дебиторской и кредиторской задолженности, о финансовых инвестициях, состоянии источников финансирования, взаимоотношениях с государством по уплате налогов и т.д. Потребителями информации финансового учета являются в основном внешние по отношению к предприятию пользователи: налоговые органы, банки, биржи, другие финансовые институты, а также поставщики, покупатели, потенциальные и реальные инвесторы, служащие предприятия. Финансовая отчетность не является коммерческой тайной, открыта к публикации и в определенных случаях должна быть заверена независимым аудитором или аудиторской фирмой.

В системе управленческого учета формируется информация о расходах, доходах и результатах деятельности в необходимых для целей управления аналитических разрезах. При этом руководство предприятия самостоятельно решает, в каких разрезах классифицировать объекты управления и как осуществлять их учет. Информация управленческого учета предназначена для руководства и менеджеров предприятия, является коммерческой тайной и носит строго конфиденциальный характер. Вопросы организации управленческого учета практически не регламентируются законодательством.

На сегодняшний день бухгалтерский учет выделил из своей системы налоговый учет. Налоговый учет был разработан для целей определения прибыли для целей налогообложения. Данный вид учета может быть как автономным (вестись параллельно с финансовым) так и встроенным в финансовый учет.

1.5. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в Российской Федерации. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета, которой должны руководствоваться организации, состоит из документов четырех уровней.

Первый уровень системы составляют законодательные акты (Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями), Гражданский кодекс Российской Федерации и т.д.), указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации, регулирующие прямо или косвенно порядок бухгалтерского учета в организациях. К этому же уровню относится Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н (с изменениями и дополнениями).

Второй уровень составляют российские стандарты - Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые устанавливают принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета по сферам деятельности организации и видам активов, а также составления и представления бухгалтерской отчетности.

Третий уровень - методические рекомендации (инструкции, указания и другие подобные документы) по учету имущества, затрат, составлению бухгалтерской отчетности и т.п., которые утверждаются Минфином России с учетом отраслевой специфики и видов деятельности организаций.

Особое место среди нормативных документов данного уровня отводится Плану счетов бухгалтерского учета финансово - хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н, где определяется порядок отражения хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета.

Четвертый уровень - это рабочие документы организации. В их состав входят положение об учетной политике организации (определяет способы и методы бухгалтерского учета и оценки активов и пассивов, включает рабочий план счетов бухгалтерского учета, составляемый на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета); рабочие документы по организации учета отдельных видов активов, затрат, собственного капитала и обязательств, иные документы, которые определяют, в частности, порядок организации первичного учета и документооборота.

1.6. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) как инструмент гармонизации бухгалтерского учета. Процесс международной стандартизации бухгалтерского учета в настоящее время осуществляется на двух уровнях: региональном и международном.

В рамках Европейского Сообщества с 1957 года выпускаются специальные Директивы, которые имеют силу закона и обязательны для испонения фирмами европейских стран – членов ЕС. Наиболее важные из них в области учета: 4-я Директива «Об унификации форм отчетности и правил аудирования» и 7-я Директива «О принципах составления консолидированной отчетности».

Параллельно с процессом стандартизации бухгалтерского учета на региональном уровне происходит процесс создания международной системы бухгалтерского учета, которая базируется на единых стандартах финансового учета и отчетности. Основную работу по разработке международных стандартов финансовой отчетности ведет Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО). Комитет по международным бухгалтерским стандартам был учрежден 29 июня 1973 года в Лондоне в результате соглашения между профессиональными бухгалтерскими организациями США, Великобритании, Ирландии, Австралии, Канады, Франции, Германии, Голландии, Японии и Мексики. Суть подхода - разработка унифицированного набора стандартов, применяемых к любой ситуации в любой стране, в силу чего отпадает необходимость создания национальных стандартов. Единые стандарты вводятся не законодательным путем, а при добровольном соглашении.

Объективные преимущества МСФО перед национальными стандартами:

- четкая экономическая логика;

- обобщение мировой практики в области учета;

- простота восприятия для пользователей финансовой информации во всем мире.

Недостатки МСФО:

1) обобщенный характер стандартов предполагает большое многообразие методов учета;

2) отсутствие подробных интерпретаций и примеров приложения стандартов к конкретной ситуации.

В России МСФО начали внедряться с 1992 г. в связи с:

1) отсутствием достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности предприятий, пытающихся получить инвестиции;

2) тем, что финансовая отчетность, составленная по МСФО, обладает большей прозрачностью и полезностью для пользователей;

3) тем, что их использование позволяет сократить затраты времени и ресурсов для разработки новых национальных правил ведения бухгалтерского учета.

В настоящее время МСФО переведены на 40 языков. Первое официальное издание МСФО на русском языке включало 34 стандарта и 3 ПКИ (интерпретации Постоянного комитета по интерпретациям) в 1998 г., второе издание (в настоящее время) - 41 стандарт и 16 ПКИ.

1.7. Основополагающие принципы и допущения бухгалтерского учета:

1) допущение имущественной обособленности организации, означающее, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций. Иными словами, предполагается ведение учета имущества и обязательств отдельно по каждой организации, являющейся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации. При этом под имуществом понимается принадлежащее организации по праву собственности, вещному праву, а также на иной правовой основе (аренда, лизинг и т.п.) имущество, которое она может использовать и получать от этого определенный доход;

2) допущение непрерывности деятельности организации, предполагающее, что организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;

3) допущение последовательности применения учетной политики, означающее, что принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Последовательность учетной политики необходима для обеспечения сравнимости данных о финансовом состоянии организации и итогах ее деятельности за определенный отчетный период по отношению к другому аналогичному периоду либо к показателям деятельности других организаций;

4) допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности, предполагающее, что факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: