(цит. по: [Грюссер, Зельке, Цинда, 1995])
Левое полушарие |
Правое полушарие
Устная речь Чтение Письмо Вербальное мышление Размер прозы и поэзии Ритм музыки Название цветов Классификация цветов Счет Правая часть внешнего пространства Интерпретация мимики и жестов |
Метафорный смысл речи Чувство юмора Эмоциональная окраска речи
Интонация устной речи (просодия)
Звуковысотные отношения, тембр и гармония в музыке
Пространственные понятия и представления, стереоскопическое зрение, вращение в пространстве
Пространственные координаты, общая пространственная ориентация
Геометрия, игра в шахматы Восприятие «гештальтов»
Левая и правая части внешнего пространства
Распознавание мимики и жестов
Узнавание лиц Эмоциональные реакции
2. ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
«Пространственное» правое и «временное» левое полушария обладают способностями, позволяющими им вносить важный вклад в большинство видов когнитивной деятельности. Комплементарностью специализированных функций двух полушарий определяется то, что модели действительности, конструируемые нормальным мозгом и качественно отличные от простого суммирования типов репрезентаци-онных стратегий, свойственных каждому отдельному полушарию, дают человеку возможность видеть и воспринимать окружающий мир во всем его многообразии.
2.3.8. Профили функциональной асимметрии
В определении профиля асимметрии психических функций долгое время преобладал подход, связывающий доминантность только с рукостью. В настоящее время рассматривается профиль асимметрии преобладание левой или правой части в совместном функционировании парных органов [Доброхотова, Брагина, 1988, 1994]. Профиль асимметрии выражает соотношение доминирования рук и ног, зрения и слуха.
В исследованиях, выполненных под руководством Т.А. Доброхотовой и Н.Н. Бра-гиной, было изучено 100 здоровых испытуемых, студентов и аспирантов, в возрасте 18—26 лет. Среди них 50 мужчин и 50 женщин. Результаты исследования, приведенные в табл. 2.3 и 2.4, во многом разрушают представление о латерализации функций, раскрывают многообразие распределения, значительно отличающееся от дихотомич-ного рассмотрения, основанного только на доминантности руки.
Таблица 2.3