Введение. Под мотивацией в психологии понима­ется совокупность факторов, энергетизи-рующих и направляющих поведение

Под мотивацией в психологии понима­ется совокупность факторов, энергетизи-рующих и направляющих поведение. Про­блема мотивации, таким образом, сводится к созданию некоторой теории, позволяю­щей определить исходные причины, а также группы переменных (как внешних, так и внутренних), задающих то или иное на­правление, траекторию поведения инди­вида.

Эмоции в свою очередь являются субъ­ективной стороной, переживанием удов­летворения/неудовлетворения потребности, внутренним индикатором степени дости­жения цели.

Мотивационные и эмоциональные процессы относятся к разряду регулятив­ных компонентов психического функцио­нирования, к тому, что инициирует пове­денческий акт и придает ему внутреннюю, субъективную окраску.

В данном разделе будут рассмотрены основные психологические теории моти­вации и эмоций вместе с полученными в рамках каждого из подходов теоретичес­кими и эмпирическими результатами — эффектами и закономерностями.

4.2.2. Теории мотивации

Бихевиоризм: теории научения. Одним из классических подходов к проблемам мотивации в психологии является подход с позиций теорий научения, представлен­ный в работах бихевиористов и необихе-виористов. Основой активности индивида с точки зрения бихевиоризма является некоторая потребность, нужда организма, вызванная отклонением физиологических параметров от оптимального уровня. Эта нужда в свою очередь создает побуждение, приводящее организм в состояние актив­ности.

Если речь идет о врожденных, фикси­рованных формах поведения типа простых рефлексов, то эта активность носит доста­точно специфический, определенный ха-


4.2. Мотивация и эмоции

 



рактер: мы моргаем, когда в глаз попадает инородное тело, отдергиваем руку от горя­чего относительно независимо от нашего жизненного опыта, характера образования и т. п.

В то же время в случаях, когда рефлек­торное реагирование является недостаточ­ным для удовлетворения возникшей по­требности, ликвидации актуальной нужды, активность организма первоначально имеет неспецифический, ненаправленный харак­тер. В таких случаях нужда обеспечивает только общую энергетизацию поведения. При этом для формирования специфичес­кой реакции необходимо научение или обучение, и характер самого поведения, его направленность уже зависят от внеш­них факторов.

Необходимо пояснить, что основным механизмом функционирования мотива­ции, с точки зрения большинства бихевио-ристов (см., например: [Hull, 1929]}, яв­ляется стремление организма снять, сни­зить напряжение, вызванное возникшей нуждой. Если та или иная форма поведе­ния привела к снятию напряжения, к удов­летворению некоторой потребности, то вероятность воспроизведения этой формы поведения в дальнейшем (при возникно­вении соответствующей нужды) растет ''закон эффекта).

Организм стремится избавиться от на­пряжения, связанного с возникновением нужды, вновь привести значения физио­логических показателей в норму, и именно это является основной и по существу един­ственной движущей силой поведения. Данный механизм функционирования имеет название принципа гомеостаза: при отклонении от нормы система стремится вернуться в исходное состояние.

Процесс научения, или выработки не-•второго варианта поведения, возможен при наличии двух основных условий: на­личия потребности и подкрепления, т. е. того, что эту потребность способно удов-тетворить. Голодная крыса мечется по клетке в поисках еды, случайно нажимает на педаль, вслед за этим открывается кор-чушка и голодное животное получает еду. В дальнейшем при возникновении пище­вой потребности вероятность нажатия этой крысой на педаль при условии получения


вслед за этим подкрепления (еды) будет все больше и больше. В конце концов животное выработает устойчивой поведе­ние: хочется есть — крыса бежит к педали и нажимает на нее. Легко видеть, что спе­цифика поведения определяется не самой по себе потребностью, а особенностями среды, подкреплением: если бы для того, чтобы получить еду, необходимо было встать на задние лапы, крыса научилась бы в итоге делать и это. Таким образом, спо­соб поведения не связан однозначно с той потребностью, на удовлетворение которой он направлен: поведение формируется под влиянием факторов среды, структуры под­креплений, а инициируется возникнове­нием физиологической нужды типа жажды, голода, сексуальной депривации и т. п.

Возникает вполне естественный во­прос: как можно объяснить такие формы поведения, как помощь другим, сочине­ние романов или занятие теоретической физикой? Неужели теми же физиологичес­кими нуждами? Да, теми же, считают бихевиористы. Физиологические нужды являются первичными побуждениями, над которыми надстраиваются вторичные. Тер­мин «вторичные» довольно условен: це­почка может быть сколь угодно длинной. Человек помогает другим, потому что в этом случае вероятнее всего они помогут ему в аналогичной ситуации, что будет не­сомненно способствовать его выживанию, а значит, удовлетворению его базовой физиологической потребности. Или — сложнее: человек помогает другим, потому что это способствует благорасположению окружающих, что позволит ему в дальней­шем занять более высокое социальное положение, пользоваться относительно беспрепятственно разного рода благами, а значит, легко удовлетворять возникаю­щие физиологические нужды. (Такая трак­товка мотивации восходит к воззрениям И.П. Павлова, который полагал, что боль­шинство форм поведения можно объяс­нить, основываясь на механизме условного рефлекса. Над условным рефлексом пер­вого порядка надстраиваются условные рефлексы более высоких порядков.)

Другой принципиальной особенностью бихевиоризма вообще и мотивационных теорий научения в частности является то.


 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: