Центральным моментом принятия решения является выбор варианта действия с целью достичь наилучшего результата, или исхода. Принятие решения — это традиционно междисциплинарная проблема, которой занимаются и математики, и экономисты, и специалисты по проблемам управления, и психологи. Возраст принятия решения как научной проблемы уже достаточно солиден (250—300 лет). Психологи обратили свое внимание на нее не раньше 50-х гг. нашего века. Еще в XVII в. появилась идея математического ожидания. Со временем ее использовали применительно к проблеме принятия решения. Было сформулировано положение о том, что при выборе надо руководствоваться следующими правилами. По отношению к каждому из альтернативных вариантов необходимо определить возможные его исходы, а также вероятности исходов. После этого для каждого из вариантов нужно найти сумму произведений: вероятности, умноженные на соответствующие исходы. Выбирается тот вариант, который имеет наибольшую сумму произведений — максимальную ожидаемую ценность.
|
|
Несмотря на некоторую сложность формулировки, идея довольно проста. Например, мы хотим купить лотерейный билет в надежде что-то выиграть. Естест-
венно, что хочется выиграть побольше. Предположим, что у нас есть выбор из двух возможных лотерей. В одной билет стоит 10 усл. ед., в другой — 100 усл. ед. В первой мы можем выиграть 1000 усл. ед., во второй — 5000 усл. ед. В первой вероятность выигрыша равна 0,40 (40%), во второй — 0,05 (5%). Какую лотерею выбрать? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо произвести небольшие вычисления. Мы должны посчитать ожидаемую ценность каждой лотереи: умножить возможные исходы на соответствующие вероятности, а потом сложить полученные произведения.
Тогда для первой лотереи получим:
(1000-10) 0,40 - 10 • 0,60 + 390 усл. ед. (т. е. с веростностью 40% можно выиграть 1000, заплатив 10, или с веростноятью 60% .>, не выиграть ничего, опять же заплатив 10).
Для второй лотереи: (5000 - 100) 0,05 - 100 • 0,95 = 150 усл. ед.
Руководствуясь предписаниями теории, необходимо выбрать первую лотерею, поскольку она обладает максимальной ожидаемой ценностью.
В XVIII в. Николас Бернулли (1713) впервые подверг сомнению справедливость теории ожидаемой ценности. Он выдвинул идею о том, что речь должна идти не об объективной ценности исходов, а о субъективной. Так зародилась теория ожидаемой полезности. В дальнейшем она получила свое строгое математическое оформление в работе Дж. Неймана и О. Моргенштерна [von Neumann, Morgen-stern, 1947].
В 1954 г. Л. Сэвидж (см., например: [Козелецкий, 1979]) предложил рассматривать вероятности исходов не как объективные, а как субъективные, или обусловленные особенностями субъекта. Так теория ожидаемой полезности преобразовалась в теорию субъективно ожидаемой полезности.
В недрах математической и экономической теорий принятия решений созрела необходимость собственно психологического подхода: оказалось, что даже если мы можем объективно зафиксировать (измерить) ценности и вероятности исходов, реальный человек в своем выборе руковод-