(критерий соотнесения третьего типа), а получилось, что заняты в основном бумагами, отчетами и рутиной (перцептивный вход).
3. Информация из внутренней среды (чувства, мысли, состояния). Перцептивный вход этого типа позволяет нам контролировать исполнение действия, ориентированного на критерий соотнесения четвертого типа. Выходя из здания театра после просмотра комедии, разумно спросить себя: «Повеселел ли я?».
Один из главных выводов, который можно сделать на основе рассмотренных выше классификаций критериев соотнесения и перцептивных входов, состоит в том, что для эффективного управления действием человек нуждается в информации, соответствующей его критериям. Действие страдает не только от того, что цели и задачи не определены, но и от того, что диагностическая информация недоступна, т. е. недоступна та информация, которая могла бы помочь человеку ответить на вопросы типа «Туда ли я иду?» и «Как долго еще идти?».
Если же все-таки человек располагает диагностической информацией, то он может с той или иной степенью отчетливости оценить расхождение между критерием соотнесения и перцептивным входом, которое в теории мотивационного контроля называется обнаруженным отклонением. Роль обнаруженного отклонения состоит в том, что оно придает поведению избирательность (направленность) и энергети-зирует его. Обнаруженное отклонение — это своего рода «on-line-мотивация» — мотивация, которая появляется уже в ходе выполнения действия. Субъект, обнаруживая, что то-то и то-то настолько-то сделано и настолько-то недоделано, мобилизует энергию и направляет ее на «хромающие» аспекты ситуации.
|
|
Однако интенсивность поведения связана еще и с чувствительностью к отклонению. Это понятие теории мотивационного контроля отражает важность, или значимость, соответствующей цели для субъекта. Два разных человека (или один и тот же человек) в различных обстоятельствах могут иметь один и тот же критерий соотнесения и одинаково воспринимать
реальность (перцептивный вход), однако ведут себя по-разному. И дело здесь в разной чувствительности к отклонению. Например, два соседа по комнате в студенческом общежитии, имея одни и те же критерии чистоты, могут по-разному реагировать на беспорядок в комнате: один при небольшом отклонении от нормы бросается делать в ней уборку, другой раздражает первого своей упрямой терпимостью к беспорядку.
Резюме: основные структурные блоки контроля действия. Легко заметить наличие сквозных идей и концепций в представленных выше теоретических моделях. Наиболее существенная черта сходства, на мой взгляд, состоит в том, что эти теории являются хронологическими: все они рассматривают контроль действия как цикл, начинающийся до действия и завершающийся после окончания предыдущего и перед началом следующего действия. Стремясь упорядочить дальнейшее изложение, я условно подразделю процессы контроля на две основные группы, используя в качестве уточняющих термины рассмотренных выше теорий:
|
|
1. Интенциональные (предшествующие действию) процессы: афферентный синтез, принятие решения, модель результатов и программа действия в теории функциональных систем; первый тест в модели ТОТЕ; стадии пред-решения и до-действия в модели четырех стадий; критерий соотнесения в мотивационной теории контроля.
2. Оценочные процессы — оценка результатов действия; обратная связь — сравнение модели результата и программы действия с реальными результатами; второй тест; стадия после-действия; сравнение перцептивного входа с критерием соотнесения.
4.4.3. Интенциональные процессы и эффективность действия