Структура личности

5,5. 1. Введение

В энциклопедиях и словарях понятие «личность» определяется как: 1) человек, индивид как субъект отношений и созна­тельной деятельности; 2) устойчивая сис­тема социально значимых черт, характе­ризующих индивида как члена того или иного обшества или общности. Первое из приведенных определений носит общий, философский характер, второе же доста­точно часто используется психологами [Платонов, 1986]. Если исходить из тако­го понимания личности, то ее изучение подразумевает исследование внешних характеристик человека, его поведения. Однако предметом изучения психологии личности являются внутренние закономер­ности, которые детерминируют все про­явления человека.

Изучение детерминант поведения не­избежно ставит вопрос о структуре лич­ности, что в свою очередь предполагает выделение элементов, ее составляющих, исследование свойств каждого из них и характера взаимосвязей между элементами, образующих структуру как целое.

Современные теории личности харак­теризуются большим разнообразием как элементов, входящих в структуру личности, так и системообразующих факторов, объ­единяющих элементы в систему. Как спра­ведливо отмечал Р. Кеттел, «в психологии никогда не ощущалось недостатка в тео­риях личности», что привело к ситуации, когда «небольшие ростки точно сфор­мулированных гипотез легко теряются в буйных зарослях непроверяемых, но гран­диозных теорий» [Cattell, 1977, р. 3].

Преодоление этой тенденции в первую очередь требовало разработки корректных процедур измерения, используемых в психо­логии для описания личности. К настоя­щему времени в психологии личности раз­работан арсенал измерительных методов, включающий:... ч,,.

интервью;,. :..

экспертные оценки;,

наблюдение;

семантический дифференциал;
! репертуарные решетки;,.


психологические тесты: а) опросники; б) проективные методы; в) объективные методы.

Давая сравнительный анализ приведен­ным методам, Пауль Кляйн [Kline, 1983]. один из ведущих специалистов в области психометрики, отмечает, что наибольшую ценность для научного описания личности представляют психологические тесты (ав­тор оговаривает при этом необходимость совершенствования методов формализа­ции и анализа результатов проективных тестов).

Наличие в рамках конкретной теории личности разработанного психометричес­кого инструментария делает возможной эмпирическую проверку ее положений, что особенно важно зля реализации естественно­научного подхода к изучению личности.

Еще одной проблемой исследований является определение набора элементов, необходимого и достаточного для описа­ния структуры личности, (Более подробно эта проблема будет рассмотрена ниже.) Необходимо отметить, что в прикладных исследованиях структуры личности в со­став характеристик, согласно традиции, не включаются особенности когнитивных процессов.

Хотя такое разделение недостаточно обоснованно и ряд авторов ставят его под сомнение (Р. Кеттел, Г. Олпорт, К.К. Пла­тонов и др.), на методическом уровне оно отражается в том, что большинство совре­менных методов диагностики личности не имеет шкал оценки уровня развития по­знавательных способностей человека.

5.5.2, Краткая история исследований структуры личности

Исследования личности неразрывно связаны с изучением индивидуально-психологических различий. Первое систе­матизированное описание индивидуаль­ных особенностей поведения принадлежит ученику Платона Теофрасту и изложено в трактате «Характеры». Ключевым для Теофраста являлся вопрос: «Почему греки, живущие в одних и тех же климатических условиях, воспитанные и получившие об­разование по одной системе, так сильно


 

5.5. Структура личности



различаются между собой?». Не найдя на него ответа, Теофраст ограничился описа­нием тридцати «характеров», каждый из которых был выделен по преобладающей негативной характеристике поведения (по­рочность, льстивость, хвастовство и т.д.) и стал результатом обобщения наблюде­ний автора.

Отмеченные Теофрастом характеристи­ки вполне могут быть применены и для описания наших современников. Так, дву­мя тысячами лет позже английский иссле­дователь А. Робак [Roback, 1931] писал: «Благодаря авторам античности и их про­тотипам с определенной долей уверенно­сти можно утверждать, что природа лю­дей, разделенных веками и океанами, ос­тается той же, иначе говоря, люди харак­теризуются одними и теми же индивиду­альными различиями, будьте древние гре­ки или американцы двадцатого столетия».

Работа Теофраста стала первым опытом идеографического подхода в психологии, суть которого на современном этапе сво­дится к абсолютизации уникальности каж­дой личности и вытекающей отсюда не­возможности естественнонаучного подхо­да в психологии.

Незадолго до появления трактата «Ха­рактеры» мыслитель и врач Гиппократ за­ложил основы другого подхода к решению того же вопроса. Созданное им учение о четырех типах темперамента, получившее развитие в работах его последователя Гал-лена, дало начало номотетическому под­ходу в психологии. В рамках этого подхо­да основной акцент ставится на вскрытие причинно-следственных связей, объясня­ющих актуальное поведение человека.

Бурное развитие теоретических и эм­пирических исследований структуры лич­ности наблюдается в конце XIX - начале XX столетия и связано с появлением ра­бот таких выдающихся психологов, физи­ологов и клиницистов, как Вундт, Кеттел, Кречмер, Олпорт, Павлов, Фрейд, Хаггард, Штерн и их многочисленных последова-гелей. Именно в это нремя происходит становление психологии как эксперимен­тальной науки, теоретически обосновыва­ется возможность эмпирического исследо­вания устойчивых поведенческих характе­ристик (концепция черт), изучаются био-


логические основы поведения (типы со­матической конституции и высшей нерв­ной деятельности), применяются матема­тические методы в психологии (факторный анализ).

Применение естественнонаучного под­хода в психологии обусловило дифферен­циацию предмета исследования. X. Хаггард и К. Фрай [Haggard, Fry, 1936], авторы фун­даментального исследования «Анатомия личности*, представили структуру личности, состоящую из пяти основных элементов, в целях ее дальнейшего анализа:

телосложение;

импульсы или движущие силы;

интеллект; -.., „.-,.,

темперамент;

Эго (самосознание).

В различных вариациях выделенные авторами этой работы элементы структуры личности встречаются в большинстве со­временных теорий, В первые десятиле­тия нашего века преобладающей тенден­цией исследований стало изолированное, углубленное изучение одного или несколь­ких перечисленных элементов.

Результатом аналитического этапа раз­вития психологии личности явилась раз­работка ряда теорий, различающихся как по основаниям анализа личности, так и по предлагаемым авторами системообразую­щим механизмам или факторам, опреде­ляющим целостность личности. Основные теории, их авторы и периоды, в течение которых были созданы эти концепции, обобщены в табл. 5.5 (приводится по: [Хьелл, Зиглер, 1997)).

Ряд из представленных в этой таблице теорий продолжает свое развитие и в на­стоящее время, в некоторых случаях са­мими авторами (Айзенк, Кеттел, Бандура), в других — усилиями их последователей (некоторые психоаналитические и когни­тивные теории).

Приведенный в табл. 5.5 перечень тео­рий личности, сложившихся в нашем сто­летии, демонстрирует высокую степень их разнообразия. Некоторые из теорий всту­пали в явные противоречия, выливавшиеся порой в достаточно острые дискуссии между авторами. Наиболее принципиальный характер для современной психологии, на наш взгляд, носила дискуссия между сто-


 

5. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИВ



Таблица 5.5



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: