Ход развития детской речи

О развитии речи младенцев на первых месяцах жизни свидетельствуют их голо­совые проявления, которые возникают при посредстве артикуляционного аппарата и обычно называются вокализациями. Пер­вым актом такого рода становится плач новорожденного, с которым он (она) по­является на свет. В первый месяц жизни здоровые младенцы могут плакать довольно долго, порой 2—4 ч в сутки. Плач младен­цев, родившихся в разных местах мира, хорошо изучен с применением звукозапи­сывающей и анализирующей аппаратуры. Определено, что он имеет характерные акустические признаки: в нем преобладают гласноподобные звуки высокой частоты. На втором месяце характер вокализаций меняется, Высокие компоненты в звуках сменяются более низкими. Наряду со зву­ками плача появляется смех. В возрасте 2-3 мес. возникает новое явление детских вокализаций — так называемое гуление.

Оно связано со значительным расши­рением звукового репертуара: появляются согласноподобные звуки (типа я и л), об­наруживаются сочетания звуков (уа, оуа, оэ), гласноподобные вокализации варьи­руют по длительности. Особенно интересно, что нарастание звукового богатства у младенца идет столь интенсивно, что превосходит фонетический багаж языка окружающих: в вокализациях русского ребенка можно слышать звуки многих дру­гих языков.

Приблизительно к полугоду гуление малышей переходит в так называемый лепет. Он выражается в более сложных комбинациях звуков, порой из 3-4 глас­ных; включаются и согласные звуки. По­являются сочетания слогов (ба-па, ма-ма), которые могут устойчиво повторяться ма­лышом, хотя и не относятся им к какому-либо объекту мира. Лепетные звукосоче­тания оказываются одинаковыми у детей всего мира независимо от языковой среды. Не только нормально слышащие, но и глухие от рождения младенцы гулят и ле­печут. Эти факты, как и другие, свидетель­ствуют о генетической обусловленности ранних вокализаций. Специалисты считают, что они обнаруживают врожденные осо­бенности голосового аппарата младенцев. Появление сложного двуслогового лепета (на 6-7-м мес.) достаточно точно совпа­дает с признаками специализации мозго­вых полушарий и возникновением преоб­ладания одной из рук.

Наряду с произведением речевых зву­ков у ребенка развивается и их восприя­тие. Уже 6-месячный малыш различает фонемы. Замечательный факт состоит в том, что в этот момент дети различают фонемы не только своего, но и чужих язы­ков. Так, маленький японец улавливает разницу между л и р, что становится для него недоступным начиная с одного года и позднее, во взрослом возрасте.

Обычно к концу первого года на фоне продолжающегося лепета появляются звуко-комплексы, которые квалифицируются окружающими как первые детские слова. По своему звуковому оформлению такие слова могут быть близкими лепетным звуко-комплексам (типа ма-ма, па-па). Они получили название «нянечные слова». Их звучание оказывается сходным у детей всего мира. Принципиальное отличие первых слов от лепета — в их «осмыслен­ности», отмечаемой окружающими. Эта «осмысленность» довольно трудно под­дается объективному определению, по-


 

3.8. Речь, язык, коммуникация



скольку первые детские слова не имеют прямых референтов, т. е. не называют кон­кретные предметы или явления мира. Се­мантика этих слов весьма своеобразна, поэтому их квалифицируют порой как однословные предложения. Их своеобра­зие состоит в том, что одним словом ма­лыш обозначает не отдельное явление, а целую ситуацию, причем одно и то же слово может относиться ко многим ситу­ациям. Например, сын замечательного исследователя детской речи А.Н. Гвоздева своим ранним словом ка (каша) указывал на то, что мама несет кашу, что он хочет кашу и т. п.

Первые слова 1-2-годовалых малышей относятся к ближайшей действительности: окружающим людям (маме, папе, бабушке), животным (собаке, кошке), машинам, иг­рушкам, еде, частям своего тела (носику, глазкам), домашним предметам (ложке, чашке, шапочке). К двум годам словарь ребенка порой насчитывает до 25 слов. В дальнейшем происходит его быстрый рост. Словарь 6-летних детей доходит в среднем уже до 15 000, а к 10—12 годам практически сравнивается по объему с житейским словарем окружающих.

В возрасте 1,5—2,5 года при нормаль­ном темпе развития происходит важный сдвиг в речевых проявлениях малышей — они начинают систематически использо­вать соединение слов, появляются двуслов-ные предложения. Эти предложения пона­чалу часто имеют телеграфный стиль, т. е. грамматически не оформлены. Их семан­тическая направленность — на указание местоположения объекта, описание собы­тий, действий и др. Например: Тося там, Мама пруа (ушла), Папа бай-бай (спит), Еще моко (молоко) и т. п. Дальнейшее раз­витие двусловных предложений связано с употреблением грамматических форм. В русском языке, представляющем собой по лингвистическому определению язык синтетического типа, это связано с появ­лением так называемых флексий, т. е. из­менением грамматической формы слов при их сочетании. Например: Моко (молоко) кипит. Мама хорошая. Папа большой. Это достаточно знаменательный момент рече­вого развития, обнаруживающий формиро­вание грамматических правил у ребенка.


С этим моментом связано появление словотворчества, которое наблюдается по­рой вплоть до школьного возраста. Оно проявляется в том, что в ходе повседнев­ного общения или игры малыши спон­танно включают в свою речь слова такой структуры, которая не используется в зву­чащей вокруг них речи и не может быть имитационно усвоена ими. Эти особые, «изобретенные», слова (неологизмы) по своей семантике понятны и уместны в употреблении. Например: брос (то, что брошено), кат (действие катания), пургинки (частицы пурги), умность (качество ума), сгибчивая (береза), провеснует (просу­ществует весну), убольшился (сделался больше), стотая (сотая), саморубка (мясо­рубка) и др.

Существует еще один устойчиво вос­производимый феномен речи 3—7-летних детей, получивший освещение в научной литературе. Он относится к коммуника­тивной стороне речи и был впервые опи­сан Ж. Пиаже под названием эгоцентри­ческая речь. Ее особенность состоит в том, что она не служит целям коммуникации. Дети указанного возраста в некоторых ситуациях (играя, рисуя и т. п.) говорят, ни к кому не обращаясь, сами для себя, как бы думая вслух. Наблюдения Пиаже и его помощников за детьми в Доме малюток в Женеве позволили определить коэффи­циент эгоцентрической речи, т. е. ее коли­чественное соотношение с речью обычной, используемой для общения. Обнаружи­лось, что в 3-4 года такой коэффициент составляет более 40%, затем эгоцентричес­кая речь постепенно угасает, практически исчезая к школьному возрасту.

Развитие речи продолжается в школе (а в некоторых направлениях и всю жизнь человека). В связи с обучением чтению и письму ребенок начинает анализировать собственную речь, что делает ее объектом рефлексии. Это важный аспект его дея­тельности, составляющий основу многих направлений совершенствования форм его речевой деятельности. При обучении раз­личным предметам происходит расшире­ние лексики: дети усваивают новые поня­тия и связанные с ними слова и термины. Начинают осмысленно употребляться такие слова, как «причина», «время»; в оби-


 

3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ



ход входят слова, имеющие абстрактное значение. Кроме устной речи — единст­венного из ее видов, который использует­ся дошкольниками, осваиваются письмо и чтение. Устная речь обогащается при оз­накомлении с новыми ее жанрами: пере­сказом, сочинением, выступлением, учас­тием в дискуссиях. Вместе с расширением сферы общения ребенок совершенствует свою способность использовать речь для установления и поддержания социальных отношений — как товарищеских (со сверст­никами), так и более официальных (с учи­телями, школьными администраторами). Следовательно, развивается прагматичес­кий аспект детского языка. Важным ста­новится то, что дети совершенствуют свою способность понимать, а позднее и созда­вать речевые описания, воссоздающие события. Это становится основой для их приобщения через литературу к широ­кому кругу знаний — всей человеческой культуре. Развитие речи и языка в школь­ном возрасте — это чрезвычайно значимая реальность, которая обычно рассматри­вается специалистами педагогического профиля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: