Психическая регуляция поведения. (критерий соотнесения третьего типа), а получилось, что заняты в основном бума­гами, отчетами и рутиной (перцептивный вход)



(критерий соотнесения третьего типа), а получилось, что заняты в основном бума­гами, отчетами и рутиной (перцептивный вход).

3. Информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния). Перцептивный вход этого типа позволяет нам контро­лировать исполнение действия, ориенти­рованного на критерий соотнесения четвер­того типа. Выходя из здания театра после просмотра комедии, разумно спросить себя: «Повеселел ли я?».

Один из главных выводов, который можно сделать на основе рассмотренных выше классификаций критериев соотнесе­ния и перцептивных входов, состоит в том, что для эффективного управления дейст­вием человек нуждается в информации, соответствующей его критериям. Действие страдает не только от того, что цели и за­дачи не определены, но и от того, что диагностическая информация недоступна, т. е. недоступна та информация, которая могла бы помочь человеку ответить на вопросы типа «Туда ли я иду?» и «Как долго еще идти?».

Если же все-таки человек располагает диагностической информацией, то он мо­жет с той или иной степенью отчетливости оценить расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом, ко­торое в теории мотивационного контроля называется обнаруженным отклонением. Роль обнаруженного отклонения состоит в том, что оно придает поведению изби­рательность (направленность) и энергети-зирует его. Обнаруженное отклонение — это своего рода «on-line-мотивация» — мотивация, которая появляется уже в ходе выполнения действия. Субъект, обнару­живая, что то-то и то-то настолько-то сде­лано и настолько-то недоделано, моби­лизует энергию и направляет ее на «хро­мающие» аспекты ситуации.

Однако интенсивность поведения свя­зана еще и с чувствительностью к откло­нению. Это понятие теории мотивацион­ного контроля отражает важность, или значимость, соответствующей цели для субъекта. Два разных человека (или один и тот же человек) в различных обстоятель­ствах могут иметь один и тот же критерий соотнесения и одинаково воспринимать


реальность (перцептивный вход), однако ведут себя по-разному. И дело здесь в раз­ной чувствительности к отклонению. Например, два соседа по комнате в сту­денческом общежитии, имея одни и те же критерии чистоты, могут по-разному реагировать на беспорядок в комнате: один при небольшом отклонении от нормы бросается делать в ней уборку, другой раздражает первого своей упрямой терпи­мостью к беспорядку.

Резюме: основные структурные блоки контроля действия. Легко заметить нали­чие сквозных идей и концепций в пред­ставленных выше теоретических моделях. Наиболее существенная черта сходства, на мой взгляд, состоит в том, что эти теории являются хронологическими: все они рас­сматривают контроль действия как цикл, начинающийся до действия и завершаю­щийся после окончания предыдущего и перед началом следующего действия. Стре­мясь упорядочить дальнейшее изложение, я условно подразделю процессы контроля на две основные группы, используя в ка­честве уточняющих термины рассмотрен­ных выше теорий:

1. Интенциональные (предшествующие действию) процессы: афферентный синтез, принятие решения, модель результатов и программа действия в теории функцио­нальных систем; первый тест в модели ТОТЕ; стадии пред-решения и до-дейст­вия в модели четырех стадий; критерий соотнесения в мотивационной теории конт­роля.

2. Оценочные процессы — оценка резуль­татов действия; обратная связь — сравне­ние модели результата и программы дей­ствия с реальными результатами; второй тест; стадия после-действия; сравнение перцептивного входа с критерием соотне­сения.

4.4.3. Интенциональные процессы и эффективность действия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: