К категории моделей, описывающих структуру речеязыкового механизма, относится модель продуцирования речи В. Левелта (1989). Она представлена на рис. 3.34, который следует читать, начиная с нижней его части.
В модели разделяются два направления потока информации: восприятие (движение извне вовнутрь) и продуцирование речи (движение изнутри вовне). Исходной точкой первого направления и конечной второго является звучащая речь. Движение первого потока начинается с блока Восприятие; затем происходит фонетический анализ воспринятой информации. Следом включается Система понимания дискурса, после чего процесс переходит на уровень Контроля и Создания сообщения (два последних блока охватываются более общей системой Концептуализации). Концептуализация в свою очередь связана с Моделью дискурса, Понимания ситуации, Энциклопедических знаний.
Противоположно направленный поток информации (изнутри вовне) начинается в блоке Концептуализации и Создания сообщения, где он находится в довербальной форме. Следующий блок Формулирование, Грамматическое кодирование (под управлением Лексики и Леммас); здесь образуется Поверхностная структура предложений и происходит Фонологическое кодирование. Затем формируется Фонетический план (Внутренняя речь), от него идет обратная связь к блоку Система понимания дискурса. На заключительном этапе происходит Артикулирование, т. е. создается Звучащая речь.
Модель Левелта считается одной из наиболее проработанных, учитывающих основные компоненты речеязыкового механизма.
3.8. Речь, язык, коммуникация
Модель дискурса Понимание ситуации Энциклопедические знания |
Довербальная форма . I |
Сегментированный дискурс |
Формулирование |
Грамматическое кодирование | |
Система понимания дискурса |
Поверхностная структура |
Фонетический анализ |
Фонетический план (внутренняя речь) |
Восприятие | |
» | k. |
Артикулирование |
Звучащая речь |
Другой вариант структурной модели речемыслительного механизма разработан в Институте психологии РАН Т.Н. Ушаковой (1991). Структура данной модели содержит некоторые существенные дополнения, по сравнению с предыдущей: показывает связь речеязыкового механизма с действительностью, учитывает ситуацию взаимодействия коммуникантов, наполняет содержанием собственно языковой механизм процесса переработки вербальной информации.
На рис. 3.35 показана структура, относящаяся к одному из участников коммуникации. Она состоит из следующих "сновных блоков: восприятия речи, ее роизнесения и центрального смысло-бразующего звена. Функции блока вос-
Рис. 3.34. Модель продуцирования речи В. Левелта (1989)
приятия и блока произнесения — служебные, они выполняют задачи доставки информации субъекту и выведения ее от субъекта вовне. В центральном звене осуществляются смыслообразующие функции и хранение языкового опыта в его описанных лингвистикой формах.
Каждый из блоков производит специфические кодовые операции. Звено восприятия при устной коммуникации перерабатывает поступившие из внешнего мира акустические сигналы, переводя их во внутренний код, специфичный для мозга. Акустические сигналы преобразуются в нервные паттерны, и решается задача распознавания и дифференцирования одного паттерна от другого. В центральном звене не происходит кодового пере-
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ
Произносимая речь |
Рис. 3.35. Обобщающая модель речемыслительного процесса Т. Ушаковой (1991)
хода, используется внутренний мозговой код, который может быть любой природы, поскольку здесь идет чисто внутренняя переработка информации. В звене произнесения внутренние кодовые команды переводятся в сигналы-команды арти-куляторным органам. Параметры этих выходных сигналов строго регламентированы, они определяются закономерностями функционирования артикуляторного аппарата, производящего объективный продукт: звучание, соответствующее нормам используемого языка.
В центральном звене выделяется несколько функциональных уровней. Нижний (1-й уровень) составляют образования, связанные с запечатлением и хранением разных сторон слова: его звучания, значения, соотнесенности с внешним миром. Эти образования названы «базовыми» на том основании, что речь воспринимается именно через внешнюю форму слов — их звучание, написание. Произносимая речь также передается словами, поступающими в соответствующей форме в блок произнесения. На рис. 3.35 показана связь первого уровня с блоком восприятия и произнесения.
Базовый уровень дополняется его подуровнем, который образуется возникаю-
щими из членения слов элементами. Эти элементы обзначаются лингвистами термином «морфемы». В языках синтетического типа, к которым относится и русский, они являются важными структурными элементами, из которых складываются грамматические категории.
Следующий уровень внутренней речи (2-й), более высокий по отношению к базовому, составляет система межсловесных («межбазовых») связей, или «вербальная сеть». Этой сетью охватываются все слова используемого человеком языка, образуя нечто вроде сплошной материи, где различные по семантике и фонетике слова находятся в разной степени взаимной удаленности или близости (см. рис. 3.28). Особенности функционирования сети определяют многие речевые проявления: «семантические поля», синонимию, антонимию слов, их податливость к заменам, понимание многозначных слов, словесные ассоциации.
Третий уровень внутреннеречевой иерархии — это грамматические структуры. Динамические процессы на структурах этого уровня обеспечивают грамматическую оформленность порождаемых предложений.
Наконец, на верхнем уровне иерархии происходит управление порождением тек-
3.8. Речь, язык, коммуникация
стов и их обменами между коммуникантами.
Данная сложная система структур и функциональных образований мозга человека формируется с раннего детства под воздействием многих факторов (требований социума, языка окружающих, внутренних мотивационных факторов субъекта, созревания его мозга). Функционирование этой системы во взрослом возрасте происходит в тесном взаимодействии с другими когнитивными структурами и функциями, прежде всего теми, которые обеспечивают познание и мышление. В правой части рис.3.35 представлены структуры такого рода. Люди вербализуют то, что они воспринимают через органы чувств, посредством общения, а также материал мыслительного процесса: условия, гипотезы, результаты решения разнообразных задач. Соответственно в схему включены структуры репрезентации знаний и эвристические операции. Кроме текущих впечатлений и процессов в речевом продукте находят отражение более общие и стабильные мыслительные и личностные образования: жизненные и научные обобщения, оценки, морально-нравственные позиции. Можно думать, что личностные особенности проявляются в речевом продукте опосредованно через когнитивную эвристическую структуру (см. рис. 3.35).
Протекание процесса обработки информации с использованием описанных структур различно в разных условиях коммуникации, при говорении, при слушании. Во всех случаях, однако, должна происходить активация всех уровней центрального внутреннеречевого звена в соответствии с желаемой и достигаемой целью, аудиторией общения, в условиях свободной устной речи или составления письменных текстов и действия многих других факторов.
Данная модель выявляет общий контур чрезвычайно сложного по своей природе механизма, реализующего речемыслитель-ную деятельность. Ее направленность состоит в том, чтобы учесть и скоординировать основные факторы, участвующие в построении целостного речемыслитель-ного процесса в условиях коммуникации.
10*
Обращение к работам, ведущимся в когнитивистском направлении, показывает отличие современных данных от тех, с которых начиналась тема внутренней речи. Исследования в докогнитивистский период по необходимости имели во многом субъективный характер. Прежде поставленные вопросы сместились сейчас в новую плоскость. Когнитивный подход переводит тему речи и языка в контекст проблемы переработки информации. Описания речеязыкового процесса достигают большой точности и широты. В ряде случаев осуществляется компьютерное моделирование теоретических представлений. Глубинные механизмы речевого мышления и речевой деятельности рассматриваются в связи с общими принципами организации и функционирования психики. Когда виден общий абрис конструкции, возникает возможность лучше разглядеть в ней место отдельного явления.
Психолингвистика развития
В психологии вряд ли можно найти другой феномен, который был бы так детально описан с научной точки зрения и четко воспроизводился в жизни, как развитие детской речи. Данные, характеризующие речевое развитие, многие десятилетия накапливались исследователями-профессионалами, а также любознательными родителями. Они составили основу масштабного направления исследований, которое в современной науке получило название «психолингвистика развития».
Круг ВОПРОСОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К КОМПС"
тенции этого направления, широк. Психолингвистика развития исследует механизмы овладения языком, рассматривает проблемы, связанные с соотношением речевого и интеллектуального развития, анализирует формирование способности к символической деятельности. Многие работы обращены к коммуникативным аспектам развития: исследуются навыки социального взаимодействия, вопрос о том, как ребенок выражает в речи свои коммуникативные намерения. В связи с диагностическими и коррекционными задачами психолингвистика развития занимается
3. ПОЗНАНИЕ И ОБЩЕНИЕ |
также периодизацией речевого онтогенеза, разработкой представления о нормах и правилах развития детской речи.
Проблематика направления столь обширна, что большинство существующих психолингвистических школ так или иначе причастно к ее изучению. Психолингвистика развития — это и исследования когнитивистской ориентации, и анализ интеракции, следующий традициям разных школ дискурс-анализа, и практические разработки, связанные с областью речевой диагностики. Объединяет исследования в первую очередь тематическая ориентация — в центре внимания формирование речевой способности человека, подход же к анализу темы может быть самым разным.
Как же идет речевое развитие и как современная наука понимает его механизм?