зьшается от действия, прибегает к тактике ухода, выхода из действия. Если же в силу обстоятельств физическое оставление действия невозможно, то включается механизм психического, ментального ухода, выражающийся в появлении посторонних по отношению к действию мыслей, избегании необходимой информации и т.д.
Самоэффективность. Один из конструктивных подходов к диагностике и управлению ожиданиями был предложен А. Бандурой (см., например: [Bandura, 1977|). Этот известный психолог из Стэн-форда ввел термин «самоэффективность» (self-efficacy). Самоэффективность — это вера в собственную способность мобилизовать мотиваиионные, когнитивные и регулятивные ресурсы, необходимые для осуществления действия, т.е вера в себя в контексте конкретной задачи. Операционально самоэффективность определяется следующим образом. Человеку предлагается несколько уровней продуктивности действия, часть из которых ниже стандартного (среднего по популяции) уровня исполнения, часть — выше. После этого человека просят по отношению к каждому из предложенных уровней выразить свою уверенность в его достижении, используя некоторую шкалу, например, от ] (минимальная увренность) до 10 (максимальная, полная уверенность). Скажем, если нас интересует самоэффективность машинистки, мы можем протестировать ее на самоэффективность, предложив ей дать оценки уверенности в том, что она сможет напечатать одну страницу текста за 5 мин, 3 мин... 0,5 мин. Сумма оценок уверенности даст показатель величины самоэффективности,
С точки зрения Бандуры, механизм влияния самоэффективности на действие состоит в следующем. На ранних этапах выполнения задачи, когда у субъекта еше мало соответствующего опыта, наблюдается высокая корреляция между самоэффективностью и предшествующим исполнением (т. е. успехами и неудачами). По мере же приобретения опыта самоэффективность начинает все в большей степени определять уровень исполнения задачи: корреляция между самоэффективностью и исполнением становится все более высо-