Глава 2. Голодание требует жесткой решимости и

ГОЛОД В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Голодание требует жесткой решимости и

силы воли, это сражение разума с плотью.

Если посмотреть на историю человечества, то четко прослеживаются два подхода к прекращению питания.

Первый подход — негативный. В истории человечества масса примеров голодной смерти от нехватки и отсутствия пищи. Это и моры от неурожаев, и смерть потерпевших кораблекрушение, и многие другие случаи, когда человек погибал от отсутствия или недостатка пищи. Кроме этого, каждый человек, оставшись без пищи, чувствует ту или иную степень дискомфорта. Собственный опыт говорит одно — без пищи плохо, кружится голова, уменьшается сила и так далее. Вот таким образом сформировалось и крепко держится в сознании любого человека негативное отношение к вынужденному прекращению потребления пищи.

Второй подход — противоположен первому и поэтому вы­зывает недоумение. Оказывается, имеется множество при­меров, когда люди добровольно воздерживались от принятия пищи в целях духовного совершенства и избавления от серьезных болезней. И история человечества изобилует та­кими примерами.

Мудрецы тех далеких времен прекрасно знали, что че­ловек представляет собой совокупность определенных видов энергии, которые находятся между собой в определенных пропорциях — гармонии (образуют информационно-энерге­тическую структуру человека, которую я назвал полевой формой человека). Когда по тем или иным причинам про­исходит нарушение этой гармонии, возникает болезнь. Тот или иной вид болезни объяснялся угнетением или переиз­бытком соответствующей энергии (которая искажает нор­мальную полевую форму человека).

В свое время Леонардо да Винчи говорил:

«Надо понять, что такое человек, что такое жизнь, что такое здоровье, и как равновесие, согласие стихий его поддерживают, а их раздор его разрушает и губит».

Эта истина была, есть и будет справедлива для любого конкретного человека, желающего быть здоровым.

Для восстановления разбалансированной энергетики че­ловеческого организма голодание считалось наилучшим сред­ством. Вот рекомендации из недавно изданного в издательстве «Наука» древнетибетского медицинского трактата «Голубой берилл» о том, как проводить голодание и к какой болезни его лучше применять.

«Лечению „изнурением" подлежат больные, страдаю­щие несварением желудка, употребляющие в пищу много масла, страдающие одеревенением бедер, простудами, вну­тренними нагноениями, подагрой, ревматизмом, болезнями селезенки, горла, головы, сердца, кровавым поносом и рво­той, ощущением тяжести в теле, потерей аппетита, задержанием мочи, избыточной полнотой.

Болезни, связанные с увеличением „желтой воды", „флегмы" у молодых мужчин в расцвете сил, следует лечить в первую половину зимы трехсуточным голоданием. Слабо­сильных пациентов нужно притомить голодом и жаждой сколь выдержат, после чего давать легкую и хорошо усва­иваемую пищу, например, цзамбу и каши. Людям средней силы полезны лечебные средства, стимулирующие телес­ную (желудочную) теплоту и улучшающие пищеварение. Крепким пациентам необходимы значительные физические нагрузки, вызывающие потовыделение. В зависимости от того, кому что подходит, в качестве лечебных процедур рекомендуется назначать: прижигания, компрессы, лечеб­ные ванны и кровопускания. Во время лечения „изнурением" существенное значение имеют курсы „успокоения" и „очи­щения". „Успокоение" состоит в уравновешивании разбалансированных „стихий" (жизненных принципов или энер­гетических полей. — Прим. Генеши.). Оно осуществляется посредством предписанных диеты, образа жизни, лекарств и лечебных процедур. „Очищение" производится через верх путем рвотных средств и через низ путем клизм и сла­бительного. При болезнях сосудов следует очищать и со­суды. В результате курсов „успокоения" и „очищения" улучшается деятельность органов чувств, исчезает ощущение тяжести в теле, появляется аппетит, пропадают апатия, одышка и тому подобное. Чрезмерное лечение „из­нурением'" ведет к истощению сил тела, исхуданию, голо­вокружениям, бессоннице, потере аппетита, болям в го­ленях, бедренных костях, копчике, голове и сердце. Па­циента начинает лихорадить, появляются позывы на рвоту. В этом случае полезно провести курс „упитывания"'».

Одной из важных особенностей древних рекомендаций (в основном аюрведических) по проведению голодания яв­лялся индивидуальный подход. Он был основан на том, что организм каждого конкретного человека содержит собствен­ную пропорцию энергий («пракрити», по-аюрведически), которая во время голода так или иначе изменяется. Исходя из этого, каждому человеку индивидуально рекомендовались сроки и условия проведения голодания.

Из окружающей нас Вселенной постоянно идут разно­образные излучения, которые своей энергетикой искажают или укрепляют полевую форму человека. Древними муд­рецами было предложено бороться с этим явлением с помощью голодания. Ввиду того, что характеристики излучения были связаны с пространством (которое обозначалось для нагляд­ности знаками Зодиака), планетами и некоторыми другими особенностями Космоса, то было предложено, а затем закреп­лено в религиозной форме проводить пищевое воздержание — пост — в те дни, когда планетой активировался определенный знак, градус Зодиака. Вся наука о постах была основана на энергетике человека, Космоса и их взаимодействии. Вот так и появились рекомендации голодать в дни «экадаши» (особые дни в лунном месяце у индусов) и в определенные периоды года (религиозные посты мусульман, христиан).

В старину считалось, что пост благотворно влияет на тело и дух человека. Знатное персидское, а также спартан­ское юношество должно было часто продолжительно воз­держиваться от пищи и питья. Число приемов пищи за день у древних народов вообще было ограничено двумя. Персы же, по Геродоту, будто бы вообще довольствовались одним только приемом пищи за целые сутки, что и в настоящее время наблюдается у некоторых диких народов. Сократ называл варварами тех, кто ест больше двух раз в сутки. Вплоть до средних веков двукратный прием пищи был обычным явлением. Знаменитые и духовно высокоодаренные люди всех времен указывают на то, что они в течение дня довольствовались двумя, а много раз даже одним вкушением пищи.

Иисус Христос рекомендовал людям голодание для очи­щения сознания и исцеления тела. В древнейшем ману­скрипте «Евангелие Мира Иисуса Христа от ученика Иоан­на», изданном в наше время Эдмондом Шекли (Пьер Жиляр, Лозанна), сказано так:

«Поэтому вы должны очистить этот храм (собст­венное тело), чтобы владыка храма (Бог Отец) смог поселиться в нем и занять место, достойное Его.

Чтобы избежать всех искушений тела своего и сознания своего, которые исходят от сатаны, удалитесь под сень Неба Господня.

Возродите себя сами и воздержитесь от принятия пищи!

Ибо поистине говорю Я вам: лишь постом и молитвой могут быть изгнаны сатана и вся зловредность его.

Вернитесь в дом свой и поститесь в одиночестве, и пусть никто не видит, как вы поститесь. Поститесь же до тех пор, пока Вельзевул и вся порча не покинут вас, и все Ангелы Матери нашей Земли придут служить вам. Ибо поистине говор/о Я вам, пока не совершите вы по­ста,не освободитесь от власти сатаны и от всех бо­лезней, исходящих от него. Поститесь и молитесь с усердием, от всего сердца, надеясь получить силу от Бога Живого и от Него исцеление свое. Во время поста избе­гайте Сынов Человеческих, а вернитесь в общество Ангелов Матери нашей Земли, ибо тот, кто ищет усердно, тот найдет.

Ищите чистый воздух в лесу, или в поле, ибо в них найдете Ангела воздуха. Разуйтесь и снимите ваши одеж­ды, и пусть Ангел воздуха обнимет все тело ваше. Потом дышите глубоко и медленно, чтобы Ангел воздуха проник в вас. Поистине говорю Я вам, Ангел воздуха изгонит из тела вашего все нечистоты, которые осквернили его сна­ружи и изнутри. И тогда все плохие запахи и нечистоты выйдут из вас, как дым от пламени, который вьется в воздухе и теряется в океане небес. Ибо поистине говорю Я вам, Ангел воздуха есть святой, он очищает все оск­верненное и превращает в нежный аромат все, что испу­скает дурной запах. Никто не сможет предстать перед лицом Божьим, если Ангел воздуха не пропустит его. Действительно, все должно обновиться через воздух и истину, ибо тело ваше вдыхает воздух Матери-Земли, а дух ваш вдыхает Истину Небесного Отца. После Ангелов воздуха ищите Ангела воды. Снимите обувь вашу и одежду вашу и позвольте Ангелу воды обнять вас, все тело ваше. Отдайтесь полностью в его руки, баюкающие вас, и столь­ко раз, сколько дыхание ваше заставляет колебаться воз­дух, пусть тело ваше, качаясь, колеблет воздух. Поистине говорю Я вам, Ангел воды изгонит из тела вашего все нечистоты, которые загрязняют его как снаружи, так и изнутри.

Но не думайте, что достаточно того, что Ангел воды обнял вас только снаружи. Поистине говорю Я вам, внут­ренняя грязь еще более страшная, чем грязь наружная. Поэтому тот, кто очищается лишь снаружи, оставаясь нечистым изнутри, похож на гробницу, украшенную бле­стящей роскошью, но внутри наполненную грязью и не­чистотами. Поистине говорю Я вам, позвольте Ангелу воды осветить вас также изнутри, чтобы вы избавились от всех грехов прошлых своих, и тогда вы станете изнутри таким же чистым, как речная пена, играющая в лучах солнца.

Чтобы достигнуть этого, достаньте большую тыкву, снабженную опускающимся вниз стеблем, длиной в чело­веческий рост, очистите тыкву от ее внутренностей и наполните речной водой, нагретой на солнце. Повесьте тыкву на ветку дерева, преклоните колена на землю перед Ангелом воды и потерпите, пока конец тыквенного стебля проникнет в ваш зад, чтобы вода потекла по всем вашим кишкам. Останьтесь коленопреклоненным на земле перед Ангелом воды и молите Бога жизни, чтобы Он простил вам все ваши прегрешения, и просите Ангела воды, чтобы он освободил ваше тело от всех нечистот и болезней, наполняющих его. Потом выпустите воду из вашего ки­шечника, чтобы с ней устранить все, что происходит от сатаны, все нечистое и зловонное. И вы увидите собст­венными глазами и почувствуете собственным носом все мерзости и нечистоты, которые оскверняли храм тела вашего. И поймете вы также, сколько грехов обитало в вас и терзало бесчисленными болезнями. Поистине говорю Я вам, освящение водой освободит вас от всех болезней. Каждый день своего поста повторяйте это очищение водой до того дня, пока вода, истекающая из вас, не станет столь же чиста, как пена реки. Тогда погрузите тело свое в текучие волны реки и в ней, в объятиях Ангела воды, возблагодарите Бога за то, что Он освободил вас от грехов. И это святое очищение Ангелом воды означает воскресение к новой жизни. Ибо с этого времени глаза ваши начнут видеть, а уши — слышать. Однако после этого очищения не грешите больше, чтобы в течение целой вечности Ангелы воздуха и воды могли обитать в вас и служить вам в любой час.

Но если после этого останутся в вас следы нечистот, учитывая ваши грехи прошлые, призовите Ангела света солнечного. Разуйтесь, снимите свои одежды и позвольте Ангелу света обнять ваше тело. Потом вдыхайте воздух медленно и глубоко, чтобы Ангел света смог проникнуть к вам внутрь. Тогда он изгонит демонов, подобно тому, как по возвращении хозяина домой грабители спасаются бегством из покинутого жилища, один через дверь, дру­гой — через окно, а третьи — через крышу — каждый спа­сается как может; а также покинут тело ваше демоны болезни, все прошлые грехи, вся грязь, все хворобы, ко­торые оскверняют храм вашего тела. И тогда Ангелы Матери-Земли овладеют вашим телом настолько, что Владыки храма смогут вновь войти в него; тогда все скверные запахи покинут в спешке ваше тело через ды­хание ваше или через кожу вашу; загнившие воды изойдут изо рта вашего, через кожу, через задний проход и через мочеиспускательные органы. И увидите вы все это своими собственными глазами, почувствуете собственным носом, ощутите собственными руками. И когда все грехи и все нечистоты будут удалены из тела вашего, тогда кровь ваша станет такой же чистой, как кровь Матери-Земли, подобно пене в потоке, играющей в лучах солнца. И дыхание ваше станет таким же чистым, как благоухание цветов, ваша кожа станет такой же чистой, как кожица фруктов, розовеющих сквозь листву деревьев; свет ваших глаз станет таким же ясным и блестящим, как сияние солнца в голубых небесах. И тогда все Ангелы Матери-Земли будут служить вам. И ваше дыхание, ваша кровь, ваша плоть станут единым целым дыханием, кровью и плотью Матери-Земли; и дух ваш также станет единым с Духом Отца Небесного. Ибо поистине, никто не сможет достигнуть Отца».

Слова Иисуса Христа о голодании и его целительной силе раскрывают нам ряд феноменов. Вот он, Божественный метод! Только применяй и преображай свою природу! Но сатана — в виде чувственно-психологических зажимов, под любым предлогом так искусно уводит ум человека от этого метода, так противится ему, так закрывает его, что истинной информации о действии голодания на организм человека практически нигде нет.

Но продолжим наше исследование дальше. Знаток древ­него мира Геродот при описании Египта указывал:

«Египтяне, самые здоровые их всех смертных, каждый месяц в течение трех дней производили очищение с по­мощью рвотного и клизм, считая, что все болезни человек получает через пищу».

Отец медицины — Гиппократ, писал:

«Если тело не очищено, то чем больше будешь его питать, тем более будешь ему вредить».

Во время наиболее сильного обострения болезни — кри­зиса для облегчения состояния больного он советовал не принимать пищи.

Вообще, многие врачи древности применяли голодание для лечебных целей. Цельсус использовал его при лечении желтухи и эпилепсии. Авиценна рекомендовал больным го­лодать в течение трех-пяти недель.

В более поздние времена (XVI век), известный врач Парацельс утверждал, что голодание — лучшее лекарство от многих болезней.

Древние мудрецы отметили и такую способность голо­дания: обостряются умственные способности человека. Гре­ческие философы Платон и Сократ голодали регулярно по десять суток для более острого восприятия духовных истин и поддержания себя в хорошей физической форме. Пифагор для улучшения умственных способностей перед сдачей эк­заменов в Александрийский университет голодал сорок суток. От своих будущих учеников он требовал, чтобы они голодали определенный срок. Благодаря такому суровому отбору у него учились лишь терпеливые и настойчивые ученики, способные благодаря этим качествам постигать законы природы, абст­рактные математические формулы и тому подобное.

В более позднее время феномен голода привлекал вы­дающиеся умы медицинского мира. Его исследовали, экс­периментировали и обнаружили множество важных особен­ностей, которые позволили определить его целительную силу в случае правильного применения и вредность в случае неправильного использования.

Российские медики внесли важный вклад в развитие науки о голоде. Профессор Московского университета Петр Вениаминов в книге «Слово о постах как средстве предо­хранительном от болезней» в 1769 году писал:

«Люди слабого сложения находятся тогда в хорошем состоянии в рассуждениях своего здоровый когда, почув­ствовавши слабость, мало-помалу от обыкновенной своей пищи убавляют, а еще и в лучшем бывают состоянии, когда они совсем через несколько времени по своей воз­можности оной не принимают, и делают с желудком некоторый образ перемирия, который после такого от­дохновения получает лучшие силы и для принимаемой впредь пищи, и переварение оной делается удобнейшим».

В 1822 году профессор Юрьевского университета Л. А. Струве активно пропагандировал идеи лечебного го­лодания, рекомендуя его при многих заболеваниях.

Профессор Московского университета И. Г. Спасский ус­пешно применял голодание при упорном течении некоторых хронических заболеваний. Например, в статье, написанной им в 1834 году, «Успешное действие голода на простудные заболевания» он сообщал следующее:

«Голод, ограничивая и изменяя питание, уравновеши­вает через то многие помешательства в растительном процессе организма, и в сем смысле представляет превос­ходное средство в разных хронических упорных болезнях».

В 1887—1888 годах в ряде журналов появились статьи врача-экспериментатора из Алма-Аты Н. Л. Зеланда о дози­рованном голодании: он описывал влияние голода на жи­вотных и на самого себя.

Куры, подвергнутые периодическому голоданию, дела­лись тяжелее и выносливее, чем те, которые не голодали. Петухи становились более стойкими в боях и лучше пере­носили холод.

К голоданию Зеланда принудили периодически появля­ющиеся сильные боли, которые мучили его с раннего детства и с годами только усиливались и учащались. Еще его тре­вожила тоска, нападавшая на него временами и подавлявшая его дух и тело. Со всем этим он боролся с помощью голода. Вот как он это описывает.

«Один день в неделю, вернее говоря, около 36 часов я абсолютно ничего не ел, и не пил, и так тянулось с полгода. Как и следовало ожидать, в эти дни боли сначала ухудшались, но потом наступало видимое улучшение. Что же меня порадовало и укрепило в моем намерении — так это замечательное улучшение моего настроения: каждый раз на другой день после голодовки я чувствовал себя таким живым и исполненным надежд, как 15-летний маль­чик. В самую же знойную летнюю пору я часто предпи­сывал себе вместо дней голода дни жажды, причем наме­ренно усиливал жажду солеными кушаньями и продолжительными прогулками на солнце. Действие было такое же. Когда я заметил, что здоровье мое все улуч­шается, я перешел тогда к более легкой форме воздержа­ния, именно, я воздерживался от пищи и питья до 8—9 часов вечера, а впоследствии до 5—6 часов, и на этом остановился. Еще и теперь, по прошествии 15 лет, я имею обыкновение один раз в неделю выпивать по утрам один стакан чаю или какао без хлеба и после этого до 5 часов вечера ничего не ем. Уже к концу первого года моего лечения голодом головные боли появлялись раз в 6 недель, а впоследствии раз в 2—3 месяца и на этом остановились; в настоящее время я страдаю ими не чаще, чем это было в детстве. Благодаря этому лечению произошла радикаль­ная перемена не только в состоянии нервной системы, но также улучшились мое общее самочувствие, пищеварение и состав крови. Иному это лечение покажется своеобраз­ным, на основании же собственного опыта я прибавлю, что оно и тяжелое. Один-два раза, день-другой поголо­дать — это куда еще не шло, но в течение года седьмую часть каждой недели голодать или жаждать — для этого требуется известное самообладание. Зато я уверен, что ни один из принятых в научной медицине способов лечения не в состоянии произвести на нервную систему даже и половины подобного эффекта. Затем лишь строгое лечение действительно тяжело, но дни голодания в легкой форме, как я теперь практикую, не заключают в себе особенной трудности, в особенности, если на эти дни будет изби­раться соответственно легкая работа, способная служить развлечением, и в этом случае получаются чрезвычайно утешительные результаты. Следствием моего опыта и личного наблюдения явилось постепенное убеждение, что голодание заслуживает внимания не только с точки зрения терапии, но, возможно, оно имеет еще большую цену и с точки зрения гигиены и педагогики.

Наше порабощенное табаком и алкоголем общество начинает ныне переходить также к отравлению себя опиумом, все чаще и чаще обнаруживая тоску, пресыщение жизнью, отдельные члены его кончают самоубийством и из лона его вырастают целые пессимистические философ­ские системы; такое общество, само того не подозревая, страдает в своей сердцевине нервной болезнью и, чтобы прийти в себя, нуждается в отрезвляющем противодействии».

Наиболее весомый вклад в науку о голоде внес профессор В. В. Пашутин (1902 год) со своими учениками. В военно-медицинской академии России Пашутин проделал множество опытов голодания на различных животных и в результате этого сформулировал физиологическую сущность механиз­мов голодания. Им было выдвинуто учение о стадиях голода, которое дает основание считать В. В. Пашутина родона­чальником физиологической теории голодания. Учение о стадиях процесса голодания позволило установить, что они разные у различных животных, и нельзя переступать за их пределы, иначе голод из блага превращается в беду. Этими экспериментами были установлены физиологически полез­ные сроки голодания, продлевающие молодость и жизнь.

В начале тридцатых годов двадцатого столетия хорошую лепту в науку о голоде внес А. А. Суворин. Это был один из потомков знаменитых Сувориных, которые владели ти­пографиями в Санкт-Петербурге. Он увлекался изучением восточных методик самосовершенствования и безлекарст­венных методов оздоровления. Им были прочитаны индий­ские, тибетские, китайские и другие медицинские трактаты, народные лечебники, книги гигиенистов Запада. Суворин сам написал и опубликовал немало работ (под псевдонимом Алексей Порошин); наибольшую известность получили: «Оздо­ровление голодом и пищей», «Лечение голоданием», «Прак­тика голодания».

После Гражданской войны в России он эмигрировал в Югославию, где долго бедствовал и решил издать одну из своих книг. Издатель не захотел делиться деньгами с эми­грантом, и по ложному доносу Суворина посадили в тюрьму без суда и следствия. В тюрьме он предпринял голодание. «Хочу помолодеть и обновить свои стареющие силы», — так объяснял он свое решение. Вот тогда и дошли сведения о нем до высших юридических инстанций Югославии. На 35-м дне голодания Суворину была дана возможность за­щищать самого себя в суде. Он выиграл этот процесс и продолжил голодания до 42 дней. Окружающие Суворина люди могли наблюдать не только процесс голодания, но и обновление организма после него. Результаты были ра­зительные. Чудодейственную силу голода решили испытать на себе и начальник тюрьмы, и его помощник, и много­численный штат надзирателей. Обреченные больные потя­нулись к нему со всех сторон страны.

Суворин развернул активную деятельность по лечению голоданием. Он переписывался с десятью тысячами читате­лей, которые с помощью голода самостоятельно лечились от самых разнообразных заболеваний. Из десяти тысяч человек, которые голодали под его руководством (большей частью по переписке) и среди которых было много тяжелобольных, умерли лишь четыре человека, тогда как при лечении дру­гими методами смертность была неизмеримо выше.

Суворин был приглашен во Францию для широкого внедрения своего метода в медицинскую практику. Но дело почему-то затянулось. Оставшись без средств к существо­ванию, одинокий в незнакомой стране Алексей Суворин отравился газом. Его смерть подхлестнула внедрение метода голодания в лечебную практику Франции, где образовалась прекрасная школа голодания.

Книги Суворина, издаваемые на русском языке в Юго­славии, завозились на территорию Западной Белоруссии. Здесь в тридцатых годах двадцатого века появились после­дователи А. Суворина. Один из них — М. Р. Зязуля — ле­чил тяжелейшие формы туберкулеза по методике, опи­санной в книгах Суворина. Он назначал им курсы голодания с укороченными сроками пищевого восстановления между ними. В совокупности за одиннадцать месяцев больные го­лодали более ста дней, но зато полностью выздоравливали. На основании этой методики был создан метод фракционного голодания Георгием Александровичем Войтовичем.

В настоящее время наибольший практический опыт по лечебному голоданию в России принадлежит Юрию Серге­евичу Николаеву. Им была создана школа по подготовке специалистов РДТ (другое название голодания — разгрузоч­ная диетотерапия).

Особенно широко голодание практиковалось переселен­цами из Европы в Северной Америке. Например, вот что пишет Герберт Шелтон о пионерах в исследовании и при­менении голодания.

«В течение более 140 лет натуральные гигиенисты применяли голодание как средство для восстановления здоровья, дающее организму возможность быстрого излечения от болезней. Они накопили чрезвычайно важный клинический опыт в этой области. Эти результаты вы­лились в глубоко обоснованное убеждение, что голодание является творческой силой, которая может быть исполь­зована и развита в результате регулярного упражнения в течение жизни».

Одним из родоначальников применения голода в Америке в 1877 году как средства лечения был американский врач из Пенсильвании Эдуард Дьюи. В результате собственной практики он пришел к выводу, что ни аллопатические, ни гомеопатические медикаменты не могут оказывать пользы при острых болезнях и что при этих болезнях потеря в весе происходит совершенно независимо от того, хорошо или плохо больного кормили. Лихорадочное состояние в любом случае сопровождается потерей веса. С появлением аппетита всегда связывается прибыль сил, и опять вполне независимо от того, много или мало пищи получал больной. К этой мысли его привел случай с пациенткой, болевшей тяжелой формой тифа. Она в течение трех недель не могла принимать абсолютно никакой пищи, и тем не менее по­правлялась. На 35-й день у нее появился аппетит, который и был удовлетворен. К этому времени температура у нее стала нормальной, а язык сделался чистым.

Этот случай произвел на доктора Дьюи большое впе­чатление. После него он начал рекомендовать полное пи­щевое воздержание при всех острых болезнях и, как ока­залось, всегда с успехом. Именно так он вылечил своего трехлетнего сына, заболевшего дифтеритом.

С помощью голода Дьюи вылечил и обессилевшую жен­щину, страдающую тяжелой формой суставного ревматизма. В течение голодания он наблюдал исчезновение болезни и переход бледно-желтого цвета кожи больной в здоровый румянец. Через месяц она могла, покинув постель, сидеть в кресле. На 46-й день эта женщина была в состоянии самостоятельно пройти несколько комнат в своей квартире, несмотря на то, что лишь в этот день первый раз за все время болезни она с большим аппетитом съела простой бутерброд. После голодания она поправилась на 18 кило­граммов.

Загадочность процесса голодания раскрылась Э. Дьюи тогда, когда он в одном из учебников по физиологии увидел следующую таблицу потерь отдельных составных частей тела в случае голодной смерти (в %):

Жир  
Селезенка  
Печень  
Мускулы  
Кровь  
Нервные центры  

Как показывает таблица, все ткани более или менее страдают от голодания, за исключением мозга. Исходя из этого факта, Дьюи сделал заключение, что в человеческом теле скоплен большой запас ранее усвоенного питательного материала, и мозг в состоянии потреблять этот материал, когда недостает другой пищи или когда пищеварительная способность ослаблена. Таким образом мозг может сохранять свою материальную неповрежденность. Благодаря этой осо­бенности организма человек сохраняет умственную деятель­ность даже в том случае, когда тело превратилось в настоящий скелет. Отсюда Дьюи делает выводы, которые подкрепляются наблюдениями: чтобы умереть от голода, нужны не дни, а недели и месяцы. А это время значительно превосходит среднюю продолжительность острых болезней. В доказатель­ство Дьюи приводит такие факты.

У мальчика четырех лет пищевод и желудок были со­вершенно разрушены едкой жидкостью, так что даже нич­тожное количество пищи или жидкости не могло попасть в желудок. Мальчик умер на 75-й день голодания при совершенно ясном сознании, и его тело состояло только лишь из костей, связок и тонкой кожи.

Одна женщина вследствие паралича глотательной мышцы, вызванного апоплексическим ударом (инсультом), не могла про­глотить ни единой капли, и умерла лишь спустя четыре месяца.

Эти факты заставили Дьюи по-другому взглянуть на функцию мозга. Он стал рассуждать так: начиная с раннего утра и до позднего вечера силы организма все время умень­шаются независимо от того, сколько пищи принималось. Только сон позволяет вновь восстановить потерянные силы. Питание не может заменить собой сон. Мозг, считает Дьюи, есть не только орган, который сам себя питает, но он представляет собой динамомашину, которая заряжает сама себя энергией во время сна и покоя.

Пища не может быть источником жизненной силы в то время, когда центр ее выработки — мозг — парализован бо­лезнью. А так как процессы переваривания и усвоения пищи требуют ее расхода, становится ясно, что пища в период тяжелой болезни угнетает жизненную энергию и мешает выздоровлению больного. Накопленного в организме запаса пищи (в виде жира, мышц и других органов и тканей) с лихвой хватает, чтобы питать в это время мозг. Принуждать к еде больного, не имеющего аппетита, значит, усугублять его болезнь.

Э. Дьюи была написана книга по голоданию, в преди­словии которой были такие слова:

«Эта книга — история того, что разыгралось в душе одного врача в течение его профессиональной жизни. Начав свою практику в неведении, окутанный туманом меди­цинского суеверия, я пришел, в конце концов, к твердому убеждению, что только сама природа (с помощью голода) может врачевать болезни. Представленный в этой книге гигиенический метод (голодание) своеобразен и револю­ционен. Он широко испытан практически, и его лечебная ценность неоспорима. Каждая строчка этой книги напи­сана в глубоком убеждении, что подрывающие здоровье снадобья и обычное для нашего века питание больных совершенно себя не оправдывают».

Врач Тайнер (1880 год) называл голодание «эликсиром молодости». До голодания Тайнер сам отличался слабостью и болезненностью. Однако в возрасте 52 лет, когда терять уже было нечего, он провел 40-дневное голодание и из­бавился от своих «болячек». Прожил он еще 31 год.

Доктор Адольф Майер в 1901 году написал книгу «Ле­чение голодом — чудодейственное лечение». С позиций фи­зиологии того времени он описывает полезное действие голода на организм человека. Во время голодания организм человека принимается поедать застрявшие в теле непере­варенные остатки пищи, патологически измененную ткань. Продукты распада веществ выводятся из мест отложения, разлагаются: годное в них обращается в питательный ма­териал, а негодное — выделяется вон.

В 1911 году в США вышла книга «Лечение голоданием», завоевавшая большую популярность и переведенная во мно­гих странах. Автором ее был американский писатель Эптон Синклер. Вот что он пишет:

«Обстоятельства сложились так, что мне пришлось встретиться с одной женщиной, ее исключительный цвет лица и необычайное здоровье бросались всем в глаза. Я был удивлен, услышав что 10 или 15 лет назад она была прикованным к постели инвалидом... Она страдала ишиасом и острым ревматизмом; страдала от хронических кишечных заболеваний, которые врачи называли „переме­жающийся перитонит", от большой нервной слабости, меланхолии, хронического катара, вызывающего глухоту. И, это была та женщина, которая смогла верхом на лошади подняться в гору Гамильтона в Калифорнии на расстояние 28 миль в один из страшных штормов, в такой дождь, какой мне не приходилось видеть раньше!.. Эта женщина, когда отправилась верхом, ела 4 дня назад. Это был ключ к ее выздоровлению: она лечила себя голодом. Она отказывалась от пищи на 8 дней, и все ее болезни как рукой снимало...

Мне приходилось раньше слышать о лечении голодом, но это был первый раз, когда я столкнулся с ним... И я начал. Голодание мне постепенно становилось привычным, но я полагаю, что для читателей это так же ново, как и для меня, поэтому я позволю себе описать мои чувства в эти дни.

Я был голоден в течение первого дня — нездоровое, прожорливое чувство голода, известное всем, страдающим диспепсией. Я испытывал не очень большое чувство голода на следующее утро, а затем, к моему громадному удив­лению, я больше не чувствовал себя голодным. Не было больше никакого интереса к еде, как будто я раньше не знал вкуса пищи. До голодания у меня были головные боли каждый день в течение 2—3 недель. Теперь это было только в первый день, потом исчезло и больше не воз­вращалось. Я чувствовал большую слабость на второй день, небольшое головокружение, когда поднимался. Я много был на воздухе и пролежал, греясь на солнце, весь день. То же самое на третий и четвертый день — большая слабость физическая, но при этом большая ясность ума. После пятого дня я почувствовал себя лучше, много прошел пешком и начал понемногу писать. Но больше всего меня поразила ясность и активность разума: я читал и писал больше, чем я мог это сделать в предыдущие годы...

Во время голодания я хорошо спал. Около полудня каждый день я чувствовал некоторую слабость, но массаж и холодный душ тут же восстанавливали мои силы. На 12-й день я прервал голодание, выпив апельсиновый сок...

Мои ощущения во время восстановительной диеты были почти так же интересны, как и во время голодания. Прежде всего в это время было необычное чувство мира и спокойствия, так как каждый нерв моего тела чувствовал себя так же, как чувствует себя кот на печке. Другим характерным явлением была продолжительная активность разума — я читал и писал непрерывно. И, наконец, непре­одолимое желание физической работы. В прежние дни я проходил, большие расстояния и взбирался на горы, но всегда с нежеланием, с принуждением. Теперь, после очи­щения голоданием, я иду в физкультурный зет и делаю такую работу, которая буквально бы сломала мне спину, и я делаю ее с чувством наслаждения и с поразительными результатами. Мускулы буквально прыгают, и я вдруг открываю в себе возможность стать атлетом. Я всегда был тощим и болезненным на вид, как называли меня мои товарищи, „одухотворенным", а теперь я стал...с таким хорошим цветом лица, что мне всегда приходилось выслу­шивать шутки по этому поводу».

Герберт Шелтон — автор наипопулярнейших книг по оз­доровлению человека («Система гигиены», в 7 томах, «Го­лодание может спасти вашу жизнь», «Человеческая жизнь, ее философия и законы» и многие другие) начал заниматься проведением голодания с лета 1920 года. За этот период — почти 45 лет — он провел тысячи голоданий длительностью от нескольких дней до девяносто как для уменьшения веса, так и с целью помочь организму восстановить утраченное здоровье. Книги Шелтона считаются классикой естествен­ного оздоровления. В дальнейшем мы будем часто ссылаться на его труды.

Современная наука постоянно открывает механизмы бла­готворного влияния голода на здоровье и продолжительность жизни человека. Дальнейшие примеры будут приводиться в соответствующих разделах.

Способы воздержания человека от пищи аналогичны вышеописанным у животных. Например, имелись и имеются люди, которые, подобно животным, впадают в анабиоз и в таком состоянии могут находиться месяц и более. Другие люди, подобно спячке животных, находятся в состоянии летаргического сна по несколько лет. Имеются уникумы, которые ведут обычный образ жизни, но при этом десятки лет вообще ничего не едят или потребляют такие крохи пищи, что это нельзя назвать питанием. И наконец, всем известны люди, голодавшие или голодающие по 10—40 и более суток неоднократно. Все эти люди почему-то не ис­тощаются и не умирают, а наоборот, прекрасно выглядят и полны жизни.

Вот наиболее яркие примеры различных феноменов го­лодания.

Анабиоз. Елена Блаватская в книге «Из пещер и дебрей Индостана» упоминает о следующих способностях упорно занимающихся людей:

«Мы недавно слышали, что йоги и другие практиканты гуптавидьи (тайной священной науки) в Индии славятся тем, что открыли секрет не дышать от 21 до 43 минут сряду и — все-таки не умирать! Некоторые из них годами ежедневной, постоянной практики приобретают свойство гибернизации: впадают, как некоторые животные, в спячку и, оставаясь в таком положении без дыхания и даже ма­лейших признаков жизни, позволяют зарывать себя в зем­лю на несколько недель, даже месяцев, а затем — оживают!»

В книге известного швейцарского этнографа О. Штоля «Гипноз и внушение в психологии народов» (1904 год) рассказывается о том, что в 1837 году состоялся спор между йогом по имени Харида и магараджей Рунджит Синга. Магараджа не верил, что человек может шесть недель про­лежать похороненным в земле и после этого ожить. Йог брался это ему доказать.

Перед своим шестинедельным сном йог находился в течение семи дней на молочной диете, а в день «погружения» промыл кишечник и желудок. Свое «погружение» в сон Харида начал с того, что в расслабленной позе опустил голову на грудь, направил мысленный взгляд на переносицу и, монотонно повторяя бесчисленное число раз «Баам, Гаам, Заам, Джаам, Наам», стал задерживать дыхание. Когда он «погрузился» в сон, ученик залепил ему воском глаза, нос, рот (от проникновения насекомых), поместил йога в мешок и уложил его в деревянный ящик.

Ящик с помещенным в нем йогом магараджа приказал закопать в землю. Дополнительно над местом захоронения была посеяна пшеница и поставлена стража.

Через шесть недель наступило время пробуждения. Все жители города Лахор и окрестных селений пришли посмот­реть на исход спора.

Когда ящик вскрыли, там в наглухо зашитом полотняном мешке в неудобной, скрюченной позе был обнаружен че­ловек. Йога вынули из мешка и тщательно осмотрели. Отметили, что весь мешок покрыт плесенью. Руки йога были морщинистые, на ощупь — закоченелые, голова лежала на плече. Врач взял руку йога, ища пульс, — пульс не прощупывался. Ученик Хариды принялся поливать его теп­лой водой и растирать руки, положил на голову йога ра­зогретое пшеничное тесто, удалил из ушей и ноздрей за­купоривающий их воск, разжал челюсти и вытянул язык. Затем слуга протер йогу глаза маслом, раскрыл веки; но глаза сначала оставались словно неживые (стекловидные), глазные яблоки не двигались, зрачки не реагировали на свет. После третьего приложения к голове йога горячего теста появилось сильное конвульсивное подергивание тела (подергивания или сотрясения тела означают, что в него входит полевая форма человека), мало-помалу начали по­являться дыхательные движения, ноздри стали раздуваться, в членах появилась естественная полнота, пульс сделался ощутимым, хотя и был еще очень слаб. Далее слуга положил в рот йога масло и заставил проглотить его. К этому времени полузакрытые глаза Хариды раскрылись, обрели естествен­ный блеск. Через полчаса после начала оживления йог, узнав сидевшего перед ним магараджу Рунджит Синга, низким, едва различимым голосом произнес: «Ну, теперь ты веришь мне?» Примерно через час после извлечения из ящика Харида постепенно полностью пришел в себя.

Впоследствии врачи неоднократно наблюдали йогов в этом состоянии. В индийской газете «Хиндустан тайме» от 27—28 октября 1958 года был опубликован репортаж с места «захоронения» 52-летнего йога Бабашри Рамдажи Джирнари. После 10-дневного голодания он был помещен в склеп, где находился в состоянии анабиоза в течение 24 часов. Еще раньше, в 1950 году, с участием этого же йога Рамдажи был проведен уникальный эксперимент, описанный индий­ским врачом Вейклом в журнале «Ланцет». В Бомбее в присутствии десяти тысяч зрителей йог уселся в вырытый в земле склеп, который затем загерметизировали цементом на 56 часов. Но это еще не все. Спустя указанный срок полость склепа залили водой, и Рамдажи находился под водой в анабиозе в течение шести с половиной часов, после чего был возвращен к жизни в одной из бомбейских клиник.

Зимняя спячка. Очень длительный сон в истории чело­вечества наблюдался не раз. Так, американка Патриция Магуира, узнав о гибели жениха, вдруг начала зевать. Ей посоветовали лечь в постель. Патриция легла и беспробудно проспала более 18 лет! Норвежка Августина Лангард про­спала с 1919 по 1941 год. За это время она совершенно не изменилась. Когда же она проснулась, то начала стареть очень быстро и через пять лет умерла. Двадцать лет проспала Надежда Лебедина из города Днепропетровск. Проснулась она в день похорон матери. Восемь месяцев ей понадобилось для восстановления двигательной активности. Выглядела она гораздо моложе своих лет и на здоровье не жаловалась.

Эти случаи показывают способность человека, наподобие животным, впадать в своеобразную спячку и длительное время обходиться без пищи.

Жизнь без пищи. Тереза Ньюмен родилась в Страстную пятницу в 1898 году. В результате несчастного случая она ослепла и была парализована в возрасте двадцати лет.

Молитвами к Святой Терезе из Лисье она чудесным образом в 1923 году вернула себе зрение. А позже мгновенно исцелилась от паралича конечностей. С 1923 года Тереза полностью отказалась от еды и питья, за исключением ежедневного употребления маленькой священной облатки. С 1926 года по пятницам каждую неделю у нее стали появляться стигматы (раны Христовы).

Вот как описывает Йогананда 37-летнюю Терезу Ньюмен в книге «Автобиография йога»:

«...она казалась намного моложе, отличалась поистине детской свежестью и обаянием. Здоровая, бодрая, хорошо сложенная и с розовыми щеками — вот святая, которая ничего не ест!..

Вы ничего не едите?

Нет, кроме гостии ежедневно в шесть часов утра.

Как велика гостия?

Тонкая, как бумага, величиной с маленькую монетку. Я ем ее по причине святости, если она не освящена, я не в состоянии есть и ее.

Разумеется, вы не смогли бы прожить этим целых двенадцать лет?

Я живу Светом Божиим!

Я вижу, вы сознаете, что энергия вливается в ваше тело из эфира, от солнца и из воздуха.

Я так счастлива узнать, что вы понимаете, как я живу.

Можете ли вы научить других, как жить без пищи? Это ее как будто шокировало.

Я не могу этого делать, Богу это не угодно...»

...Каждую неделю с полуночи в четверг и до полудня-часа дня в пятницу все раны открываются и кровоточат; она теряет четыре с половиной килограмма обычного веса в пятьдесят пять килограммов...

...Профессор Вутц рассказал несколько случаев, бывших со святой в его присутствии.

«...мы часто предпринимали многодневные экскурсии по всей Германии. Это поразительный контраст: в то время как мы едим трижды в день, Тереза не ест ничего. Она остается свежей, как роза, которой не касается усталость, сказывающаяся на нас в результате путеше­ствия. Когда мы голодны и рыщем по пригородным по­стоялым дворам, она весело смеется».

Профессор добавил несколько интересных физиологи­ческих деталей.

«Поскольку она не принимает никакой пищи, ее же­лудок уменьшился. У нее нет естественных выделений, но потовые железы функционируют, кожа ее всегда нежна и упруга.

...Из беседы с двумя братьями Терезы мы узнали, что святая спит лишь час-два. Она активна и полна энергии, несмотря на множество ран на теле...

...Тереза обладает способностью при помощи молитвы переносить на свое тело болезни других. Отказ от пищи берет начало с того времени, когда она молилась, чтобы болезнь горла у одного молодого человека из ее прихода перешла на ее собственное горло».

Скончалась Тереза 18 сентября 1962 года.

Среди христианских святых, которые жили без еды, были Лидвин Шидамский, Елизавета Рентская, Катерина Сьенская, Доминик Лаззари, Анжела Фолинская, Луиза Лато. Святой Николай Флуэзский (отшельник в XV веке) воздерживался от еды двадцать лет!

Весьма интересен и другой случай длительного обхож­дения без принятия какой-либо пищи, описанный Йогонандой в той же книге. Рассказывается о женщине, которая за счет определенной йоговской техники перешла на «пи­тание» окружающей нас энергии:

«Маленькая святая, скрестив ноги, сидела на веранде. Хотя на ней и были следы возраста, она не выглядела истощенной, оливковая кожа была чистой и имела здоро­вый оттенок. — Я скромная служанка всех. Я люблю готовить и кормить людей.

Странное развлечение для святой, которая не ест!

— Мать, скажите мне собственными устами — вы жи­вете без пищи?

— Это верно. С двенадцати лет и четырех месяцев вплоть до теперешнего возраста шестьдесят восемь лет — более пятидесяти шести лет я ничего не ела и не пила.

— У вас никогда не было соблазна поесть?

— Если бы я почувствовала голод, то поела бы.

— Но вы же поглощаете нечто!

— Конечно!

— Ваше питание извлекается из более тонких энергий воздуха и солнечного света, а также из космических лучей, перезаряжающих тело через продолговатый мозг. Мать, расскажите мне, прошу вас, о вашей молодости. Это представляет глубокий интерес для всех в Индии и для наших братьев и сестер за морями.

— Пусть будет так, —голос у нее был низкий и твердый. — Я родилась в этих лесных краях. Детство не было отмечено ничем особенным, кроме того, что у меня был ненасытный аппетит. Помолвка состоялась в девять лет.

„Дитя, — часто говорила мать, — постарайся совла­дать со своей ненасытностью. Когда тебе придет время жить в семье мужа среди чужих, что они подумают, если весь день ты только и будешь есть?"

Бедствие, которое она предвидела, свершилось. Мне было всего двенадцать лет, когда я переехала к родным мужа в Навабгандж. Свекровь день и ночь стыдила меня за привычку к обжорству. Однако эти нагоняи были скры­тым благословением, они пробудили во мне дремлющие духовные склонности. В одно утро ее насмешки были осо­бенно безжалостны.

— Скоро я докажу вам, — сказала я, задетая за живое, — что никогда более, пока жива, не прикоснусь к пище.

— Вот как, — сказала свекровь, насмешливо захохотав, — как можешь ты жить вообще без еды, если не можешь жить без обжорства?

Это замечание было неопровержимо! Тем не менее какая-то железная решимость поддерживала мой дух. Скрывшись в уединенном месте, я устремилась к моему Отцу Небесному.

„Господи, — непрестанно молилась я, — пошли мне гуру, такого, который мог бы научить меня жить Твоим све­том, а не пищей". На меня снизошел божественный экстаз. Ведомая бла­женными чарами, я отправилась к Гангу.

Утреннее солнце переливалось в воде. Омывшись в Ган­ге как для святого посвящения, обернувшись в мокрую одежду, я уже покидала берег, когда прямо предо мной при ясном свете дня материализовался учитель.

— Милое дитя, — сказал он голосом нежного участия, —

я гуру, посланный Богом, чтобы исполнить твою призыв­ную молитву. Он был глубоко тронут ее чрезвычайно необыкновенным характером. С сегодняшнего дня ты бу­дешь жить астральным светом, питая свои телесные атомы из бесконечного потока энергии.

Мой гуру создал вокруг купол света, который скрывал нас от случайных купальщиков. Он посвятил меня в метод крия, освобождающий зависимость тела от грубой пищи смертных. В эту технику входит использование опреде­ленной мантры и дыхательного упражнения, более слож­ного, чем способен сделать обычный человек. Она не вклю­чает в себя никакого лекарства, никакой магии, ничего, кроме крии.

Я сплю очень мало, так как сон и бодрствование для меня одно и то же. Ночью я медитирую, а в дневное время выполняю домашние обязанности. Я почти не чувствую сезонных изменений климата. Я никогда не болела и не знаю, что такое болезнь, я чувствую лишь легкую боль, когда случайно поранюсь. У меня нет телесных выделений. Я могу управлять сердцем и дыханием. В видениях я часто вижу моего гуру, равно как и другие великие души.

— Мать, — спросил я, — почему вы не научите других методике жизни без пищи?

— Нет, — она покачала головой. — Мой гуру мне стро­го-настрого наказал не разглашать этот секрет. В его желания не входит вмешиваться в драму Божьего творе­ния. Фермеры не сказали бы спасибо, если бы я научила многих людей жить без пищи! Ароматные плоды, безус­ловно, валялись бы на земле. Нищета, голод и болезни — это бич нашей кармы, которая в конечном счете побуж­дает нас искать подлинный смысл жизни.

— Мать, — сказал я, — какая польза для мира в том, что вы избраны жить без еды?

— Доказать, что человек — Дух. — Лик ее был озарен мудростью. — Показать, что благодаря божественному раз­витию он может постепенно научиться жить Вечным Светом, а не пищей».

Оказывается, феномен жизни человека без пищи и даже воды не единичен и этому можно научиться при большом желании.

Добровольное воздержание от пищи. Обычный человек без пищи может обходиться довольно-таки длительное время. На длительность голодания каждого конкретного человека влияют следующие факторы: безопасная обстановка; инфор­мация о том, как правильно проводить голодание; индиви­дуальная конституция человека и возраст.

Безопасная обстановка. Если человек неожиданно и вынужденно попадает в условия, в которых прием пищи невозможен, то он погибает не от голода, как такового, а от паники и незнания того, как правильно вести себя без пищи.

В лето 1942 года четверо наших моряков оказались вдали от берега в Черном море без запасов воды и продо­вольствия. На третий день они начали пробовать пить мор­скую воду. Благодаря тому, что в Черном море вода в два раза менее соленая, чем в Мировом океане, они привыкли к ней на пятые сутки. Около двух фляг выпивал ее каждый в течение дня. Тем не менее паника, неблагоприятная обстановка и так далее подействовали губительным образом. Первый моряк скончался на 19-е сутки, второй — на 24-е, третий — на 30-е сутки вынужденного голодания. Последний, капитан медицинской службы, был обнаружен и подобран судном на 36-е сутки в состоянии затемненного сознания. За это время он потерял в весе 22 килограмма, что составило 32% от его первоначального веса.

В начале нашего века группа из одиннадцати человек объявила голодовку в тюрьме ирландского города Корке. На 20-й день газеты стали утверждать, что узники умирают. Такие сообщения передавались на 30, 40, 50, 60 и 70-й день. На самом деле первый заключенный умер на 74-е сутки, второй — на 88-е, а остальные отказались от голодания на 94-е сутки, постепенно поправились и остались живы.

В Одессе, от безысходности, замученная болезнями, решила покончить жизнь самоубийством одна женщина. Так как она была очень набожной, она не стала накладывать на себя руки и решила умереть голодной смертью. Просто легла в постель и стала ждать прихода смерти. Так проле­жала она три месяца, во время которых потеряла 60% веса! Когда она была обнаружена в состоянии крайнего истощения, ее доставили в отделение разгрузочно-диетической терапии к врачу В. Я. Давыдову. С его помощью и специальной диетой был полностью восстановлен ее вес. Кроме этого, оказалось, что эта женщина полностью вылечилась от всех мучивших ее ранее болезней!

Как правильно проводить голодание. Если человек не боится голодать и знает, как вести себя во время голодания, то он может длительно и успешно его практи­ковать. Так, бразильский факир Аделину да Сильва в те­чение пятидесяти лет зарабатывал себе на жизнь тем, что регулярно голодал. За 57 лет своей жизни он проголодал три года, а в 1969 году продержался без пищи 111 дней.

Человек по имени Суччи в период с 1886 по 1904 год за деньги провел десять экспериментов голодания — от 20 до 45 дней каждое. А некто Марлетти несколько раз провел 50-суточные голодания.

Сам автор более 27 суток не голодал, но видел, читал и слышал о людях, живущих в России, которые в целях изле­чения, духовного совершенствования голодали от 30 до 50 и даже 91 суток. Причем у некоторых это вошло в систему.

Индивидуальная конституция человека и возраст. Ввиду того, что во время голодания расходуются ткани организма, оказалось, что чем больше вес человека, тем длительнее он может голодать. 119 суток проголодала в Лос-Анджелесе страдавшая ожирением (143 килограмма) Элейн Джонс. Ежедневно во время голодания она выпивала 3 литра воды, а дважды в неделю ей делали витаминные инъекции. За это время се вес уменьшился до 81 килограмма, а самочувствие было прекрасным.

В 1973 году в городе Глазго две женщины, страдающие ожирением, проголодали для нормализации своего веса 236 и 249 дней!

Если же говорить о голодании и возрасте человека, то можно сослаться на Гиппократа, который писал:

«Старики весьма легко переносят голод, во вторую очередь взрослые, труднее всего — люди молодые, а всех труднее дети, из этих последних те, которые отличаются слишком большой живостью».

Как видите, уважаемый читатель, человек может обхо­диться без пищи, используя совершенно различные меха­низмы — от «поедания» своего тела до «питания» лучистым светом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: