МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ СССР
ТЕХНИКА ПИЛОТИРОВАНИЯ И ВЕРТОЛЕТОВОЖДЕНИЕ ВЕРТОЛЕТА Ми-8МТ (Т)
Утверждено заместителем главнокомандующего ВВС по боевой подготовке
МОСКВА ВОЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО
Методическое пособие предназначается для летного и руководящего состава строевых частей армейской авиации ВВС. имеющих на вооружении вертолеты Ми-8МТ (Т). В нем изложены рекомендации по выполнению полетов днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях, групповых полетов, полетов с грузом на внешней подвеске, а также полетов по маршруту с применением различных навигационных систем, установленных на вертолетах. В Методическим пособии наряду с вопросами техники пилотирования раскрываются основные положения практической аэродинамики, что дает возможность летному составу понять физическую сущность явлений, происходящих в полете, логически осмыслить действия органами управления. В нем указаны характерные отклонения и ошибки, допускаемые летным составом при выполнении данного элемента (вида) полета, причины этих отклонений (ошибок) и рекомендации по их исправлению. Цель методического пособия — оказать помощь летному составу в освоении техники пилотирования вертолета Ми-8МТ (Т), а руководящему составу—в методически правильном построении обучения на вертолете этого типа в соответствии с Курсом боевой подготовки... При составлении Методического пособия за основу взят вертолет Ми-8МТ, поэтому при отсутствии в его главах графиков и таблиц для вертолета Ми-8Т, а также изложения порядка работы с арматурой его кабины следует пользоваться инструкцией экипажу вертолета данной модификации... При разработке Методического пособия использованы материалы исследовательских полетов по расширению возможностей пилотирования вертолета, инструкций экипажу вертолета Ми-8МТ и Ми-8Т. учтен опыт эксплуатации вертолетов в строевых частях.
ТЕХНИКА ПИЛОТИРОВАНИЯ ДНЕМ В ПРОСТЫХ МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ
______________________________________________________________
ПОДГОТОВКА К ПОЛЕТУ
Осмотр вертолета и предполетная подготовка кабины экипажа
Предполетный осмотр вертолета производится в целях проверки его готовности к полету. Вертолет Ми-8МТ (рис. 1) осматривается всеми членами экипажа в объеме и по маршруту, указанным в инструкции экипажу. Маршрут и последовательность предполетного осмотра вертолета показаны на рис. 2.
___________ Рис. 1. Общий вид вертолета Ми-8МТ
Перед выполнением предполетного осмотра убедиться, что вблизи вертолета на стоянке имеются противопожарные средства и нет посторонних предметов, которые могут быть подняты воздушным потоком от вращающихся лопастей винтов и занесены в двигатели, несущий или рулевой винт.
Во время осмотра проверить состояние несущего и рулевого винтов, фюзеляжа, хвостовой и концевой балок, шасси, оборудование грузовой кабины и кабины экипажа, а также проконтролировать заправку вертолета топливом, маслом и гидравлической жидкостью.
При осмотре несущего и рулевого винтов основное внимание обратить на отсутствие повреждений (трещин, пробоин, вмятин), льда или примерзшего снега на поверхностях лопастей. Все это может нарушить геометрическую форму лопастей, изменить их аэродинами-
___Маршрут осмотра вертолета снаружи - - - Маршрут осмотра вертолета изнутри Рис. 2. Маршрут и последовательность предполетного осмотра вертолета
ческие характеристики, весовую балансировку и явиться причиной пробоя изоляции нагревательных элементов, повышенных вибраций, нарушения управления вертолетом и даже привести к флаттеру лопастей.
Особое внимание при осмотре лопастей несущего винта уделить поло-жению сигнализаторов повреждения лонжеронов лопастей. В случае обна-ружения красного пояска на колпачке сигнализации повреждения лонжерона лопасти выполнять полет на вертолете категорически запрещается.
Осматривая втулку несущего винта, автомат перекоса и редукторный отсек, убедиться в исправности соединений, узлов крепления и их контровок, в отсутствии течи масла из шарниров втулки и агрегатов, а также в отсут-ствии посторонних предметов и пыли (в зимнее время—снега) в редукторном отсеке.
При осмотре фюзеляжа, хвостовой и концевой балок,проверить, нет ли механических повреждений обшивки, течи масла из промежуточного и хвостового редукторов. Убедиться в надежности крепления приемника ПВД и чистоте его отверстий, проверить, сняты ли заглушки, нет ли снега и льда во входных устройствах двигателей, бортового турбогенератора АИ-9В, вентилятора, в выхлопных трубах двигателей, на ПЗУ и датчике РИО-3.
При осмотре шасси проверить отсутствие течи жидкости из под што-ков, правильность зарядки амортизационных стоек, исправность воздушной проводки тормозов, внешнее состояние и обжатие пневматиков колес. При отсутствии десантной нагрузки выход штока амортизатора основной стойки должен быть не более 240 мм, при массе вертолета 11100 кг—90± ±20 мм (на Ми-8Т—100±20 мм), при массе вертолета 13000 кг—68±20 мм. Выход штока передней стойки при различном сочетании массы и центровки не должен превышать 150 мм (на Ми-8Т—130±10 мм). Обжатие пневматиков основных колес не должно превышать 68мм (на Ми-8Т—70-± ±10 мм), передних колес - 43мм (на Ми-8Т—45±10мм).
Необходимо помнить, что невыполнение требований по зарядке стоек и пневматиков колес может быть причиной возникновения земного резонанса.
Проверку заправки вертолета топливом, маслом и гидравлической жидкостью производить по уровню в баках, а также с помощью контрольных приборов.
При осмотре грузовой кабины проверить отсутствие повреждений и деформаций пола, окон и обшивки кабины, течи топлива и масла АМГ-10, правильность размещения и надежность крепления грузов. При этом убедить-ся в том, что полетная масса вертолета с учетом взятого груза, дополни-тельного оборудования и заправленного в баки топлива не превышает максимальной взлетной массы.
При осмотре кабины экипажа убедиться: в отсутствии посторонних предметов, целости (по внешнему виду) всех приборов, надежности закрытия верхнего люка, нахождении в закрытом положении и контровке ручек аварийного сброса блистеров, целости и чистоте остекления кабины, правильном положении и исправности всех органов управления (все АЗС и выключатели—в положении ВЫКЛЮЧЕНО, краны—в положении ЗАКРЫ-ТО, рычаги раздельного управления двигателями — в нейтральном положе-нии на защелках, ручка управления - в нейтральном положении), исправ-ности привязных ремней.
После окончания осмотра экипажу занять рабочие места, надеть парашюты и застегнуть привязные ремни, присоединить карабины фалов гибкими шпильками приборов ППК-У (КАП-ЗМ) к специальным узлам на сиденьях (удлинители уложить так, чтобы исключить возможность их попа-дания в управление), подогнать по росту педали ножного управления, убе-диться в герметичности и работоспособности тормозной системы (после нажатия тормозной гашетки при достижении в тормозах давления по мано-метру 31—34 кгс/см2, а на Ми-8Т—28—34 кгс/см2 не должно прослу-шиваться шума выходящего воздуха, после растормаживания не должно быть остаточного давления в тормозах), подключить шлемофоны к кабелям СПУ и проверить надежность открытия и закрытия сдвижных блистеров кабины.
Установить стрелки барометрического высотомера на «О», проверить соответствие показания шкалы барометрического давления фактическому давлению на аэродроме (отличие не должно превышать ±1,5мм рт. ст.). Устранять разницу показаний высотометра и фактического давления с помощью кремальеры запрещается.
После подсоединения источника аэродромного питания или включения бортового электропитания проверить связь по СПУ со всеми членами экипажа. При температуре наружного воздуха +5°С и ниже по загоранию светового табло убедиться в исправности сигнализации обогрева ПВД, проверить работу стеклоочистителей, кратковременно включив переключатели рода работ в положение 1 СКОР. до страгивания их с места. Убедиться, что выключатели РИ-65 и СПУУ-52 находятся в положении ВЫКЛ., при этом горят соответственно табло ВКЛЮЧИ РИ-65 и кнопка-табло на центральном пульте бортового техника. Затем проверить исправ-ность пиропатронов огнетушителей и систему сигнализации о пожаре ССП-ФК; предварительно выключив командную радиостанцию.
При выполнении проверки необходимо помнить, что во избежание срабатывания огнетушителей первой (автоматической) очереди системы пожаротушения запрещается поворачивать ручку галетного переключателя с отметки ВЫКЛ. при нахождении переключателя КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ - ГНЕТУШЕНИЕ в положении ОГНЕТУШЕНИЕ и устанавливать переключатель КОНТРОЛЬ ДАТЧИКОВ - ОГНЕТУШЕНИЕ в положение ОГНЕТУ-ШЕНИЕ до установки галетного переключателя в положение ВЫКЛ.
При подготовке к полету, в котором предполагается транспортировка груза на внешней подвеске, проверить узлы крепления тросовой подвески, легкость вращения вертлюга, легкость открытия люка, надежность фиксации открытого люка на ограждении. После этого подвести трос лебедки через систему роликов к люку в полу грузовой кабины и подсоединить жгут ПУЛ-1А к штепсельному разъему на потолке грузовой кабины.
Если в полете предполагается подъем грузов или людей на борт вертолета с помощью бортовой стрелы, проверить внешним осмотром ее состояние, крепление лебедки ЛПГ-150М на стреле и состояние крюка.