Приведенные данные показывают, что на степень удовлетворенности влияет только отрицательное расхождение между исполнением и стандартом: чем испытуемый меньше выиграл по сравнению с целью или прибылью оппонента, тем ниже его удовлетворенность; обратное же, вообще говоря, неверно, как выражаются математики. Хотя в целом испытуемые проявляли наибольшее удовлетворение в случае, когда их исполнение превышало стандарт, чем когда оно было ниже стандарта, степень удовлетворенности не испытывала влияния величины превышения стандарта: испытуемые были чувствительны к изменениям в сфере неудач и нечувствительны к изменениям в сфере успехов, они реагировали на усиление ударов «кнута» и не реагировали на увеличение «пряника».
Делая общие выводы, не стоит быть чрезмерно категоричным. Однако, основываясь на результатах рассмотренного и других подобных исследований, можно сказать, что чувствительность к изменениям отрицательного расхождения «результат-цель» по сравнению с положительным значительно больше. Удовлетворенность результатами действия более подвержена влиянию изменений отрицательной обратной связи, чем положительной.
Зависимость удовлетворенности от расхождения «результат—стандарт» как функция уровня исполнения. Выше речь шла о том, что человек по-разному реагирует на расхождение «результат—цель» в зависимости от знака расхождения. Оказывается, что значение имеет не только знак обратной связи, но и уровень исполнения.
Идея в данном случае состоит в том, что одно и то же расхождение оказывает разное влияние на удовлетворенность в зависимости от уровня исполнения: одно дело, когда исполнение на низком или высоком уровне, и совсем другое, когда оно на среднем. Представим себе ситуацию, когда один человек поставил перед собой цель получить 150 баллов за выполнение некоторой задачи, а реально получил 140, другой поставил цель 110, а получил 100, а третий (для полноты картины) имел цель 50, а получил 40. Легко заметить, что все трое в случае получения обратной связи обнаружат, что расхождение между результатом и стандартом (в данном случае целью) равно —10. Одинаковой ли по силе будет степень их неудовлетворенности собственным действием, если в дополнение к информации о результате они узнают, как соотносится достигнутый ими уровень исполнения со средним для их социальной группы значением? Первый человек узнает, например, что его результат значительно выше среднего, у второго он примерно средний, а у третьего — значительно ниже среднего. Ответ на поставленный выше вопрос — «нет».
Согласно гипотезе Илгена (см. [Locke, Latham, 1991]), проверенной в специаль-
4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
ном экспериментальном исследовании, удовлетворенность в меньшей степени подвержена влиянию информации о величине расхождения «результат—цель», когда исполнителю становится известно, что его результат значительно выше или ниже среднего по популяции по сравнению с теми случаями, когда он знает, что его результативность находится на среднем уровне.
Таким образом, речь идет о двух потоках обратной связи, один из которых — это информация о расхождении «результат—цель», другой — информация о соотношении индивидуального и среднего по социальной группе результатов. Информация второго типа является социальным сравнением. Это тот тип обратной связи, который использовался в эксперименте Бандуры и Фореста.
Согласно гипотезе Илгена, в области экстремумов исполнения (когда человек знает, что его результат значительно ниже или выше среднего) социальное сравнение само по себе достаточно информативно, поэтому у такого исполнителя гораздо меньше потребность в получении и использовании информации второго типа (о величине расхождения «результат-цель»). Ему и так понятно, насколько плохо или хорошо он сработал. Если он узнал, что его результат значительно ниже среднего, то это неудача, провал; если же он узнал, что его результат существенно превышает средние значения по его социальной группе, это означает успех, удачу. В тех случаях, когда человек обнаруживает, что собственный результат находится в области средних значений по его социальной группе, информация о расхождении «результат-цель» приобретает большую информативность: оценить свою деятельность в терминах успеха/неудачи можно только путем сравнения намеченного с достигнутым, иначе исход будет выглядеть неопределенным («серединка наполо-винку»).
Для того чтобы проверить данную гипотезу, был проведен эксперимент, в котором испытуемые формулировали свои цели (ожидания) перед выполнением задачи, после чего им сообщался результат, а также соотношение их результата со
средним по социальной группе (в проиен-тилях). Испытуемые оценивали степень удовлетворенности после выполнения задачи и получения обратной связи. Обратная связь в этом эксперименте была фиктивной.
В ходе обработки результатов испытуемые были разделены на пять групп в зависимости от того, какую обратную связь типа социального сравнения они получали: значительно ниже среднего, нижесреднего, на уровне среднего, выше среднего, значительно выше среднего. Для каждой из этих групп с помощью метода анализа вариаций (ANOVA) определялась степень влияния величины расхождения «результат—цель» на удовлетворенность. Анализ показал, что чем ближе результаты испытуемых находились к среднему по социальной группе, тем большее влияние на оценки удовлетворенности оказывала информация о расхождении «результат-цель». Точнее, испытуемые, которым сообщали, что их исполнение находится на уровне средних значений по сравнению с теми, которые думали, что их результат значительно выше или ниже среднего (экстремален), были более чувствительны к расхождению «результат-цель». Это и отразилось на изменении опенок удовлетворенности. Таким образом, гипотеза Илгена подтвердилась.
Интересные следствия можно вывести из изложенных результатов. Во-первых, для очень хороших или очень плохих работников наибольшее значение имеет так называемая нормативная информация (сравнение с групповой нормой, социальное сравнение); в то же время для «середнячков» расхождение «результат—цель» имеет относительно большее значение. Во-вторых, для тех видов деятельности, в которых велики межиндивидуальные вариации в исполнении, относительно большее значение имеет обратная связь по типу социального сравнения, и, наоборот, если все работают примерно одинаково, информация о расхождении «результат—цель» более эффективна.
Саморегуляция и принятие обратной связи. Наивным было бы полагать, что человек всегда стремится получить обратную связь, что он всегда готов принять, выслу-
4.4. Контроль и планирование поведения
шать, вникнуть в информацию, касающуюся результатов его собственных действий. Принятие обратной связи селективно. По мнению И. Троупа и Э. Нетера (Trope, Neter, 1994], которые не так давно обратились к исследованию условий принятия обратной связи, у информации о результатах действий есть два основных аспекта: 1) диагностический, 2) оценочно-аффективный.
Пользуясь понятиями теории мотива-ционного контроля, можно сказать следующее: диагностическая ценность обратной связи состоит в том, что она содержит информацию о расхождении между критерием соотнесения и перцептивным входом. Следовательно, она информирует исполнителя о том, что сделано и что еще необходимо сделать. Оценочно-аффективный аспект отражает эмоциональную, «переживательную» сторону реагирования на обратную связь и проявляется в изменениях самооценки, ожиданий, удовлетворенности и т. п.
Диагностические и оценочно-аффективные последствия положительной и отрицательной обратной связи различны. Положительная обратная связь в целом информирует исполнителя о том, какого рода задачи он выполняет хорошо, а также подтверждает позитивные ожидания. Отрицательная обратная связь в свою очередь информирует исполнителя о том, что еше нужно сделать, чтобы в дальнейшем достичь наилучшего результата, однако вызывает негативные эмоциональные переживания. Легко видеть, что отрицательная обратная связь имеет относительно большую диагностическую ценность; она дает руководство к действию, но за эту ценность приходится дорого платить, а именно — отрицательными эмоциями. В силу этого велика вероятность отвержения, непринятия отрицательной обратной связи. Это досадное обстоятельство создает своего рода дилемму: человек в наименьшей степени готов принять наиболее диагностическую информацию. Как люди решают эту дилемму и как помочь им ее решить в тех случаях, когда они сами с этой задачей не справляются? Иными словами, что нужно сделать для того, чтобы увеличить
степень принятия отрицательной обратной связи?
По мнению Троупа и Нетера, люди решают эту проблему с помощью определенного приема саморегуляции. А именно: в ситуациях ожидания отрицательной обратной связи в определенной сфере деятельности люди ишут положительную обратную связь в других сферах. Это своего рода «подслащивание пилюли»: если я ожидаю полезную, но неприятную горечь, я для начала проглочу что-нибудь сладенькое — авось горечь будет не так заметна, а польза останется.
Естественно, что величина саморегулятивных усилий по поиску «подслащивающей» положительной обратной связи зависит от «горечи» ожидаемой отрицательной обратной связи: чем более негативна ожидаемая отрицательная обратная связь, тем больше усилий затрачивается на поиск компенсирующей положительной обратной связи.
Изложенные теоретические соображения нашли свое подтверждение в серии экспериментов [Trope, Neter, 1994], Рассмотрим в общих чертах особенности процедуры проведения этих экспериментов и их основные результаты. В одном из них проверялась гипотеза о том, что непосредственно предшествующие успех/неудача в нерелевантной (фоновой) задаче влияют на интерес по отношению к отрицательной обратной связи, касающейся уровня исполнения и способностей в основной задаче. Испытуемые вначале получили задание на пространственную ориентировку — фоновая задача. После ее выполнения части испытуемых сообщили, что их результаты были очень хорошими (положительная обратная связь, успех), другая часть имела очень плохие оценки (отрицательная обратная связь, неудача). Следующее задание было основным — тест на социальную чувствительность (сензитив-ность). Всех испытуемых попросили ответить на вопрос, насколько они заинтересованы в получении информации об их слабых сторонах в плане социальной сен-зитивности (отрицательная обратная связь). Результаты показали, что испытуемые из группы с «подслащиванием», которым сообщалось об успехе в фоновой
4. ПСИХИЧЕСКАЯ РЕГУЛЯЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ
задаче, проявили большую заинтересованность в получении отрицательной обратной связи, чем те участники эксперимента, которые думали, что были неуспешными в фоновой задаче. Итак, «подслащивание» в форме переживания успеха в предыдущей задаче ведет к увеличению интереса, готовности воспринять отрицательную обратную связь об исполнении в последующей задаче.
В другом эксперименте проверялась гипотеза о том, что припоминание негативного/позитивного опыта (положительных или отрицательных событий прошлого) влияет на интерес по отношению к отрицательной обратной связи. Процедура этого эксперимента отличалась от рассмотренной выше только тем, что вместо теста на пространственную ориентировку в качестве фоновой задачи использовалась инструкция, согласно которой требовалось подумать, вспомнить и описать какие-нибудь позитивные, приятные (для одной группы испытуемых) или негативные, неприятные (для другой группы) события прошлого опыта. Результаты этого эксперимента также показали, что «подслащивание» увеличивает интерес по отношению к отрицательной обратной связи; испытуемые, которые вспоминали и описывали позитивные события оказались более заинтересованными в получении отрицательной обратной связи, чем те, кто вспоминал и описывал неприятные эпизоды своей жизни.
И наконец, в третьем эксперименте Троупа и Нетера проверялась гипотеза о том, что внимание, уделяемое информации о прошлых успехах в фонолой задаче, зависит от степени негативности обратной связи: чем более негативна ожидаемая обратная связь, тем больше внимания к прошлым успехам. Всем испытуемым сообщалось, что они были успешны в фоновой задаче. После выполнения основного задания испытуемым говорили, что их результаты: или плохие, или средние, или выше среднего, или значительно выше среднего (отличные). Экспериментатор также сообщал испытуемым, что через некоторое время он ознакомит их с более детальной информацией о результатах
выполнения ими основной задачи. Перед тем как экспериментатор покидал помещение и оставлял испытуемых в ожидании, он предоставлял им подробную информацию по фоновой (успешной для всех) задаче. Кроме того, в комнате, где оставались испытуемые, имелись источники нейтральной информации, не связанной с выполненными заданиями: журналы, газеты. В период ожидания за испытуемыми велось скрытое наблюдение и фиксировался процент времени, потраченного каждым на ознакомление с информацией об успехе в фоновой задаче (это служило показателем внимания к данной информации). Результаты эксперимента показали, что чем более негативной была ожидаемая обратная связь об исполнении в основной задаче, тем больше времени (внимания) испытуемые уделяли знакомству с информацией об успехе в фоновой задаче. Так, например, испытуемые, которые думали, что они показали в целом плохой результат в основной задаче, читали дольше о своих успехах в фоновом задании, чем те, кто думал, что их результат был средним, выше среднего или отличным.
Таким образом, результаты описанного исследования в качестве возможного решения дилеммы «высокая диагностическая ценность — высокая эмоциональная цена отрицательной обратной связи» предлагают метод саморегуляции, который помогает увеличить восприимчивость, принятие отрицательной связи и заключается в том, чтобы до получения отрицательной обратной связи в некоторой задаче сосредоточиться, сконцентрироваться на информации о положительных исходах, успехах в других сферах деятельности.
4,4.5. Заключение
В данной главе были коротко рассмотрены основные элементы и механизмы процесса контроля и планирования поведения. Это относительно молодая и малоизученная область психологии. В ней еще масса «белых пятен» и нерешенных проблем. Однако перспективы дальнейших исследований выглядят вполне реально.
4.4. Контроль и планирование поведения
Эти перспективы касаются решения как фундаментальных вопросов, так и прикладных.
В качестве таковых хотелось бы отметить следующие. Существует некоторое противоречие между исполнительной (результативной) и субъективной сторонами действия. Под субъективной стороной действия я в данном случае понимаю переживание, или эмоциональное состояние субъекта. Это противоречие проявляется на этапе как целеполагания и формирования намерений, так и завершения действия и получения обратной связи. Чем труднее (выше) цель, тем менее вероятно ее достижение, тем, по-видимому, большую напряженность испытывает человек, принимающий эту цель, но в то же время тем лучше результат и больше продуктивность действия. Если человек ориентирован на действие и его намерения сформированы, то действие продуктивно, результативно, но возникает, по-видимому, некоторое обеднение, выхолащивание внутренней жизни, своеобразная упертость, отключен-ность от прошлого. Отрицательная обратная связь более эффективна в плане влияния на последующее исполнение, но она с неизбежностью вызывает ухудшение эмоционального состояния, что не искоренить никакими «подслащиваниями».
Почему между результативной стороной действия и связанными с ним процессами переживания существует столь разительное противоречие? Разве эмоциональный ущерб как плата за результативность действия не приведет в конечном счете (со временем) к снижению продуктивности самого действия? Избегание действия, низкая его продуктивность в итоге должны отрицательно сказаться на эмоциональном состоянии. Значит, где-то должны быть мостики примирения действия и чувства, зоны обоюдной оптимизации внешних и внутренних показателей эффективности. На мой взгляд, зона поиска решения этой проблемы лежит в области исследования действия в динамике, в его временной развертке.
Возникает и ряд частных (но связанных с отмеченной выше) проблем. Как уберечь человека деятельного от опасных
предвзятостей и «когнитивной слепоты» (вспомним данные о подверженности иллюзиям и снижении восприимчивости к информации на стадии до-решения)? Не имеют ли приемы ориентирования на действие, техники повышения самоэффективности и коррекции атрибутивного стиля некоторых отрицательных последствий, например, в плане влияния на стиль взаимоотношений с окружающими и эмоциональное состояние? Не обедняет ли четкая постановка цели некоторые виды деятельности? Если да, то в каких случаях действительно эффективен прием постановки специфичных целей?
Будем надеяться, что ответы на эти и другие подобные вопросы принесут конкретные экспериментальные исследования обозримого будущего.
Список литературы
Анохин П.К. Избранные труды: Системные механизмы высшей нервной деятельности. М.: Наука, 1979.
Винер Н. Кибернетика или управление и связь в животном и машине. 2-е изд. М.: Сов. радио, 1968.
Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М.: Прогресс, 1979.
Миллер Г.А., Галантер Е., Прибрам К.Х. Планы и структура поведения. М.: Прогресс, 1968.
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность. М.: Педагогика, 1986.
Bandura A., Cervone D. Self-evaluative and self-efficacy mechanisms governing the motivational effects of goal systems//J. Pers. and Soc. Psycho!. 1983. V. 45, № 5. P. 1017-1028.
Bandura A., Schunk D.H. Cultivating competence, self-efficacy, and intrinsic interest//J. Pers. and Soc. Psycho!. 1981. V. 41. P. 586-598.
Bandura A. Social-learning theory. N.Y.: General Learning Press, 1971.
Bandura A. Self-efficacy: Toward a unifying theory of behavioral change//Psychol. Rev. 1977. V. 84.
Bandura A. Social foundation of thought and action: A social cognitive theory. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1986.
Feather N.T. (Ed.) Expectations and actions: Expectancy-value models in psychology. Hillsdale, N.J.: Erlbaum, 1981.
Hamner C.W., Harnett D.L. Goal setting, performance and satisfaction in an interdependent task// Organizational Behavior and Human Performance. 1974. V. 12. P. 217-230.
Heckhausen H. Motivation und Handeln. 2 Aufl. Gottingen; Toronto: Hogrefe, 1990.